Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2008 по делу n А59-157/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

690007, г.Владивосток, ул.1ая Морская,2

 

ИМЕНЕМ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток                                                                 Дело №А59-157/2008-С10

30 июня 2008г.                                                                         №05-АП-197/2008

Резолютивная часть оглашена в судебном заседании 26.06.2008. Постановление в полном объеме  изготовлено 30.06.2008.

ПЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

в составе:

председательствующего судьи Л.Ю. Ротко

судей  Н.А. Скрипка, С.В. Шевченко

при ведении прокола судебного заседания секретарем Н.Н. Ямщиковой

Стороны в судебное заседание не явились, извещены.

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ФГУ «Администрация морских портов Сахалина»

на решение Арбитражного суда Сахалинской области

от 23.04.2008 по делу №А59-157/2008-С10, принятое судьей  С.И. Ким

по иску открытого акционерного общества «Сахалинское морское пароходство»

к федеральному государственному учреждению «Администрация морских портов Сахалина»

о взыскании 269 328 руб. 24 коп.,

установил: открытое акционерное общество «Сахалинское морское пароходство» обратилось в Арбитражный суд Сахалинской области с исковым заявлением к федеральному государственному учреждению «Администрация морских портов Сахалина» о взыскании 269 328 руб. 24 коп. неосновательного обогащения, образовавшегося в результате оплаты в течение октября-декабря 2007 года с судна «Сахалин-9» корабельного сбора по ставке за 1 куб.м. условного объема судна отдельно за каждый вход в порт и выход из порта в соответствии с пунктом 2.1 Ставок сборов с судов в морских торговых портах Российской Федерации, утвержденных Министерством Экономики Российской Федерации 04.08.1995, Министерством транспорта Российской Федерации 21.07.1995.

Решением суда от 23.04.2008 исковые требования открытого акционерного общества «Сахалинское морское пароходство»  удовлетворены в полном объеме. Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того судно дизель-электроход «Сахалин-9» является пассажирским судном, в отношении которого подлежат применения льготные ставки сборов, установленные пунктом 2.4 Ставок сборов с судов в морских торговых портах Российской Федерации.

Обжалуя в апелляционном порядке состоявшееся по делу решение суда, федеральное государственное учреждение «Администрация морских портов Сахалина» просит его отменить, указывая на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств дела. Так, в обоснование своих доводов заявитель апелляционной жалобы указал, что судно дизель-электроход «Сахалин-9» относится к типу «пассажирское/накатное». Пассажирское/накатное судно дизель-электроход «Сахалин-9»  осуществляет перевозки между российскими портами Холмск - Ванино. В те рейсы, когда судно дизель-электроход «Сахалин-9» осуществляло перевозку пассажиров  или пассажиров и грузов одновременно, его специализация определялась на основании судовых документов как «пассажирское судно в каботажном плавании». Судно относилось к группе «Г», корабельный сбор взимался в соответствии с пунктом 2.4 Ставок - один раз в год при первом входе в порт и выходе судна из порта. В те рейсы, когда судно дизель-электроход «Сахалин-9» осуществляло грузовые перевозки и перевозило только опасные грузы, при которых перевозка пассажиров запрещена, судно относилось к группе «Б». Корабельный сбор взимался в соответствии с пунктом 2.1 ставок за каждый вход или выход из порта. Кроме этого, заявитель апелляционной жалобы указал, что обязательство из неосновательного общения между ним и истцом возникнуть не могло в связи с наличием договорных отношений. С исковые заявлением о взыскании неосновательного обогащения вправе обратиться собственник судна «Сахалин-9» - закрытое акционерное общество  «Морские паромные переправы «Ванино-Сахалин», по распоряжению которого агент (открытое акционерное общество  «Сахалинское морское пароходство») уплачивал корабельный сбор.

В письменном отзыве открытое акционерное общество  «Сахалинское морское пароходство» по доводам апелляционной жалобы возразило, указало, что отсутствие пассажиров на борту судна в период перевозки опасных грузов не меняет предназначение (тип) судна, установленный судовыми документами.

Стороны, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, явку своих представителей в суд не обеспечили. Федеральное государственное учреждение «Администрация морских портов Сахалина» через канцелярию суда заявило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.

Исследовав материалы дела и апелляционной жалобы, проверив в порядке статей 266-271 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, апелляционная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого  судебного акта в силу следующих обстоятельств.

