Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2007 по делу n А19-9830/2006. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

Четвертый Арбитражный Апелляционной Суд

672000, г. Чита, ул. Ленина, 100-б

Именем Российской Федерации

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

арбитражного апелляционного суда

г. Чита                                                                                       Дело № А19-9830/2006-10-31

4АП-908/07

“_4_”_апреля  2007   г.

Резолютивная часть постановления вынесена 29 марта 2007 года.

Четвертый Арбитражный Апелляционный суд  в составе:

председательствующего Бурковой О.Н. судей  Стасюк Т.В., Куклина О.А

при ведении протокола судебного заседания судьей Бурковой О.Н.

при участии

представители истца, ответчиков, третьих лиц отсутствуют, уведомлены

рассмотрел в судебном заседании дело №А19-9830/2006-10-31

по иску  МУП «Жилсервис» г.Усолье-Сибирское

к   Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Главному финансовому управлению Иркутской области

с участием третьих лиц: Управление социальной защиты населения по Иркутской области, МО город Усолье-Сибирское

о взыскании 25 182 098 руб.

и установил:  МУП «Жилсервис» г. Усолье-Сибирское обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском о взыскании с Главного финансового управления Иркутской области 25 182 098 руб. убытков в связи с оказанием коммунальных услуг при применении ФЗ «О ветеранах» в 2003 году.

В качестве третьих лиц на стороне ответчика привлечены к участию в деле Управление социальной защиты населения по Иркутской области, Муниципальное образование «Город Усолье-Сибирское» в лице Комитета по экономике и финансам Администрации г.Усолье-Сибирское.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 15 июня 2006 года с учетом определения об исправлении описки от 29 июня 2006 года исковые требования удовлетворены в сумме 11 056 036 руб., в удовлетворении остальной части иска отказано.

Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Иркутской области от 2 октября 2006 года решение суда первой инстанции от 15 июня 2006 года отменено, в качестве надлежащего ответчика по делу привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации. Фактически дело назначено к рассмотрению по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, на 13 ноября 2006 года.

При рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции истец отказался от исковых требований в части взыскания убытков за 2004 год, просил взыскать 11 056 035 руб., составляющих сумму убытков в связи с оказанием услуг в 2003 году.

Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Иркутской области от 16 ноября 2006 года  исковые требования удовлетворены, с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации взыскано в пользу истца 11 056 036 руб. – сумма убытков.

Постановлением кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12 февраля 2007 года постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Иркутской области от 16 ноября 2006 года отменено, дело передано на новое рассмотрение в Четвертый арбитражный апелляционный суд.  В постановлении кассационной инстанции указано, что при новом рассмотрении апелляционному суду следует с учетом заявленных исковых требований и момента привлечения в качестве надлежащего ответчика Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, заявления ответчика о пропуске срока исковой давности, заявления истца о перерыве течения срока исковой давности рассмотреть спор по существу.

Таким образом, в апелляционном суде подлежит рассмотрению настоящее дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, поскольку решение суда первой инстанции от 15 июня 2006 года отменено постановлением апелляционной инстанции от 2 октября 2006 года.

При новом рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции истец по делу представил письменные пояснения, в которых указал, что срок исковой давности для предъявления заявленных требований, по мнению истца,  истек 31 декабря 2003 года, после привлечения в качестве ответчика Российской Федерации. Кроме того, истец указывает на перерыв срока исковой давности, по мнению ответчика, о перерыве свидетельствует платежное поручение №5 от 27.12.2004 года на сумму 1 677 974 руб., которым Комитет по экономике и финансам Администрации г.Усолье-Сибирское частично погасил задолженность за 2003 год по ФЗ «О ветеранах».

Департамент финансов Иркутской области представил пояснения по делу, в которых указано, что надлежащим ответчиком является Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации, Иркутская область является ненадлежащим ответчиком.

Отзыва от остальных лиц, участвующих в деле, не поступило.

Дело рассмотрено в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия рассмотрения дела в апелляционной инстанции.

Исследовав материалы дела, апелляционный суд пришел к следующим выводам.

