Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2008 по делу n А51-4319/2008. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

Пятый арбитражный апелляционный суд

690007, г. Владивосток, ул. 1-я Морская, 2

тел./факс (4232) 215-063, 215-098

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Владивосток

15 октября 2008г.                                               Дело №А51-4319/2008 8-123

                                                                                        №05АП-1697/2008

Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:

Председательствующего: З.Д. Бац

судей: Т. А. Солохиной, Н.В. Алфёровой

при ведении протокола судебного заседания секретарем Ворожбит Я.А.

при участии в заседании: 

стороны не явились, извещены надлежащим образом.

рассмотрев в  судебном  заседании  апелляционную жалобу Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 4 с. Максимовка» Тернейского района Приморского края на решение Арбитражного суда Приморского края от 16 мая 2008 по делу №А51-4319/2008 8-123, принятое судьей О.В. Голоузовой, по заявлению  Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 4 с. Максимовка» Тернейского района Приморского края к Отделу государственного  пожарного надзора Тернейского муниципального района

о признании незаконным  и отмене постановления №47 от 26.03.2008 по делу об административном правонарушении

 

установил:

 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 с. Максимовка» Тернейского района Приморского края (далее по тексту – МДОУ «Детский сад №4», Учреждение, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Отделу государственного  пожарного надзора Тернейского муниципального района о признании незаконным и отмене постановления № 47 от 26.03.2008 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.

Решением суда от 16.05.2008 в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что факт совершения заявителем административного правонарушения подтвержден материалами дела,  следовательно, у административного органа имелись правовые основания для привлечения Учреждения к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ. Нарушений процессуальных требований КоАП РФ в ходе производства по делу об административном правонарушении не установлено.

МДОУ «Детский сад №4», не согласившись с принятым решением, обратилось в суд с апелляционной жалобой и просит судебный акт отменить. В обоснование своих доводов заявитель апелляционной жалобы, не отрицая выявленных административным органом нарушений, указывает, что указанные нарушения явились следствием недостаточного финансирования муниципального учреждения собственником имущества и распорядителем средств на обеспечение деятельности учреждения с учетом всех норм и требований, которым является администрация Тернейского района. В связи с тем, что в МУ «Управление образования администрации Тернейского муниципального района» проводится плановая работа по восстановлению систем пожарной безопасности в рамках целевой программы, а МДОУ «Детский сад №4 с. Максимовка» иными средствами, кроме бюджетных ассигнований не располагает, следовательно, не имеет возможности по реализации мер пожарной безопасности.

        Заявитель в судебное заседание не явился, просит о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

        Извещенный надлежащим образом о месте и времени судебного заседания административный орган своего представителя в суд не направил,  согласно ходатайству просит рассмотреть дело в его отсутствие, письменный отзыв суду не представлен.

        Дело слушается в отсутствие сторон в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся в материалах дела доказательствам.

         Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса  РФ  правильность применения норм материального и процессуального права, арбитражный апелляционный суд считает, что судебный акт отмене либо изменению не подлежит по следующим основаниям.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4  с. Максимовка» Тернейского района Приморского края зарегистрировано в качестве юридического лица Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Приморскому краю 24.08.2001, о чем выдано свидетельство серии 25-АА №01014261.

Из материалов дела судом установлено, что на основании распоряжения от 18.03.2008 №31, выданного заместителем главного государственного инспектора Тернейского района по пожарному надзору,  19.03.2008 государственным инспектором по пожарному надзору Тернейского района было проведено плановое мероприятие по контролю соблюдения обязательных  требований пожарной безопасности в помещении МДОУ «Детский сад №4», расположенного по адресу: Приморский край, Тернейский район, с. Максимовка, ул. Самара,7.

В ходе указанной проверки были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, установленные Правилами пожарной безопасности в Российской Федерации ППБ 01-03 (далее по тексту - Правила ППБ 01-03), утверждённые приказом МЧС России от 18.06.2003 № 313 в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее по тексту - ФЗ «О пожарной безопасности») и Нормы пожарной безопасности 110-03 «Перечень зданий и сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализации». Так в ходе проверки установлены следующие нарушения: отсутствует охранно-пожарная сигнализация, нет системы оповещения, котельная не имеет искрогаситель, топливная печь без присмотра истопника.

В тот же день, ОГПН по Тернейскому району вынесло в адрес образовательного учреждения предписание №30 об устранении выявленных нарушений.

         Выявленные в ходе мероприятия по контролю нарушения были зафиксированы в протоколе об административном правонарушении №47 от 19.03.2008.

         Постановлением заместителя главного государственного инспектора Тернейского района по пожарному надзору от 26.03.2008 №47 МДОУ «Детский сад №4» №47 признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.