Как следует из материалов дела, между федеральным государственным учреждением  «Администрация морских портов Сахалина» /администрация/ и открытым акционерным обществом  «Сахалинское морское пароходство» /агент/ заключен договор о порядке оплаты государственных портовых сборов №15 от 01.12.2005, регламентирующий порядок оплаты агентом государственных портовых сборов, взимаемых администрацией по судам, в отношении которых агент принял назначение от судовладельца, оператора или фрахтователя, быть его агентом. По условиям данного договора администрация, в том числе, обязалась начислять портовые сборы в размерах, предусмотренных «Ставками сборов с судов в морских торговых портах РФ 1995г.» и другими нормативными актами. Агент обязался, в том числе, получать на свой транзитный счет платежи от судовладельцев за портовые сборы и услуги, предоставленные судам и перечислять их своим платежным поручением на счет администрации на позднее пяти банковских дней после получения счетов-фактур (раздел 3 договора).

Дополнительным соглашением от 10.01.2007 срок действия договора продлен до 31.12.2007. Дополнительным соглашением от 19.12.2007 срок действия договора продлен до 31.12.2008.

По договору бербоут-чартера от 01.05.2004 судно дизель-электроход «Сахалин-9» на 2 года передано в аренду открытому акционерному обществу «Сахалинское морское пароходство».

В соответствии с пунктом 10.2 договора  фрахтователь обязался за свой счет и своими собственными силами обеспечивать судно провизией, управлять судно, заниматься его эксплуатацией, снабжать, бункеровать и ремонтировать судно, когда бы это не потребовалось в течение периода действия договора; фрахтователь должен оплачивать все сборы и расходы любого вида и характера, связанные с использованием и эксплуатацией судна по договору.

В 2007 году судно дизель-электроход «Сахалин-9» осуществляло заходы в акваторию Холмского морского торгового порта. Согласно реестру судозаходов судна дизель-электроход «Сахалин-9» с 26.10.2007 по 31.12.2007, выданному капитаном порта Холмск, совершило 40 судозаходов в порт Холмск. При этом, пассажиры в качестве груза прихода значатся 11 раз, грузом отхода 13. В остальных случаях грузом прихода и отхода являлся опасный груз.

Полагая, что судно дизель-электроход «Сахалин-9», работающее на линии «Холмск-Ванино-Холмск», перевозящее пассажиров, относится к группе «Г» (пассажирские судна в каботажном плавании), открытое акционерное общество  «Сахалинское морское пароходство» в соответствии с пунктом 2.4 Ставок сбора оплатило платежными поручениями  №№1363, 4294, 4515 корабельный сбор в отношении судна «Сахалин-9» (счета-фактуры №№21 от 10.01.2007, 332 от 14.03.2007).

Федеральное государственное учреждение «Администрация морских портов Сахалина», полагая, что дизель-электроход «Сахалин-9», перевозящие опасный груз, относится к категории «Б», начислило и предъявило истцу к оплате портовые сборы в соответствии с пунктом 2.1 Ставок сбора за каждый вход или выход из порта (выставлены 34 счета-фактуры на общую сумму 269 952 руб. 27 коп., из которых 269 328 руб. 24 коп. - сумма корабельного сбора, 624 руб. 46 коп. стоимость услуг по заверке судового журнала). При этом, Администрация порта предупредила истца о возможности применения к нему санкций, предусмотренных статьей 80 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации - капитан морского порта имеет право отказать в выдаче разрешения на выход судна из морского порта.

Открытое акционерное общество  «Сахалинское морское пароходство» не согласилась с выставленной Администрацией порта суммой, однако, во избежание возможного применения санкций, уплатило ее в полном объеме.

Согласно пункту 7 статьи 76 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации на капитана морского торгового порта и капитана морского рыбного порта соответственно возлагается оформление прихода судов в порты и выхода их из портов.

Корабельный сбор представляет собой плату за оформление прихода и отхода судна и взимается отдельно за каждый вход судна в порт и выход судна из порта, размер и порядок взимания которой зависит от классификации судов по группам. Так, в соответствии с пунктом 2.1 названного нормативного акта, с судов групп «А», «Б», «В», «Г» и «З» сбор взимается за 1 куб. м условного объема судна отдельно за каждый вход в порт и выход из порта. В соответствии с пунктом 2.4 с судов группы «Г», пассажирских судов в загранплавании и паромов, работающих на линиях загранплавания, открытых в установленном порядке, корабельный сбор взимается в каждом порту захода при первом входе в порт и выходе из порта один раз в течение календарного года. С паромов в межпортовом сообщении, не работающих на линиях, открытых в установленном порядке, сбор взимается при каждом входе и выходе из порта.

