Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30.09.2008 по делу n А10-2166/08. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина 100 «б»

www.4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита                                                                                                  Дело №А10-2166/08

04АП-2905/2008

01 октября 2008 г.

Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2008 года

Полный текст постановления изготовлен 01 октября 2008 года

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Д.Н. Рылова, Т.О. Лешуковой при ведении протокола судебного заседания судьей Е.В. Желтоуховым, рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Бурятия на решение арбитражного суда Республики Бурятия от 05 августа 2008 года по делу №А10-2166/08, принятое судьей Г.Д.-С. Мархаевой,

при участии:

от заявителя: Разуваевой Ю.П., представителя по доверенности от  24.07.2008г.;

от заинтересованного лица: не было.

и установил:

Заявитель, Государственное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональный лицей № 15 г. Улан-Удэ», обратился с требованием к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Бурятия об оспаривании постановления № 02-102/2008 от 18 июня 2008 года о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 15.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Суд первой инстанции решением от 05 августа 2008 г. удовлетворил требования образовательного учреждения.

Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.

Как следует из материалов дела, лицеем произведены расходы на сумму 88 215руб. на приобретение одежды, обуви учащимся детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. В силу вышеназванной Инструкции Минфина РФ от 10.02.2006 приобретенные материалы относятся к мягкому инвентарю. Как следует, из Указаний Минфина от 08.12.2006 расходы на приобретение мягкого инвентаря относятся к расходам, предусмотренной статьей бюджетной классификации расходов 340.

Судом рассмотрен довод Территориального управления, что в соответствии с Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 14.04.2006 № 02-14-10/880 обеспечение социальных гарантий обучающимся и выпускникам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящимся на государственном обеспечении в образовательных учреждениях общего, а также начального, среднего и высшего профессионального образования оплата одежды, обуви, инвентаря относятся к расходам, предусмотренной подстатьей 262 «Пособия по социальной помощи населению».

Вместе с тем указанным Письмом разъясняется порядок применения приказа Министерства финансов Российской Федерации от 21.12.2005 г. N 152н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации", который утратил силу с 1 января 2007 года.

В силу изложенного суд считает, что ссылка Территориального управления на данный нормативный акт сделана необоснованно. Других доказательств неправомерного нецелевого использования лицеем бюджетных средств административным органом не представлено, а значит не доказано противоправность действий лицея.

Суд также считает, что Территориальным управлением не установлена вина лицея в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Не принимается довод Территориального управления о том, что представленные лицеем письма Федерального агентства по образованию, имеют информационный характер, не являются нормативными правовыми актами и не обязывают ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 15» производить указанные расходы с нарушением требований бюджетного законодательства.

При распределении лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования предусмотрены ассигнования в том числе: материальное обеспечение учащихся и студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в период обучения и при выпуске) в части приобретения одежды, обуви, мягкого инвентаря в учреждениях начального профессионального образования и учреждениях интернатного типа - по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов».

При осуществлении указанных расходов следует руководствоваться пунктами 5, 8 и 10 статьи 6 Федерального закона от 21.12.96 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. № 659 нормами материального обеспечения указанной категории лиц, обучающихся в образовательных учреждениях.

Кроме того, после проведения ревизии финансово-хозяйственной деятельности лицеем направлен запрос в Рособразование о правомерности расходования средств, выделенных по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов». Управлением экономики и финансов Федерального агентства по образованию в лицей направлен ответ 20.05.2008 № ФАОпр398/ю-05, из которого следует, что денежные средства на материальное обеспечение и питание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на 2007 год предусмотрены по подстатье 262 «Пособия по социальной помощи населению» и по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов». Финансирование по статье 340 предусмотрено в следующем объеме: расходы на питание на 1 учащегося в день - 108 руб., расходы на пополнение (приобретение одежды, обуви и мягкого инвентаря на 1 учащегося в год) - 17 643 руб.

При таких обстоятельствах суд считает, что лицеем произведены расходы бюджетных средств по статье 340 в соответствии с условиями их получения согласно смете доходов и расходов. Территориальным управлением не доказана вина заявителя в нецелевом использовании бюджетных средств.

В силу изложенного суд первой инстанции считает, что у Территориального управления отсутствовали основания для привлечения к административной ответственности лицея по части 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Бурятия, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявило апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, в удовлетворении заявленных требований заявителю отказать.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, уведомление № 6065743.

Из апелляционной жалобы ТУ Росфиннадзора в Республике Бурятия следует, что ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 15» сырье, материалы, предметы для обеспечения собственных нужд учреждения не приобретались. За счет бюджетных средств произведены расходы по реализации мер государственной социальной защиты. Приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря в рамках обеспечения социальных гарантий обучающимся из числа детей-сирот, находящимся на государственном обеспечении в образовательном учреждении начального профессионального образования следовало производить за счет денежных средств, предусмотренных по подстатье 262 «Пособия по социальной помощи населению» в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации № 168н от 08.12.2006 г.

