Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2008 по делу n А19-1880/08-48. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, г. Чита, ул. Ленина, 100 "б"

Именем Российской Федерации

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Чита                                                                                                           Дело №А19-1880/08-48

"20" августа  2008 года                                                                                                     -04АП-2365/2008

Резолютивная часть постановления объявлена     19 августа  2008 года

Полный текст постановления изготовлен      20 августа 2008 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Доржиева Э.П.,

судей: Рылова Д.Н., Лешуковой Т.О.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Черкашиной С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу  заявителя по делу Администрации г.Иркутска 

(наименование лица, подавшего апелляционную жалобу и его процессуальное положение)

на Решение Арбитражного суда Иркутской области от 10 июня 2008г. по делу №А19-1880/08-48, по заявлению  Администрации г.Иркутска к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Иркутской области о признании незаконными действий, принятое судьей   Е.Ф. Капустенской,

 (фамилии, инициалы судей, принявших решение)

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не явился, извещен;

от ответчика: не явился, извещен;

от третьего лица: не явился, извещен;

установил:

Администрация г.Иркутска обратилась в Арбитражный суд Иркутской области к Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке ст.49 Арбитражного процессуального Кодекса РФ, о признании незаконными действия по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка по адресу: г.Иркутск Октябрьский район ул.Пискунова кадастровый номер 38:36:000022:0225, площадью 100,14 га.; обязать УФАКОН по Иркутской области устранить допущенные нарушения путем исключения из государственного кадастра недвижимости, Единого государственного реестра земель сведений о земельном участке по адресу: г.Иркутск Октябрьский район ул.Пискунова кадастровый номер 38:36:000022:0225, площадью 100,14 га.

Решением от 10 июня 2008г. суд в удовлетворении заявленных требований отказал, в обоснование указав, что действия ответчика по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка не противоречат требованиям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя.

Не согласившись с указанным решением,  Администрация г.Иркутска обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, удовлетворить заявленные требования. Считает, что суд первой инстанции неправильно истолковал нормы материального права, подлежащие применению.

Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением от 31.07.2008г. Ходатайствует о рассмотрении апелляционной жалобы без участия представителя.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом. Ходатайствует о рассмотрении апелляционной жалобы без участия представителя.

 Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, что подтверждается  почтовым уведомлением от 30.07.2008г.

Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратится в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической   деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Исходя из вышеназванной нормы закона, при рассмотрении дел о признании недействительным ненормативного акта суд должен установить совокупность двух условий - соответствует ли оспариваемый ненормативный акт Закону или иному нормативному правовому акту и нарушает ли оспариваемый ненормативный акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, поскольку именно с наличием такого нарушения связывается возможность признания акта недействительным.

Согласно государственному акту на право пользования землей А-I № 569887, выданному на основании решения исполнительного Комитета Иркутского городского совета народных депутатов №СЗ01 от 14.01.1960 г, войсковой части № 45095 (военный городок № 23) предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 100,14 га, о чем в книге записей государственных актов на право пользования землей произведена регистрационная запись № 627 от 25.02.1986 г.

Согласно пункту 10 статьи 1 Федерального закона "Об обороне" земли, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности.

В силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет Министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации.

Согласно статье 10 Федерального закона "Об обороне" Вооруженные Силы Российской Федерации - государственная военная организация, составляющая основу обороны Российской Федерации.

В соответствии со статьей 11 Закона Вооруженные Силы в Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей, и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, в тыл Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 12 статьи 1 Закона имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

В соответствии с подпунктом 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам.

Согласно пункту 5 указанного Положения, Министерство обороны Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты).

Учитывая, что спорный земельный участок предоставлен в пользование военной части, следовательно, относится к федеральной собственности. Таким образом, спорный земельный участок являлся разграниченным и его постановка на кадастровый учет не затрагивает прав и законных интересов Администрации г.Иркутска.

В этой части никаких доводов в апелляционной жалобе не приводилось.

На основании ч.1 ст.7 Закона "О государственном земельном кадастре", государственному кадастровому учету подлежат земельные участки, расположенные на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков.

В соответствии с ч. 3 ст. 17 Закона "О государственном земельном кадастре", сведения о правах на земельные участки и об ограничениях (обременениях) этих прав вносятся в Единый государственный реестр земель на основании сведений Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также на основании иных документов о правах на земельные участки, являющихся юридически действительными на момент внесения указанных сведений в государственный земельный кадастр.

