Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2009 по делу n А24-5076/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

 

ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

690007, г. Владивосток, ул. 1-я Морская, 2, 4

 

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Арбитражный суд апелляционной инстанции

 

г. Владивосток

27 февраля 2009 года                                                            Дело №А24-5076/2008                                                                                                          05АП-2793/2008

 

Резолютивная часть постановления оглашена  26.02.2009 г.

Постановление в полном объеме изготовлено  27.02.2009г.

 

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего: З.Д. Бац

судей:  Г.А. Симоновой, О.Ю. Еремеевой

при ведении протокола секретарем судебного заседания Я.А. Ворожбит

при участии:

стороны не явились, извещены надлежащим образом,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Велес» на решение от 07.11.2008 судьи А.А. Копыловой по делу №А24-5076/2008 Арбитражного суда Камчатского края по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Велес» к Территориальному управлению Федеральной службы  финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае об оспаривании постановления,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью  «Велес» (далее по тексту – ООО «Велес», общество) обратилось в суд с заявлением о признании  незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы  финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае (далее по тексту - ТУ Росфиннадзора в Камчатском крае) о назначении административного наказания от 08.10.2008г. №30-1-08/132.

Решением суда от 07.11.2008г. в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт был мотивирован тем, что вина общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ доказана материалами дела, довод о малозначительности судом отклонен, так как оснований к применению статьи 2.9 КоАП РФ не имеется, размер административного штрафа определен в минимальных пределах, установленных статьей санкций.

ООО «Велес» не согласившись с решением суда, подало апелляционную жалобу, доводы которой сводятся к тому, что административный орган не доказал тот факт, что общество имело возможность и должно было ранее перевести паспорт сделки в другой банк. С момента отзыва у кредитной организации лицензии на ведение банковских операций в порядке статьи 20 Федерального закона  от 02.12.1990  № 395-1 «О банках и банковской деятельности»  последнее не вправе осуществлять деятельность по ведению счетов клиента. В соответствии с Федеральным законом от 25.02.1999 № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» временная администрация, конкурсный управляющий не уполномочены  и не имеют права принимать какие-либо документы по валютным операциям по внешнеторговым сделкам и закрывать паспорт сделки. Заявитель указал, что суд не учел то обстоятельство, что десять дней, на которые ООО «Велес» нарушил срок на подачу  справки о подтверждающих документах, потребовалось последнему для открытия счета в другом банке  и  перевод в него паспорта сделки, после чего была сдана справка о подтверждающих документах.

ООО «Велес», извещенное надлежаще о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направило.

От ТУ Росфиннадзора в Камчатском крае в материалы дела поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Принимая во внимание неявку сторон, суд на основании п.3 ст. 156 АПК РФ рассматривает дело в их отсутствие по имеющимся в деле документам.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального Кодекса РФ, правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что решение отмене не подлежит по следующим основаниям.

Согласно материалам дела, 15.11.2006 ООО «Велес» заключило с японской Компанией «T.M.T. Limited» контракт № 1-03 купли-продажи автомобиля TOYOTA автовышка  на  сумму 15100 долларов США.

Во исполнение указанного контракта 19.11.2007 общество перечислило на счет контрагента денежные средства  в сумме 15100 долларов США.

В ноябре 2007 года ООО «Велес» в ОАО Национальный акционерный банк «Крайний Север» оформило паспорт сделки № 07110001/2373/0003/2/0, который был закрыт 30.01.2008.

В январе 2008 года в ОАО Национальный акционерный банк «Крайний Север» общество по данному контракту открыло новый паспорт сделки                                         № 08010007/2373/0000/2/0.

В связи с отзывом лицензии  у ОАО Национальный акционерный банк «Крайний Север» 25.04.2008  общество в банке - ОАО «Камчатпромбанк» оформило паспорт сделки  № 08040008/1194/0000/2/0, который был закрыт 04.05.2008.

08.02.2008 общество задекларировало  товар, везенный по грузовым таможенным декларациям №№10705030/080208/0000323, 10705030/080208/0000324, 10705030/080208/0000325.

Справка о подтверждающих документах, оформленная по данной декларации, были представлены обществом в уполномоченный банк 25.04.2008, в то время как следовало представить справку о подтверждающих документах не позднее 14.04.2008.

В ходе проведения  ТУ Росфиннадзора в Камчатском крае проверки соблюдения обществом требований таможенного и валютного законодательства при осуществлении валютных операций установлено, что  справка о подтверждающих  документах, отнесенная к форме учета по валютным операциям для резидентов, представлена ООО «Велес» в банк с нарушением срока на 11 дней.

Усмотрев в действиях общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, контролер-ревизор отдела валютного контроля ТУ Росфиннадзора в Камчатском крае  возбудил дело об административном правонарушении, после проведении административного расследовании которого 22.09.2008 составил в отношении ООО «Велес» протокол об административном правонарушении № 30-1-08/132 (далее по тексту – административный протокол).

