Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2008 по делу n А19-2884/08-17. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияЧетвертый арбитражный апелляционной суд 672000, г. Чита, ул. Ленина, 100-б Именем Российской Федерации П О С Т А Н О В Л Е Н И Е арбитражного апелляционного суда г. Чита Дело № А19-2884/08-17 04АП-2323/2008 “_16 _”_сентября 2008 г. Резолютивная часть постановления вынесена 09 сентября 2008 года. Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Бурковой О.Н. судей Куклина О.А., Григорьевой И.Ю, при ведении протокола секретарём судебного заседания Деревцовой А.В. при участии: представитель сторон отсутствуют, уведомлены рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ГУ Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Иркутской области от 09 июня 2008 года по делу №А19-2884/08-17 по иску Управления департамента социальной защиты населения Иркутской области по Слюдянскому району к Акционерному коммерческому Сберегательному банку Российской Федерации (открытое акционерное общество) третье лицо Государственное учреждение - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании недействительным договора в части и взыскании 7 140 руб. 19 коп. принятого судьей Водневой Т.А. и установил: Управление департамента социальной защиты населения Иркутской области по Слюдянскому району обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с исковым заявлением к Акционерному коммерческому Сберегательному банку Российской Федерации (открытое акционерное общество) о признании недействительным пункта 4.1.2. договора о зачислении денежных средств на счета физических лиц в соответствии с реестрами, предоставляемыми на электронных носителях, от 17.01.2007г. № 04/11-07Д и взыскании суммы 7 140 руб. 19 коп. Определением суда от 26 марта 2008 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечено Государственное учреждение - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации. Решением по делу от 09 июня 2008 года в удовлетворении исковых требований отказано. С вынесенным решением не согласилось третье лицо - Государственное учреждение Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и принять по делу новый судебный акт. Со ссылкой на ст. 4 ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» третье лицо полагает, что плата за банковские услуги по операциям со средствами, предусмотренными на выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей, не взимается. Заявитель жалобы и истец ходатайствовали о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя. Ответчиком по делу представлен письменный отзыв, где ответчик просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. По мнению ответчика, решение является законным и обоснованным. Банку оплачиваются не банковские услуги по операциям со средствами, предусмотренными на выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей, а оплачиваются услуги оказываемые банком органам социальной защиты населения по доставке пособий в кредитные учреждения, указанные получателями пособия. В соответствии со ст. 4 ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» со счетов граждан, получающих пособия, плата не взимается. Дело рассмотрено в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции. Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение подлежащим оставлению в силе. Между истцом и ответчиком 17.01.2007г. заключён договор № 04/11-07Д о зачислении денежных средств на счета физических лиц в соответствии с реестрами, предоставляемыми на электронных носителях. Согласно пункту 2.1. договора № 04/11-07Д от 17.01.2007г. Банк (ответчик) по поручению и за счет Организации (истца) осуществляет зачисление денежных средств в рублях Российской Федерации (государственные пособия гражданам, имеющим детей, пособия по уходу за ребёнком до 1,5 лет) физических лиц на счета «Универсальный», «Пенсионный Плюс Сбербанка России» в соответствии с расчетными документами Организации (платёжные поручения и/или расчётные документы в валюте РФ) и представленными реестрами получателей денежных средств - владельцев, а Организация осуществляет регулярное перечисление денежных средств, надлежащее оформление расчетных документов и реестров, оплачивает услуги Банка. Согласно пункту 4.1.2. договора № 04/11-07Д от 17.01.2007г. Организация (истец) обязуется оплачивать услуги Банка (ответчика) по зачислению денежных средств на счета по вкладам физических лиц, согласно представленным Организацией реестрам, в размере 1,5 процента от общей суммы подлежащих зачислению денежных средств, путем перечисления данной суммы на счет филиала Банка, в котором открыты счета физических лиц. Также по зачислению на счета физических лиц, открытые в других филиалах Банка, денежных средств, распределённых на основании представленных Организацией реестров, в размере 1,5 процента от общей суммы денежных средств, подлежащих зачислению на счета физических лиц, открытых в других филиалах Банка, путем перечисления данной суммы на счёт филиала Банка, заключившего договор. Истец полагая, что положение пункта 4.1.2. договора № 04/11-07Д от 17.01.2007г. об оплате банковских услуг не соответствует требованиям части 4 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и ничтожно в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, обратился с настоящим иском о признании недействительным пункта 