Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2008 по делу n А19-2873/08-31. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 672000, г. Чита, ул. Ленина, 100-б www.4aas.arbitr.ru; е-mail: [email protected] П О С Т А Н О В Л Е Н И Е апелляционной инстанции г. Чита «03» сентября 2008 г.
Дело № А19-2873/08-31 04АП-1981/2008 Резолютивная часть объявлена 27.08.2008г. Полный текст постановления изготовлен 03.09.2008г. Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Т.В. Стасюк, судей: О.Н. Бурковой, М.А. Клепиковой, при ведении протокола помощником судьи Ю.С. Вторушиной, в отсутствие представителей сторон, рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования РФ на решение Арбитражного суда Иркутской области от 05.05.2008 г. по делу № А19-2873/08-31, по иску Управления Департамента социальной защиты населения Иркутской области по Ленинскому району г.Иркутска к Акционерному коммерческому Сберегательному банку РФ (ОАО), третье лицо – Государственное Учреждение Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании пункта договора недействительным и взыскании 26 885 руб. (судья Л.В. Ушакова). Управление Департамента социальной защиты населения Иркутской области по Ленинскому району г. Иркутска (далее – Департамент социальной защиты Иркутской области) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Акционерному коммерческому Сберегательному банку РФ (ОАО) (далее – ОАО АК Сбербанк РФ) признании пункта 2.3.1. государственного контракта о зачислении денежных средств на счета по вкладам от 01.01.2007 г. №4 недействительным и взыскании 26 885 руб. Решением от 05.05.2008 г. в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме. Не согласившись с решением суда первой инстанции, третье лицо - Государственное учреждение Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования РФ (далее – ГУ-ИРО ФСС) обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в обоснование которой указало на нецелевое использование ответчиком средств федерального бюджета, в связи с оплатой услуг на пересылку и доставку пособий. В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 19.05.1995 г. №81-ФЗ плата за банковские услуги по операциям со средствами, предусмотренными на выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей, не взимается. Полагают, что доставка и пересылка не входят в перечень банковских операций, взимание денежных средств за указанные операции за счет федерального бюджета противоречит действующему законодательству. Представителем банка представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором указал на законность и обоснованность решения суда первой инстанции. Считает, что порядок финансирования указанных расходов устанавливается Правительством РФ, а расходы на доставку и пересылку государственных пособий гражданам, имеющим детей, осуществляется из тех же источников, из которых производится выплата пособий. Банку оплачиваются не банковские услуги по операциям со средствами, предусмотренными на выплату государственных пособий, а услуги, оказываемые банком органам социальной защиты населения по доставке пособий в кредитные учреждения, указанные получателями пособий. Плата, с граждан получающих пособия и имеющих счета в Сбербанке, не взимается. Представители истца, ответчика и третьего лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями №34800 от 01.08.2008 г., №34799 от 30.07.2008 г. и факсограммой от 25.08.2008 г. Руководствуясь ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие представителей сторон. Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее. 01 января 2007 года между истцом и ответчиком заключен государственный контракт о зачислении денежных средств на счета по вкладам №4, согласно которому банк по поручению и за счет истца осуществляет зачисление денежных средств в валюте РФ (ежемесячных денежных выплат, доплаты к пенсии, денежные выплаты на детей, находящихся под опекой, материальной помощи малоимущим и др.) физическим лицам на счета по вкладам – «Универсальный Сбербанка России», «Пенсионный – плюс Сбербанка России» в соответствии с расчетными документами (платежными поручениями) истца и приложенными к ним списками получателей денежных средств на бумажным носителях, а истец обязуется оплачивать услуги банка. В соответствии с пунктом 2.1.3 указанного контракта истец обязался оплачивать услуги банка по зачислению денежных средств на счета по вкладам в размере 1,5 % от суммы денежных средств, подлежащих зачислению. Согласно заявкам на расход № 307 от 26.03.2007 г., №466 от 25.04.2007 г. и № 469 от 25.04.2007 г. Сбербанку оплачены услуги по зачислению денежных средств по вкладам в сумме 26 885 руб. 00 коп. Истец, полагая, что положение пункта 2.1.3 контракта №4 от 01.01.2007 г. противоречит положению части 4 статьи 4 Федерального закона РФ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и ничтожно в силу статьи 168 Гражданского кодекса РФ, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании пункта 2.3.1. государственного контракта №4 от 01.01.2007 г. недействительным и взыскании 26 885 руб. Согласно статьи 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В силу пункта 1 статьи 420 Гражданского кодекса РФ, договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Согласно пункту 4 статьи 421 Гражданского кодекса РФ, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами. Истцом и ответчиком при заключении государственного контракта №4 от 01.01.2007 г. соблюдены все требования действующего законодательства, учтены все существенные условия и волеизъявление сторон. В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса РФ, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. Критерием недействительности сделки выступает несоответствие условий сделки требованиям правового акта - невыполнение сторонами сделки требований правовых актов, предъявляемых к ее содержанию – нарушения формы сделки; несоблюдение требований, предъявляемых к участникам