В соответствии с пунктом 1.11 Ставок сборов с судов в морских торговых портах Российской Федерации  тип судна и его специализация определяются судовыми документами.

Согласно статье 24 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации присвоение класса судов удостоверяется классификационными свидетельствами.

Судно дизель-электроход «Сахалин-9» 1986 года постройки, согласно свидетельству о праве регистрации на судно серии МС-IV №002185 принадлежат закрытому акционерному обществу «Морские паромные линии «Ванино-Сахалин». Классификационным свидетельством судну установлен тип - «пассажирское/накатное».

Пассажирским накатным судном признается пассажирское судно, имеющее закрытые или открытые грузовые помещения с горизонтальным способом погрузки и выгрузки или закрытые  помещения, предназначенные для перевозки автотранспорта с топливом в баках; в эти помещения автотранспорт может въезжать и выезжать собственным ходом и в них имеют доступ пассажиры. К пассажирским накатным судам также относятся суда, осуществляющие на паромных переправах регулярные перевозки пассажиров и перевозки на открытой палубе колесной техники с топливом в баках и/или железнодорожного  подвижного состава с горизонтальным способом погрузки и выгрузки (Правила классификации и постройки морских судов, разработанные Российским морским регистром судоходства).

Судно дизель-электроход «Сахалин-9»,  пригодно для  перевозки опасных грузов, о чем выдано соответствующее свидетельство. Однако, неосуществление регулярных пассажирских перевозок судном «Сахалин-9» не влияет на класс (тип судна), а отсутствие пассажиров на борту в период перевозки опасных грузов не изменяет специализированного класса и основного назначения судна. Класс судну присваивается Российским морским регистром судоходства.

Из материалов дела следует, что судно «Сахалин-9» в период с 2007 по 31.12.2007 работало на линии №ДВ-6/3 «Ванино-Холмск-Ванино». При классификации судно «Сахалин-9» относилось к группе «Г» - пассажирское судно в каботажном плавании, при которой корабельный сбор взимается при первом входе и выходе из порта один раз в течение календарного года.

Согласно статье статей 218 Кодекса торгового мореплавания РФ, фрахтователь осуществляет эксплуатацию судна в соответствии с условиями бербоут-чартера и несет все связанные с эксплуатацией расходы, в том числе расходы на содержание членов экипажа судна. Фрахтователь возмещает расходы на страхование судна и своей ответственности, а также уплачивает взимаемые с судна сборы.

В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами и сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

Поскольку федеральное государственное учреждение «Администрация морских портов Сахалин» не имело законных оснований для взыскания с судна «Сахалин-9» корабельного сбора в соответствии с пунктом 2.1 Ставок сбора за каждый вход или выход из порта, исковые требования открытого акционерного общества «Сахалинское морское пароходство» о взыскании неосновательного обогащения являются законными и обоснованными.

Наличие договора о порядке оплаты государственных портовых сборов №15 от 01.12.2005, заключенного между истцом и ответчиком не исключает возможность взыскания неосновательного обогащения, поскольку взысканный истцом корабельный сбор не относится к правоотношениям, сложившимся между истцом и ответчиком в рамках данного договора. Корабельный сбор за судно «Сахалин-9» истец уплачивал как судовладелец.

Довод апелляционной жалобы о том, что открытое акционерное общество  «Сахалинское морское пароходство» является ненадлежащим истцом, апелляционная коллегия отклоняет, на основании статьи 8 Кодекса Торгового мореплавания Российской Федерации, в соответствии с которой истец является судовладельцем независимо от того, является ли он собственником  судна или эксплуатирует его на иных законных основаниях. Доказательства эксплуатации судна другим лицом в рассматриваемый период в материалах дела отсутствуют.

Учитывая изложенное, апелляционная коллегия пришла к выводу, что, рассматривая настоящий спор, суд первой инстанции правильно применил нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, влекущие отмену судебного акта, не установлено.

Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

 

Решение Арбитражного суда Сахалинской области от 23.04.2008 по делу №А59-157/2008-С10 оставить без изменения, апелляционную жалобу федерального государственного учреждения «Администрация морских портов Сахалина» – без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в установленном законом порядке в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в двух месячный срок через Арбитражный суд Сахалинской области.

Председательствующий:                                                              Л.Ю. Ротко

Судьи                                                                                        Н.А. Скрипка

С.В. Шевченко

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2008 по делу n А51-8967/2007. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также