Согласно п. 9 ч. 3 Закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", государственные акты, свидетельства и другие документы, удостоверяющие права на землю и выданные гражданам или юридическим лицам до введения в действие Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

На основании п. 2.1.2 Порядка ведения государственного реестра земель кадастрового района, утвержденного Приказом Федеральной службы земельного кадастра от 15.06.01 г. № П/119 «Об утверждении документов государственного земельного кадастра», внесение сведений о ранее учтенных земельных участках осуществляется на основании и в соответствии с документами, оформленными согласно Указаниям для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках (утверждены приказом Росземкадастра от 10.04.01 г.). Данные указания устанавливают технические правила подготовки и оформления территориальными органами Росземкадастра сведений о земельных участках, кадастровый учет которых проводился до вступления в силу Закона «О государственном земельном кадастре»

В соответствии с п. п. 2.2 и 2.3 Указаний, для определения земельных участков, подлежащих включению в инвентаризационную опись конкретного кадастрового квартала, анализируются все имеющиеся в комитете документы, представляющие собой систематизированные (обобщенные) сведения о земельных участках, используются сведения о ранее учтенных земельных участках, содержащиеся в имеющих юридическую силу документах, хранящихся в территориальных органах Росземкадастра: во вторых экземплярах свидетельств о праве собственности на землю (государственных актах и иных аналогичных документах), во вторых экземплярах зарегистрированных в установленном порядке договоров аренды земельных участков.

На основании заявления Иркутской КЭЧ подготовлен перечень учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала 38:36:0000022, ответчиком была проведена инвентаризация сведений о ранее учтенном земельном участке в данном квартале, который был внесен в государственный реестр земель кадастрового района на основании полученной инвентаризационной описи от 21.04.04 г., подготовленной, в том числе, в соответствии с государственным актом А-1 №569887 от 25.02.1964 г. Внесение сведений о земельном участке в инвентаризационную опись как ранее учтенного не оспорено и не признано незаконным.

В связи с тем, что в государственном акте на право пользования землей А-I №569887 отсутствуют координаты поворотных точек границ земельного участка, при составлении инвентаризационного плана для данного земельного участка применены правила п.3 раздела II.2 Рекомендаций по выполнению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках, утвержденных в 2004 г. руководителем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству по Иркутской области: в выписке из государственного земельного кадастра от 27.11.2007 г. № 74/07-6-625 в разделе 16 кадастрового плана указано, что площадь земельного участка ориентировочная, сведения о границах не позволяют однозначно определить участок в качестве объекта недвижимости, сведения об участке подлежат уточнению при межевании.

Кроме того, как следует из п.п. 3.2 Правил оформления кадастрового плана участка, при отражении сведений о ранее учтенных земельных участках в кадастровом плане (строка 16) делается ссылка «площадь ориентировочная, подлежит уточнению при межевании».

Следовательно, внесение сведений в ГЗК о ранее учтенном земельном участке с кадастровым номером 38:36:000022:0225 произведено в установленном законом порядке, и тот факт, что сведения о границах спорного земельного участка в ГЗК ориентировочные отвечает правилам оформления кадастрового плана участка. Кроме того, согласование границ земельных участков при постановке на кадастровый учет ранее учтенных земельных участков законом не предусмотрено.

Доводы заявителя, что по причине отсутствия координат в государственном акте на право пользования земельным участком А-I № 569887, выданном воинской части №45095, земельный участок не должен был ставиться на кадастровый учет, правомерно отклонены судом.

В соответствии с п.1.2 – 1.3 Указаний инвентаризационная опись состоит из перечня ранее учтенных земельных участков в квартале, включающего сведения подлежащие отражению в государственный реестр земель, из инвентаризационного плана (схемы, чертежа)  земельных участков в квартале и каталога координат точек границ земельных участков в квартале, на которых отражаются сведения, подлежащие отражению на дежурной кадастровой карте, следовательно, в инвентаризационном плане указываются координаты не определенного земельного участка, а каталог точек границ земельных участков в квартале.

Действующим законодательством не установлено, что в отношении ранее учтенного земельного участка, на который имеется выданный в установленном порядке, никем не оспоренный и не признанный недействительным государственный акт о праве пользования, уполномоченным государственным органом может быть вынесен отказ во внесении его в инвентаризационную опись ранее учтенных земельных участков или отказ в постановке на кадастровый учет по причине отсутствия координат этого участка в правоустанавливающем документе.

Учитывая, что обжалуемые действия не нарушают права и законные интересы заявителя и не противоречат действующему законодательству, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.

Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты по вышеуказанным мотивам.

Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.

Руководствуясь статьей 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

1.Решение Арбитражного суда Иркутской области от 10.06.2008г., принятое по делу № А19-1880/08-48, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации г.Иркутска без удовлетворения.

2.Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.

 

 

Председательствующий                                                              Э.П. Доржиев

 

Судьи                                                                                                           Т.О. Лешукова

                                   

                                                                                                          Д.Н. Рылов  

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19.08.2008 по делу n А78-1596/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также