сделки, недопустимые пороки сделки. В соответствии со статьей 4 Федерального закона №81-ФЗ от 19.05.1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» расходы на доставку и пересылку государственных пособий гражданам, имеющим детей, осуществляется из тех же источников, из которых производится выплата пособий. Финансирование расходов на оплату услуг организаций федеральной почтовой связи по доставке и пересылке государственных пособий гражданам, имеющим детей, производится в размерах, установленных законодательством РФ, определяющим финансирование расходов на оплату услуг организаций федеральной почтовой связи по доставке и пересылке государственных пенсий. В связи с введением с 01.01.2007 г. ежемесячного пособия по уходу за ребенком неработающим гражданам и в соответствии со статьей 4 Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", Постановлением Правительства РФ №866 от 30.12.2006 г. утверждены Правила финансового обеспечения расходов на выплату ежемесячного пособия по уходу за ребенком лица, фактически осуществляющим уход за ребенком и не подлежащим обязательному социальному страхованию и типовая форма договора между региональным отделением Фонда социального страхования РФ и органом социальной защиты населения субъекта РФ. Пунктом 9 указанных Правил в редакции, действующей на момент заключения договора, установлено, что органы социальной защиты населения субъектов Российской Федерации перечисляют средства, полученные от региональных отделений Фонда на финансовое обеспечение расходов на выплату пособия, исходя из размеров, назначенных получателям пособия в соответствии с Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", включая расходы на пересылку и доставку, в организации федеральной почтовой связи либо в кредитные учреждения, указанные получателями пособия. То есть, закреплено два способа доставки пособия – через организации федеральной почтовой связи и через кредитные учреждения, при чем возмещение расходов на пересылку и доставку пособий предусмотрен в обоих случаях. Согласно статье 1 Федерального закона №395-1 от 02.12.1990 «О банках и банковской деятельности», ОАО АК Сбербанк РФ – является кредитной организацией, в связи чем, на спорные правоотношения с ответчиком распространяется действие пункта 2 статьи 4 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что истец и ответчик при заключении государственного контракта №4 от 01.01.2007 г. правомерно, с соблюдением норм действующего законодательства, с учетом волеизъявления сторон, в пункте 2.1.3. государственного контракта предусмотрели условие об оплате услуг банка по зачислению денежных средств на счета в размере 1,5 % от суммы денежных средств, подлежащих зачислению. Таким образом, пункт 2.1.3. государственного контракта №4 от 01.01.2007 г. отвечает требования действующего законодательства, заключен с соблюдением его условий и требований, и является действительным в силу закона. В связи с чем, оплата услуг банка по доставке – зачислению денежных средств на счета по вкладам в размере 1,5 % от суммы зачисленных средств, в соответствии с указанным пунктом договора, произведена правомерно. Ссылка истца на часть 4 статьи 4 Федерального закона №81-ФЗ от 19.05.1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», согласно которой плата за банковские услуги по операциям со средствами, предусмотренными на выплату государственных пособий гражданам, имеющим детей, не взимается, судом апелляционной инстанции отклоняется. Субъектами правоотношений, урегулированных указанной нормой, является физическое лицо и кредитное учреждение. Действие нормы направлено на недопущение возложения дополнительных расходов на гражданина – получателя пособия. Субъектами оспариваемого правоотношения, возникшего на основании государственного контракта №4, являются ОАО АК Сбербанк и органы социальной защиты, осуществляющие доставку пособий в кредитные учреждения, в связи с чем оспариваемые правоотношения регулируются пунктом 2 статьи 4 Федерального закона №81-ФЗ от 19.05.1995 г. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», где закреплен принцип возмещения расходов на доставку и пересылку государственных пособий из тех же источников, из которых производится выплата пособий. Суд соглашается с выводом суда первой инстанции о невозможности предоставления кому-либо из участников гражданских правоотношении преимущественного положения перед другими, то есть банковские организации и организации федеральной почтовой связи являются равными участниками, обладающими одинаковыми объемами прав и обязанностей. То есть, при равном объеме прав и обязанностей, при законодательно закрепленном порядке оплаты доставки пособий учреждениями почтовой связи, аналогичные услуги банка, оказываемые органам социальной защиты, также подлежат оплате. Отклоняется ссылка третьего лица на разъяснения заместителя министра здравоохранения и социального развития РФ Стародубова В.И, по поводу невозможности взимания платы за банковские услуги с пособиями, так как в соответствии со статьей 3 Гражданского кодекса РФ, гражданские правоотношения регулируются Конституцией РФ, федеральными законами, указаниями Президента, постановлениями правительства РФ. Разъяснения, как подзаконный акт органов исполнительной власти, к их числу не относится. Учитывая изложенное, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда Иркутской области от 05.05.2008 г. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 258, 268-271 АПК РФ, Арбитражный суд П О С Т А Н О В И Л: Решение Арбитражного суда Иркутской области 05.05.2008г. по делу № А19-2873/08-31 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Постановление апелляционной инстанции может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в двухмесячный срок. Председательствующий Т.В. Стасюк Судьи: О.Н. Буркова М.А. Клепикова Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 02.09.2008 по делу n А78-2434/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|