В соответствии  с частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 КоАП РФ, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц – от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление  деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно Федеральному закону от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» обеспечение пожарной безопасности является одной их важнейших  функцией государства, направленной на защиту жизни и здоровья граждан, их имущества, а также государственного, муниципального имущества и имущества организаций от пожаров.

Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрено, что юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, индивидуальные предприниматели обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.

Аналогичные правила установлены Правилами пожарной безопасности (ППБ 01-03), утвержденными Приказом МЧС от 18.06.2003 № 313, Нормами пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной  сигнализацией» (НПБ 110-03), утвержденными Приказом МЧС России от 18.06.2003 № 315 и Нормами пожарной безопасности «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях» (НПБ 104-03), утвержденными Приказом МЧС России от 20.06.2003 № 323.

Пунктом 10 Правил ППБ 01-03 предусмотрено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны:

обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору;

создавать и содержать на основании утвержденных в установленном порядке норм, перечней особо важных и режимных объектов и предприятий, на которых создается пожарная охрана, органы управления и подразделения пожарной охраны, а также обеспечивать в них непрерывное несение службы и использование личного состава и пожарной техники строго по назначению.

Факт нарушения Учреждением правил и норм пожарной безопасности подтверждается материалами дела (акт проверки от 19.03.2008 №31, протокол об административном правонарушении №47 от того же числа) и по существу не отрицается самим заявителем.

В связи с изложенным, коллегия считает правильным вывод суда о том, что  в действиях МДОУ «Детский сад №4» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, следовательно, у административного органа имелись законные  основания для вынесения постановления о привлечении образовательного учреждения к административной ответственности по названной норме права.

Как следует из материалов дела, помещения, расположенные по адресу: Приморский край, Тернейский район, с. Максимовка, ул. Самара, 7 закреплены за Учреждением на праве оперативного управления (договор №57 л.д.25-26).

Таким образом, материалы дела свидетельствуют о том, что обязанность по выполнению требований пожарной безопасности, а, следовательно, и ответственность за их нарушение или несоблюдение возложена именно на Учреждение.

Коллегия также считает, что отсутствие достаточного финансирова­ния не освобождает заявителя от обязанности соблюдать правила и нормы пожарной безопасности и от ответственности за их нарушения.

Административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена статьей 20.4 КоАП РФ, посягает на общественный порядок и общественную безопасность. Объектом данного правонарушения являет­ся пожарная безопасность - составная часть общественной безопасности, представляющая собой совокупность общественных отношений, охраняе­мых противопожарными правилами, нормами и стандартами, и направлен­ных на обеспечение государственных мер по борьбе с огнем.

Выявленное административное правонарушение непосредствен­но влияет на процесс вынужденной эвакуации людей из помещений дет­ского сада во время возникновения открытого пламенного горения или за­дымления помещений и его дальнейшее распространение по элементам конструкций здания.

Детский сад является учреждением дошкольного образования с массовым пребыванием детей, несоблюдение правил пожарной безопасно­сти влечет необеспечение безопасности детей и создает непосредственную угрозу для их жизни и охраны здоровья, гарантированные статьей 41 Кон­ституции Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, коллегией отклоняется довод заявителя апелляционной жалобы об отсутствии вины Учреждения в совершении административного правонарушения в связи с недостаточными финансированием собственником.

Кроме того, как правильно указал суд первой инстанции, заявитель, ссылаясь на имеющиеся в деле уведомления о бюджетных ассигнованиях за первый квартал 2008г. с указанием на перечисление Учреждению денежных средств по статье 226 «прочие расходы», не представил суду доказательств, обосновывающих необходимость отнесения перечисленных средств на какие-либо конкретные виды расходов, и невозможности использования их на цели пожарной безопасности.

С учётом изложенного у суда отсутствуют основания считать, что МДОУ «Детский сад №4 с. Максимовка» приняло все зависящие от него меры по соблюдению пра­вил пожарной безопасности, в связи с чем в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ заявитель признаётся виновным в совершении вменяемого ему адми­нистративного правонарушения.

Нарушения порядка производства по делу об административном правонарушении судом не установлено.

В соответствии с частью 3 статьи 211 АПК РФ  в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

        При таких обстоятельствах,  коллегия  считает вынесенное решение суда первой инстанции законным и обоснованным и не находит оснований к его отмене.

        Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд

 

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Приморского края от 16 мая 2008г. по делу №А51-4319/2008 8-123 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

         Постановление может быть обжаловано в Федеральный Арбитражный суд Дальневосточного округа в 2-х месячный срок  через Арбитражный суд Приморского края.

Председательствующий                                                                 З.Д. Бац

Судьи                                                                                           Т.А. Солохина

                                                                                              Н.В. Алфёрова

                                                                                             

Постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2008 по делу n А24-6375/2006. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также