Из искового заявления  следует, что предметом иска является взыскание убытков в сумме 11 056 036 руб. (с учетом уточненных исковых требований), основанием - предоставление ветеранам г.Усолье-Сибирское льгот по оплате коммунальных услуг в 2003 году и неполная компенсация возникших в связи с этим расходов истца. Правовым основанием иска являются статья 15 Гражданского кодекса Российской Федерации и статья 10 Федерального закона "О ветеранах".

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В соответствии со статьей 10 Федерального закона "О ветеранах" в редакции, действовавшей в 2003 году, возмещение расходов на предоставление ветеранам льгот по оплате коммунальных услуг, независимо от вида жилищного фонда, осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении N 23 от 22 июня 2006 года "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" в пункте 18 разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 1 января 2005 года предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам надлежит учитывать следующее.

При применении статьи 72 Конституции Российской Федерации, абзаца 6 пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года) судам необходимо исходить из того, что отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств Российской Федерации.

Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2001 года N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.

Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Согласно ч.2 ст. 10 ФЗ «О ветеранах» порядок возмещения расходов на реализацию льгот утверждается соответственно Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с постановлением губернатора Иркутской области от 14.02.2003 года №66-П «О порядке финансирования ФЗ «О ветеранах» в 2003 году» полномочия по распределению поступающих из областного бюджета субсидий, для компенсации предприятиям расходов, связанных с предоставлением льгот ветеранам переданы главам муниципальных образований.

Принимая ФЗ «О ветеранах» и наделяя субъект Российской Федерации полномочиями по его исполнению, Российская Федерация должна обеспечить его исполнение, то есть передать необходимые для выполнения данных полномочий средства.

Возложенные федеральными законами на субъекты Российской Федерации государственные полномочия по предоставлению льгот населению должны быть профинансированы из федерального бюджета.

Выделенные на указанные цели бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы МУП «Жилсервис».

Выпадающие доходы предприятия в связи с предоставлением льгот подтверждены актами сверки задолженности между предприятием и Управлением социальной защиты населения по делам горожан администрации г.Усолье-Сибирское.

Неисполнение государством своих обязательств по компенсации затрат, произведенных предприятием в связи с реализацией законно установленных и обеспеченных бюджетным финансированием льгот, влечет возникновение у предприятия убытков, подлежащих в соответствии с законодательством перечислению предприятию в качестве возмещения затрат, произведенных в связи с предоставлением льгот.

На основании изложенного, требования истца о взыскании убытков, образовавшихся с 1 апреля 2003 года по 31 декабря 2003 года в сумме 11 056 035 руб. подлежат взысканию с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны.

Довод истца о перерыва течения срока исковой давности суд апелляционной инстанции находит необоснованным, так как в силу ст. 203 ГК РФ течение срока исковой давности прерывается совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга. Перечисление Комитетом по экономике и финансам Администрации г.Усолье-Сибирское задолженности за 2003 год по ФЗ «О ветеранах» нельзя расценить как действия, совершенные Российской Федерацией.

В тоже время, апелляционный суд не находит истекшим срок исковой давности для предъявления требований о возмещении убытков в связи с предоставлением льгот по ФЗ «О ветеранах» в 2003 году, о котором заявил ответчик – Российская Федерация.

Возмещение расходов, установленных федеральным законом осуществляется из федерального бюджета и может быть произведено в течение всего периода, на который принят бюджет. В соответствии с ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год», исполнение бюджета предусмотрено в течение всего 2003 года. Следовательно, срок исковой давности по заявленным требованиям должен исчисляться с 1 января 2004 года. Общий срок исковой давности в соответствии со ст. 196 ГК РФ по требованиям истекает 1 января 2007 года.

Российская Федерация привлечена  в качестве ответчика к участию в деле постановлением  от 2 октября 2006 года, то есть до истечения срока исковой давности.

Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу МУП «Жилсервис» 11 056 036 руб. убытков.

В иске к Иркутской области в лице Главного финансового управления отказать.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев.

Председательствующий                                                                      О.Н.Буркова

Судьи                                                                                                     О.А.Куклин

Т.В.Стасюк

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2007 по делу n А19-25497/06-24. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также