Письмом Министерства финансов Российской Федерации № 02-14-10/880 от 14.04.2006 г. (действующего в настоящее время) разъяснены отдельные положения бюджетной классификации, в том числе по подстатье 262 и по статье 340. Данным письмом разъяснено, что в понятия «других аналогичных расходов» подстатьи 262 «Пособия по социальной помощи населению» входит обеспечение социальных гарантий обучающимся и выпускникам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и другим лицам, находящимся на      государственном обеспечении в образовательных учреждениях общего, а также начального, среднего и высшего профессионального образования (оплата проезда на транспорте, приобретение питания, одежды, обуви, инвентаря, канцелярских принадлежностей, приобретение путевок на санаторно-курортное лечение и т.п., а также ежегодного и единовременного пособия) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

По мнению заявителя апелляционной жалобы вышеизложенное дает основание полагать, что Арбитражным судом Республики Бурятия при принятии решения от 05.08.2008г. неправильно применены нормы материального права.

Представитель заявителя в судебном заседании не согласился с доводами апелляционной жалобы указав, что расходы, осуществленные им с кода бюджетной классификации 340, совершены им в соответствии с указаниями и разъяснениями вышестоящего органа, Федерального агентства по образованию на вещевое обеспечение (одежды, обуви) учащихся детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что исключает вину в содеянном.

О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ.

Согласно п. 2 ст. 210 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, изучив представленные материалы и заслушав доводы стороны, пришел к следующим выводам.

Территориальным управлением проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности лицея за период с 01.01.2007 по 31.12.2007 в ходе которой установлено нецелевое использование бюджетных средств в сумме 88 215 руб., выразившееся в том, что средства, полученные из федерального бюджета по статье бюджетной классификации расходов 340 «Увеличение стоимости материальных запасов», были направлены на цели, не соответствующие условиям их получения. Указанные средства израсходованы на вещевое обеспечение (одежды, обуви) учащихся детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Эти расходы, по мнению Территориального управления, должны производиться из средств, предусмотренных подстатьей 262 «Пособия по социальной помощи населению».

По факту нарушения требований ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 08.12.2006 № 168н, в отношении лицея должностным лицом Территориального управления 06.06.2008 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением Территориального управления от 18.06.2008 № 02-102/2008 лицей привлечен к административной ответственности на основании части 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания административного штрафа в размере 40 000 рублей.

Оценивая доводы сторон, суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции обоснованными по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 15» 14.12.2007 получены бюджетные средства в сумме 88 215 руб. с лицевого счета по учету средств федерального бюджета по статье бюджетной классификации расходов 340 «Увеличение стоимости материальных запасов».

На данную сумму лицеем произведены расходы на приобретение одежды, обуви учащимся детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Поскольку, как обоснованно указано судом первой инстанции в силу Инструкции по бюджетному учёту, утверждённой Приказом Минфина РФ от 10.02.2006г. № 25н, приобретенные материалы относятся к мягкому инвентарю, то, согласно Указаниям Минфина от 08.12.2006 г. расходы на приобретение мягкого инвентаря относятся к расходам, предусмотренной статьёй бюджетной классификации расходов 340.

Кроме того, расходы на приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря детям-сиротам произведены ГОУ НПО «Профессиональный лицей № 15» за счёт средств по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» не по своему усмотрению, а в связи с полученными письмами Федерального агентства по образованию (л.д. 23; 25-26) в которых Рособразование проинформировало находящиеся в его ведении Федеральные государственные учреждения о финансировании расходов на содержание учреждений начального профессионального образования из средств федерального бюджета за октябрь и ноябрь 2007 года.

Из содержания данных писем усматривается, что при распределении лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования предусмотрены ассигнования в том числе: материальное обеспечение учащихся и студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (в период обучения и при выпуске) в части приобретения одежды, обуви, мягкого инвентаря в учреждениях начального профессионального образования и учреждениях интернатного типа - по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов».

Согласно ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

С учетом изложенного судом первой инстанции сделан правильный вывод об отсутствии в действиях ГОУ НПО "Профессиональный лицей № 15» состава правонарушения в виде нецелевого использования бюджетных средств, в связи с отсутствием в действиях лицея вины во вменяемом ему правонарушении.

Как обоснованно указано судом первой инстанции, доказательств того, что бюджетные средства были израсходованы на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиям, сметой доходов и расходов и указаний вышестоящего органа, главного распорядителя бюджетных средств в материалы дела не представлено.

Следовательно, суд первой инстанции пришёл к правомерному выводу об отсутствии в действиях лицея вменяемого состава правонарушения и удовлетворил заявленные учреждением требования.

На основании изложенного суд апелляционной инстанции не находит законных оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации

П О С Т А Н О В И Л:

Решение арбитражного суда Республики Бурятия от «05» августа 2008 года по делу №А10-2166/08 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.

Председательствующий судья                                                      Е.В. Желтоухов

Судьи                                                                                                           Д.Н. Рылов

Т.О. Лешукова

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01.10.2008 по делу n А19-6004/08-3. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также