Руководитель Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Камчатском крае, рассмотрев административный протокол и другие материалы об административном правонарушении, вынес постановление           № 30-1-08/132 от 08.10.2008, которым ООО «Велес» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоА11 РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением,  ООО «Велес» обратилось в    арбитражный    суд   с  заявлением.

Отказывая с удовлетворении заявленных обществом требований, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

Ответственность за несоблюдение порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок  предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

В соответствии с пунктом «б» части 9 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее по тексту – Закон № 173-ФЗ) к валютным операциям отнесены приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 24 Закона № 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.

Порядок  и сроки представления резидентами  уполномоченным банкам справок о подтверждающих документах, связанных с проведением валютных операций, установлен Положением ЦБ РФ от 01.06.2004 № 258-П «О порядке представления резидентами уполномоченным банка подтверждающих документов и информации, связанных в проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций» (далее по тексту – Положения).

В силу пункта 2.1 Положения в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном настоящим Положением, представляет в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций и подтверждающие ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее - подтверждающие документы).

Резидент представляет в банк ПС документы, указанные в пункте 2.2 настоящего Положения, в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий 45 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации (пункт 2.4 Положения).

Указанием  Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 № 1950-У «О формах учета по валютным операциям, осуществляемым  резидентами, за исключением кредитных организаций  и валютных бирж»  справка о подтверждающих документах отнесена к формам учета  по валютным операциям.

Как установлено судом, подтверждается материалами дела и не оспаривается заявителем, общество представило справку о подтверждающих документах, отнесенную к формам учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, с нарушением срока на 11 дней,  что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

В ходе проверки правильности привлечения к административной ответственности судом не установлено обстоятельств, объективно препятствовавших обществу надлежащим образом исполнить обязанность по соблюдению валютного законодательства, в связи с чем, суд пришел к правомерному выводу о наличии вины в совершении вменяемого обществу административного правонарушения.

Отклоняя довод заявителя о том, что общество было лишено возможности своевременно подать справку о подтверждающих документах в связи с отзывом лицензии  ОАО Национальный акционерный банк «Крайний Север» суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.

На основании пункта 1.3 Положения  учет валютных операций и контроль за их проведением осуществляет уполномоченный банк (филиал уполномоченного банка), в котором по контракту резидентом оформлен или переоформлен паспорт сделки в соответствии с нормативным актом Банка России, регулирующим порядок учета валютных операций и оформления паспортов сделок (далее - банк ПС).

Обязанность резидента представлять подтверждающие документы в банк паспорта сделки установлена пунктом 2.4 Положения, согласно которому срок представления  таких документов  не должен превышать 45 календарных дней после окончания месяца, в течение которого по контракту был осуществлен ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

При этом, данной нормой Закона не предусмотрено, что в случае отзыва лицензии у банка паспорта сделки резидент освобождается от исполнения  своей обязанности представлять в указанный банк  в установленный срок формы учета и отчетности, которым относится справка о подтверждающих документах.

В данном случае, на момент возникновения обязанности у общества по представлению справки о подтверждающих документах банком паспорта сделки являлся ОАО «Национальный  акционерный банк «Крайний Север».

Таким образом, факт отзыва у кредитной организации ОАО «Национальный акционерный банк «Крайний Север» лицензии на осуществление банковских операций и назначение с 13.03.2008 по 13.05.2008 временной администрации по управлению кредитной организацией  не является основанием для освобождения резидента от установленной Законом обязанности представлять в установленный срок в банк паспорта сделки формы учета и отчетности, к которым относится, справка о подтверждающих документах.

Пунктом 3.1 Положения установлено, что банк паспорта сделки в день подписания (оформления или переоформления) им паспорта сделки по контракту в порядке, изложенном в приложении 3 к настоящему Положению, открывает и ведет в электронном виде ведомость на основании информации, содержащейся в частности в справке о подтверждающих документах. Указанная обязанность, а также передача данной ведомости резиденту  в связи с переводом  контракта на расчетное обслуживание  в другой уполномоченный банк согласно Положению о временной администрации по управлению кредитной организацией, установленного Центральным банком России от 09.11.2005 № 279-П и Инструкции Банка России от 15.06.2004 № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок»  возложена на временную администрацию, назначенную Банком России после отзыва у кредитной организации лицензии.

Как следует из материалов дела, ведомости банковского контроля по паспортам сделки № 07110001/2373/0003/2/0, № 08010007/2373/0000/2/0 велись ОАО Национальный акционерный банк «Крайний Север» и в последующем были переданы в ОАО «Камчатпромбанк». При этом, назначение временной администрации в ОАО Национальный акционерный банк «Крайний Север» и отзыв лицензии не приостановило деятельности банка.

Ссылка заявителя жалобы на  статью 20 Федерального закона 02.12.1990                № 395-1 «О банках и банковской деятельности», а также на Федеральный закон от 25.02.1999 № 40-ФЗ «О несостоятельности банкротстве кредитных организаций» является необоснованной, поскольку принятие уполномоченным банком подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с резидентами  по внешнеторговым сделкам не входит в перечень ограничений, установленных указанными

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2009 по делу n А51-5875/2007. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также