Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2008 по делу n А19-24824/06-49-8. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить определение в части и разрешить вопрос по существу

 

Четвертый арбитражный апелляционной суд

672000, г. Чита, ул. Ленина, 100-б

Именем Российской Федерации

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

арбитражного апелляционного суда

г. Чита                                                                                                   Дело № А19-24824/06-49-8

04АП-2151/2007(3)

“_19 _”_августа  2008   г.

Резолютивная часть постановления оглашена 12 августа 2008 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Бурковой О.Н. судей Стасюк Т.В., Григорьевой И.Ю,

при ведении протокола судебного заседания судьей Бурковой О.Н.

при участии: представитель ФНС России Хадкевич С.Б. по доверенности от 20.02.2008

представители арбитражного управляющего, должника отсутствуют, уведомлены

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

ФНС России

на определение Арбитражного суда Иркутской области от 24 июня 2008 года  по делу №А19-24824/06-48-8 по делу о несостоятельности ОАО «Осетровский речной порт»

принятого судьей Апанасик С.В.

и установил:   Определением Арбитражного суда Иркутской области от 29.10.2007г. в отношении Открытого акционерного общества «Осетровский речной порт» введена процедура внешнего управления сроком на 18 месяцев, исполнение обязанностей внешнего управляющего возложено на Башлыкова С.В.

ФНС России в порядке статьи 100 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с требованием, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о включении в реестр требований кредиторов должника суммы 5 134 880, 09 руб., в том числе 448 627, 12 рублей - проценты за пользование денежными средствами, начисленные в соответствии с пунктом 2.3 соглашения от 28.06.1994г. в размере 1/3 действующей учетной ставки рефинансирования ЦБ РФ; 1 615 057, 89 рублей - пени за невозврат основного долга, начисленные в соответствии со статьей 290 Бюджетного кодекса РФ в размере 1/300 от действующей учетной ставки рефинансирования ЦБ РФ; 3 071 195, 08 рублей - пени за неуплату процентов за пользование бюджетными средствами, начисленные в соответствии со статьей 291 Бюджетного кодекса РФ в размере 1/300 от действующей учетной ставки рефинансирования ЦБ РФ. Расчёт произведён за период с 18.09.2006 года по 29.10.2007 года.

Определением Арбитражного суда Иркутской области от 24 июня 2008 года требования ФНС России удовлетворены частично, признаны обоснованными и включены в третью очередь реестра требований кредиторов в сумме 448 627, 12 рублей - проценты за пользование денежными средствами, начисленные в соответствии с пунктом 2.3 соглашения от 28.06.1994г.  В остальной части ФНС России отказано во включению требований в реестр требований кредиторов должника.

С вынесенным определением не согласился уполномоченный орган, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить определение и принять по делу новый судебный акт. Из апелляционной жалобы следует, что уполномоченный орган не согласен с вынесенным определением в части отказанных требований. В обоснование доводов по апелляционной жалобе указано, что начисление неустоек (штрафов, пени) на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исчисления которых наступили до введения внешнего управления, прекращаются после введения внешнего управления, заявленные пени начислены до введения внешнего управления и подлежат включению в реестр требований кредиторов.

В суде апелляционной инстанции представитель уполномоченного органа поддержал доводы по апелляционной жалобе, просит отменить определение в части отказа во включении требований в реестр кредиторов должника.

В письменных отзывах исполняющий обязанности внешнего управляющего и его представитель просят оставить обжалуемое определение без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Со ссылкой на пункты 1 и 2 статьи 95 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» указано, что мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, сроки исполнения которых наступили до введения внешнего управления, в течение действия срока моратория на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей.

Дело рассмотрено в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.  Учитывая, что определение обжалуется только в части отказа во включении требований уполномоченного органа в реестр требований должника, на основании части 5 статьи 268 процессуального кодекса апелляционная инстанция проверяет законность и обоснованность определения только в обжалуемой части.

Как следует из обжалуемого определения, Арбитражный суд Иркутской области отказал ФНС России во включении требований в сумме 1 615 057, 89 рублей, являющейся пеней за невозврат основного долга, начисленной в соответствии со статьей 290 Бюджетного кодекса РФ, и в сумме 3 071 195, 08 рублей, являющейся пеней за неуплату процентов за пользование бюджетными средствами, начисленными в соответствии со статьей 291 Бюджетного кодекса РФ. Указанные суммы санкций начислены за период с 18.09.2006г. по 29.10.2007г.

         Отказывая во включении указанных требований в реестр требований должника, суд сослался на мораторий для включения указанных требований в реестр требований кредиторов.

         Четвёртый арбитражный апелляционный суд не соглашается с выводами суда первой инстанции,  полагает, что они сделаны при неправильном применении норм материального права, выражающихся в неправильном истолковании закона, что в силу пункта 4 части 1, пункта 3 части 2 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для изменения определения в обжалуемой части.

         Спорная сумма пеней начислена за период с 18.09.2006 года  по 29.10.2007 года – дату введения в отношении должника процедуры внешнего управления.

         Исходя из положений статьи 4 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» состав и размер требований по денежным обязательствам и обязательным платежам определяется на дату введения внешнего управления.

         Заявленные ФНС России требования определены на дату введения внешнего управления.

         В силу статьи 94 Закона о банкротстве с даты введения внешнего управления вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей.  В соответствии с положениями статьи 95 названного закона мораторий распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил до введения внешнего управления. В течение срока действия моратория не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей.

         Исходя из названных норм, не подлежат начислению неустойки (штраф, пени) в течение срока действия моратория, то есть с 29.10.2007 года.

         Законом о банкротстве не запрещено в период внешнего управления включение в реестр требований кредиторов пеней, начисленных до введения моратория.

         Уполномоченным органом заявлены требования по взысканию пени, начисленных до введения действия моратория. Пени начислены на сумму денежных обязательств в размере 11 458 374, 10 руб., включенной в реестр требований кредиторов на дату введения наблюдения, что следует из определения Арбитражного суда Иркутской области от 10 июля 2007 года.

          В связи с изложенным, пени начислены на денежные обязательства, срок исполнения которых наступил до даты введения наблюдения, пени начислены до введения моратория и подлежат включению в реестр требований кредиторов должника с очерёдностью удовлетворения в третью очередь.

Руководствуясь ст. ст. 268 – 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвёртый арбитражный апелляционный суд

П О С Т А Н О В И Л:

 

определение Арбитражного суда Иркутской области от 24 июня 2008 года по делу №А 19-24824/06-49-8 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции:

         «Включить требование Федеральной налоговой службы в третью очередь реестра требований кредиторов открытого акционерного общества «Осетровский речной порт» в сумме 5 134 880, 09 руб., в том числе 448 627, 12 руб. - проценты за пользование чужими средствами за период с 18.09.2006 по 29.10.2007 года, начисленными в соответствии с пунктом 2.3 соглашения от 28.06.1994 года; 1 615 057, 89 руб. - пени за невозврат основного долга, начисленными за период с 18.09.2006 по 29.10.2007 года в соответствии со статьей 290 Бюджетного кодекса РФ; 3 071 195, 08 руб. - пени за неуплату процентов за пользование бюджетными средствами, начисленными за период с 18.09.2006 года по 29.10.2007 года в соответствии со ст. 291 Бюджетного кодекса РФ».

Председательствующий                                                                      О.Н.Буркова

Судьи                                                                                                     Т.В.Стасюк

И.Ю.Григорьева

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2008 по делу n А19-3185/08-17. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также