Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2008 по делу n А19-5330/08-48. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина 100 «б»

www.4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита                                                                                                       Дело № А19-5330/08-48

                                                                                                                               04АП-3002/2008

“13” октября 2008 г.

Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2008 года

Полный текст постановления изготовлен 13 октября 2008 года

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Д.Н. Рылова, Т.О. Лешуковой при ведении протокола судебного заседания судьей Е.В. Желтоуховым, рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Агентства имущественных отношений Иркутской области, на решение арбитражного суда Иркутской области от 25 июля 2008 года по делу № А19-5330/08-48, принятое судьей Е.Ф. Капустенской,

при участии:

от заявителя, ООО «Торговый Дом Кальмеера»: не было;

от заинтересованных лиц

1 Администрации Иркутской области: не было;

2 Агентства имущественных отношений Иркутской области: Агеевой Е.Н., представителя по доверенности от  28.08.2008г.;

и установил:

Заявитель, общество с ограниченной ответственностью «Торговый Дом Кальмеера», обратился с требованием, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, о признании незаконным решения Агентства имущественных отношений Иркутской области, оформленное письмом от 11.04.08 г. № 23-3398/1к, об отказе по заявлению от 11.02.08 г. № 71 в выборе земельного участка и предварительном согласовании места расположения объекта на земельном участке, расположенном по адресу: г. Иркутск ул.Тимирязева и об обязании устранить допущенные нарушения прав заявителя путем принятия решения о предварительном согласовании размещения объекта по указанному адресу.

Решением суда первой инстанции от 25 июля 2008 года требования общества с ограниченной ответственностью «Торговый Дом Кальмеера» удовлетворены в части.

Суд первой инстанции признал незаконным решение Агентства имущественных отношений Иркутской области об отказе, оформленное письмом от 11.04.08 г. №23-3398/1к как решение об отказе в дальнейшем рассмотрении заявления от 11.02.2008 г. № 71 Общества с ограниченной ответственностью «Торговый Дом Кальмеера» о выборе земельного участка и предварительном согласовании места расположения объекта на земельном участке, расположенном по адресу: г.Иркутск ул. Тимирязева, как не соответствующее п. 10 ст. 4 Закона Иркутской области «Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области», п.п. 34, 35 Положения «О предоставлении земельных участков находящихся на территории г. Иркутска», утвержденного Постановлением Администрации Иркутской области от 29.12.06 г. № 263-па.

Суд первой инстанции обязал устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в порядке пунктов 33, 34 Положения «О предоставлении земельных участков находящихся на территории г. Иркутска», устанавливающих процедуру приема и рассмотрения заявлений о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.

В соответствии с п. 10 ст. 4 Закона Иркутской области «Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области» №99-оз от 21.12.06 г. к полномочиям Администрации Иркутской области в сфере использования и охраны земель, относится распоряжение земельными участками, находящимися на территории муниципального образования "Город Иркутск", государственная собственность на которые не разграничена, в соответствии с настоящим Законом.

Во исполнение указанных нормативно – правовых актов, Постановлением Администрации Иркутской области от 29.12.06 г. №263-па утверждено Положение о предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства (далее – Положение),

Таким образом, данное Положение устанавливает порядок предоставления земельных участков для строительства, в том числе, порядок рассмотрения заявлений, поступивших согласно ст. 30, 31 Земельного кодекса РФ.

Как установлено пунктами 33, 34, 35 Раздела VI Положения о предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образова­ния город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства, - гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства (далее - заявитель), подают в Администрацию Иркутской области через Департамент заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта (далее - заявление о выборе), Администрация Иркутской области в течение трех дней с момента получения заявления о выборе направляет обращение об обеспечении выбора земельного участка, копии заявления о выборе и приложенных к нему документов в орган местного самоуправления муниципального образования "Город Иркутск", который в течение тридцати дней с момента получения данного обращения обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями. Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления муниципального образования "Город Иркутск" проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора. Администрация Иркутской области принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, наиболее оптимально удовлетворяющим заявлению о выборе, или об отказе в размещении объекта, в течение десяти дней со дня получения акта о выборе земельного участка. Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением проекта границ земельного участка или об отказе в размещении объекта направляется (выдается) заявителю Департаментом в семидневный срок со дня его утверждения.

Согласно Постановлению Администрации Иркутской области от 31.12.07 г. №312-па Департамент имущественных отношений Иркутской области, о котором идет речь в указанном выше Положении, реорганизован в форме слияния Департамента имущественных отношений Иркутской области и Комитета по управлению государственным имуществом Усть-Ордынского Бурятского автономного округа в Агентство имущественных отношений Иркутской области.

Положением об Агентстве имущественных отношений Иркутской области, утвержденным постановлением Администрации Иркутской области от 31.12.07 г. №321 –па установлено, что к его компетенции относится управление, распоряже­ние и контроль за использование государственной собственности Иркутской обла­сти, кроме того, из Постановления Губернатора Иркутской области от 20.08.07 г. № 362-п следует, что Агентство имущественных отношений Иркутской области является самостоятельным органом, входящим в систему исполнительных органов государственной власти Иркутской области и не является структурным подразделением Администрации Иркутской области, которая в соответствии со ст.ст. 37, 38 Устава Иркутской области также наделена полномочиями по распоряжению областной государственной собственностью.