4.1.2. Истец просил взыскать с ответчика денежные средства в размере 7 140 руб. 19 коп., как полученные во исполнение ничтожных условий договора. Арбитражный суд Иркутской области отказал в удовлетворении исковых требований. Четвёртый арбитражный апелляционный суд также не усматривает несоответствия действующему законодательству оспариваемого положения договора. В соответствии с частями 2, 3, 4 статьи 4 ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» расходы на доставку и пересылку государственных пособий гражданам, имеющим детей, осуществляются из тех же источников, из которых производится выплата пособий. Финансирование расходов на оплату услуг организаций федеральной почтовой связи по доставке и пересылке государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится в размерах, установленных законодательством Российской Федерации, определяющим финансирование расходов на оплату услуг организаций федеральной почтовой связи по доставке и пересылке государственных пенсий. В связи с введением с 01.01.2007 г. ежемесячного пособия по уходу за ребенком неработающим гражданам Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.06 N 866 утверждены Правила финансового обеспечения расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лицам, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию, в соответствии с Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" и типовая форма договора между региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации и органом социальной защиты населения субъекта Российской Федерации. Пунктом 9 названных Правил, в редакции действующей на момент заключения спорного договора, установлено, что органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации перечисляют средства, полученные от региональных отделов Фонда на финансовое обеспечение расходов на выплату пособия, исходя из размеров, назначенных получателям пособия в соответствии с Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", включая расходы на пересылку и доставку, в организации федеральной почтовой связи либо в кредитные учреждения, указанные получателями пособия. Таким образом, законодатель установил два способа доставки пособия гражданам, имеющим детей и получающих данное пособие, - через организации федеральной почтовой связи или кредитные учреждения, а также принцип возмещения расходов на пересылку и доставку пособий в организации почтовой связи и в кредитные учреждения. Ответчик в силу статьи 1 Федерального закона от 2 декабря 1990 года N 395-1 «О банках и банковской деятельности» является кредитной организацией, соответственно норма части 2 статьи 4 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» распространяется на спорные правоотношения с ответчиком. Ссылка истца на часть 4 статьи 4 Федерального закона от 19.05.1995 года № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», в соответствии с которой плата за банковские услуги по операциям со средствами, предусмотренными на выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей, не взимается, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку банк в данном случае не осуществляет операции с пособиями, а в соответствии с условиями спорного договора осуществляет доставку государственных пособий до каждого конкретного получателя. Апелляционная инстанция также соглашается с выводом суда первой инстанции о невозможности предоставления кому-либо из участников гражданских правоотношений преимущественного положения перед другими, т.е. банковские организации и организации федеральной почтовой связи являются равными участниками, обладающими одинаковым объемом прав и обязанностей в силу пункта 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации. Отклоняется довод подателя апелляционной жалобы о наличии разъяснений заместителя министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации Стародубова В.II. по поводу невозможности взимания платы за банковские услуги с пособиями, в связи с тем, что в соответствии со статьей 3 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские правоотношения регулируются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента, постановлениями правительства Российской Федерации. Письмо заместителя министра здравоохранения и социального развития Российской Федерации к нормативным правовым актам не относится. В связи с тем, что доставка денежных пособий до конечных получателей - физических лиц в силу статьи 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 года N 395-1 «О банках и банковской деятельности» не относится к банковским операциям, не обоснован довод фонда социального страхования о квалификации данных операций как банковских операций с денежными средствами и отсутствии оснований по возмещению расходов на данные операции. На основании изложенного, апелляционная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы. Руководствуясь ст. ст. 268 – 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвёртый арбитражный апелляционный суд П О С Т А Н О В И Л:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 09 июня 2008 года по делу №А19-2884/08-17 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Председательствующий О.Н.Буркова Судьи О.А.Куклин И.Ю.Григорьева Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2008 по делу n А19-8735/07-47-23. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|