В письме Агентства имущественных отношений Иркутской области № 11.04.08 г. № 23-3398/1к, направленном в ответ на заявление ООО «ТД Кальмеера» о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места разме­щения объекта от 11.02.08 г., указано, что земельный участок по ул. Тимирязева попадает в зону застройки индивидуальными жилыми домами.

Таким образом, исходя из содержания письма заявителю фактически сообщено о препятствии в отводе земельного участка.

Учитывая, что Положением о предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства (далее Положение) не предусмотрено направление писем указанного содержания заявителю, а установ­лено, что в компетенцию Агентства имущественных отношений по Иркутской обла­сти входит только прием документов и заявлений о предоставлении земельных участков и их последующая передача в трехдневный срок в Администрацию Иркут­ской области для рассмотрения по существу (п.п. 32, 33, 34 Положения) , принимая во внимание, что заявление не было передано в установленном порядке для рассмотрения его компетентному органу, обжалуемое письмо может быть квалифи­цировано как отказ в дальнейшем рассмотрении данного заявления в порядке, установленном Положением.

Таким образом, так как, выдача заявителям писем указанного содержания, не установлена указанным Положением и не отнесена им к компетенции Агентства имущественных отношений по Иркутской области, отказ Агентства имущественных отношений по Иркутской области заявителю в рассмотрении заявления не соответ­ствует п. 10 ст. 4 Закона Иркутской области «Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области» №99-0з от 21.12.06 г., п.п. 32, 33, 34 Поло­жения о предоставлении земельных участков, находящихся на территории муници­пального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства и, безусловно, нарушает права заявителя на рассмотрение поданного им заявления уполномоченным органом - Администрацией Иркутской области, в порядке, установленном   Положением, и на получение ответа о рассмотрении заявления по существу от уполномоченного   Положением органа – Администрации Иркутской области.

Кроме того, как было сообщено представителем Администрации Иркутской области в судебном заседании, документы заявителя до настоящего времени в Администрацию Иркутской области на рассмотрение не поступили.

Суд первой инстанции  считает, что не могут быть признаны обоснованными доводы ответчи­ков, что письмо является представлением информации, а не отказом, в связи с тем, что такая стадия рассмотрения заявления не предусмотрена Положением о предоставлении земельных участков, находящихся на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разгра­ничена, кроме того, из содержания письма определенно следует, что земельный участок не может быть предоставлен заявителю, по причине его нахождения в зоне малой застройки, что свидетельствует о невозможности его представления заявите­лю, в то же время, данный вопрос относится к рассмотрению заявления по суще­ству, а не выдаче информации, так как в указанном случае неясна цель выдачи та­кой информации.

Письмо Комитета по градостроительной политике Администрации г.Иркутска от 01.07.08 г. № 945-70-4633/8, представленное Агентством имущественных отно­шений Иркутской области в судебное заседание 25.07.08 г., не является доказатель­ством надлежащего рассмотрения заявления, так как оно является ответом на запрос Агентства имущественных отношений Иркутской области и подтверждает, что заявление о предоставлении земельного участка ООО «ТД Кальмеера» от 11.02.08 г. на дату рассмотрения дела в суде не передано на рассмотрение в Адми­нистрацию Иркутской области в порядке, установленном Положением о предостав­лении земельных участков, находящихся на территории муниципального образова­ния город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, для строительства.

Доказательств, что полномочия по рассмотрению заявлений о предоставле­нии земельных участков по существу переданы от Администрации Иркутской обла­сти к Агентству имущественных отношений Иркутской области, ответчиками не представлено.

Истец просит суд обязать ответчика устранить допущенные нарушения прав заявителя путем принятия решения о предварительном согласовании размещении объекта по указанному адресу, однако, данное требование удовлетворению не подле­жит в силу того, что принятие решений о предоставлении земельных участков не входит в компетенцию Агентства имущественных отношений Иркутской области (п. 35 Положения).

Агентство имущественных отношений Иркутской области, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявил апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, в удовлетворении требований отказать.

Представитель Агентства в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, пояснив, что письмо с информацией о принадлежности земельного участка к определенной зоне, никаким образом не нарушает полномочий Администрации Иркутской области по распоряжению неразграниченными земельными участками на территории г. Иркутска, установленных п. 10 статьи 4 названного Закона Иркутской области от 21.12.2006 № 99-оз «Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области».

В мотивировочной части решения (лист 4) при анализе норм Положения, указано, что «в компетенцию Агентства входит только прием документов и заявлений о предоставлении земельных участков и их последующая передача в трехдневный срок в Администрацию Иркутской области для рассмотрения по существу (п.п. 32, 33, 34 Положения)».

Судом неправильно истолкованы указанные нормы: пунктом 34 установлена обязанность Администрации Иркутской области в течение трех дней с момента получения заявления о выборе направить обращение об обеспечении выбора земельного участка, копии заявления о выборе и приложенных к нему документов в орган местного самоуправления муниципального образования «Город Иркутск».

Обязанность Агентства и сроки передачи принятых документов и заявлений в Администрацию Иркутской области Положением не установлены, в связи с чем судом вменено Агентству нарушение несуществующих правовых норм, что повлекло принятие не соответствующего закону решения.

Также судом в мотивировочной части указано как нарушение закона со стороны Агентства сообщение Заявителю информации оспариваемым письмом, поскольку указанные действия не предусмотрены Положением.

Полагаем данный вывод необоснованным, так как Положение о предоставлении земельных участков, утвержденное

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2008 по делу n А19-3387/08-27. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также