Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2008 по делу n А19-2113/08-14. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина 100 «б»

www.4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита                                                                                    Дело №А19-2113/08-14

04АП-2032/2008

“28” июля 2008 г.

Резолютивная часть постановления объявлена 21 июля 2008 года

Полный текст постановления изготовлен 28 июля 2008 года

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Т.О. Лешуковой, Доржиева Э.П. при ведении протокола судебного заседания судьей Е.В. Желтоуховым, рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации г.Иркутска, на решение арбитражного суда Иркутской области от 08 мая 2008 года по делу №А19-2113/08-14, принятое судьей Ушаковой О.В.,

при участии:

от заявителя, Администрации г.Иркутска: не было;

от заинтересованного лица,

Управления Федерального агентства объектов кадастров объектов недвижимости по Иркутской области: не было;

Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Иркутской области: не было;

и установил:

Заявитель, Администрация города Иркутска обратилась с требованием, уточненным в порядке ст. 49 АПК:

- признать незаконными действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Иркутской области по постановке на государственный кадастровый учет земельного участка по адресу г. Иркутск, р. Ленинский, ст. Батарейная, кадастровый № 38:36:000008:0112 площадью 915,05 га;

- обязать Управление Федерального агентства кадастра объектов  недвижимости по Иркутской области устранить допущенные нарушения путем исключения из государственного земельного кадастра, государственного кадастра недвижимости сведений о земельном участке по адресу г.Иркутск, р.Ленинский, ст. Батарейная, кадастровый № 38:36:000008:0112   площадью  915,05 га.

Решением суда первой инстанции от 08 мая 2008 года,  заявителю отказано в удовлетворении требований.

Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего.

Суд установил, что при выполнении кадастрового плана (л.д. 34-3 5) Управлением Федерального агентства объектов недвижимости по Иркутской области применены правила п. 3 Раздела II. 2 Рекомендаций по выполнению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках, земельный участок обозначен условным знаком - треугольник, а в перечне учтенных земельных участков в границах кадастрового квартала 38:36:0000008 (л.д. 50) и в разделе 16 кадастрового плана земельного участка указано, что площадь и местоположение границ земельного участка ориентировочные, подлежат уточнению при межевании.

Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Иркутской области внесены сведения в Единый государственный реестр земель и земельный кадастр о ранее учтенном земельном участке, площадью 915,05 га, расположенном относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира - Иркутская область, г. Иркутск, район Ленинский и ему присвоен кадастровый номер 38:36:000008:0112.

Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической  деятельности.

При рассмотрении данного дела установлено, что спорный земельный участок в установленном законом порядке предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования войсковой части № 63792, согласно Государственному акту выданного Решением СЗ № 02 от 25.03.85 Исполнительного комитета Иркутского (городского)   Совета  народных  депутатов.

Администрация, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявила апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.

Представитель Администрации в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, телеграммой.

Из апелляционной жалобы Администрации следует, что на органы местного самоуправления законом (п. 10 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ») возложены полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена.

Допущенные Управлением нарушения привели к тому, что на земельный участок, который был создан формально, но не фактически как объект гражданских прав, было зарегистрировано право собственности Российской Федерации без учета земельных прав муниципального образования «Город Иркутск».

В решении суд сделал вывод о том, что оспариваемые действия были совершены Управлением в порядке внесения в ГЗК сведений о ранее учтенном земельном участке.

Суд первой инстанции при разрешении дела неправильно истолковал нормы материального права, подлежащие применению: ст. 6 Земельного кодекса РФ, ст. 1, 17 ФЗ «О государственном земельном кадастре», п. 1.2., 1.З., 1.4 Указаний для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках, утв. Росземкадастром России 10.04.2001 г., что в соответствии со ст. 270 АПК РФ является основанием для отмены решения арбитражного суда.

Представитель Управления Федерального агентства объектов кадастров объектов недвижимости по Иркутской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом - телеграммой. Представленным ходатайством, Агентство просило рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Иркутской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом – телеграммой.

О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ.

Согласно п. 2 ст. 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, изучив представленные материалы, пришел к следующим выводам.

Согласно ст. 69 ЗК РФ, объектами земельных отношений являются земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки;

Земельный участок как объект земельных отношений - часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

Согласно ст. 1 Федерального закона РФ «О государственном земельном кадастре» от 02.01.2000 N 28-ФЗ (ред. от 04.12.2006) государственный земельный кадастр - систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов (далее - сведения государственного земельного кадастра).

Согласно п. 1 ст. 17 названного закона, на всей территории Российской Федерации ведение государственного земельного кадастра осуществляется по единой методике и представляет собой последовательные действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о земельных участках.

Как правильно установлено судом первой инстанции спорный земельный участок в установленном законом порядке предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования войсковой части № 63792, согласно Государственного акта выданного Решением СЗ №02 от 25.03.85 Исполнительного комитета Иркутского (городского) Совета народных депутатов.

В силу п. 1 ст. 3.1 ФЗ от 17.04.2006 N 53-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности Российской Федерации; земельные участки, предоставленные  органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными  законами земли.

Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорный земельный участок является собственностью Российской  Федерации.

В соответствии с п. 2 ст. 6 Земельного кодекса РФ, ст.ст. 1, 7 ФЗ «О государственном земельном кадастре», Порядка ведения государственного реестра земель кадастрового района Управление Федерального агентства объектов недвижимости по Иркутской области в обязательном порядке должно было внести сведения в земельный кадастр и Единый государственный реестр земель о всех ранее учтенных земельных участках в границах каждого квартала, на основании результатов инвентаризации земель.

Согласно, указанным актам, сведения подлежат внесению в соответствии с теми данными, которые установлены мероприятиями по инвентаризации  земель.

Согласно п. 2 ст. 198 АПК РФ, прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ст. 6 Федерального закона РФ «О государственном земельном кадастре» от 02.01.2000 N 28-ФЗ (ред. от 04.12.2006) Государственный земельный кадастр создается и ведется в целях информационного обеспечения:

государственного и муниципального управления земельными ресурсами;

государственного контроля за использованием и охраной земель;

мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель;

государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

землеустройства;

экономической оценки земель и учета стоимости земли в составе природных ресурсов;

установления обоснованной платы за землю;

иной связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными участками деятельности.

Таким образом, земельный кадастр, является информационной базой содержащей сведения о земельных участках принятых к учету и основанной на соответствующих документах.

Между тем, заявитель, как правильно указал суд первой инстанции не представил доказательств, что принятие на кадастровый учет земельного участка нарушает права и законные интересы Администрации, при условии, что данный земельный участок является федеральной собственностью.

Довод заявителя о том, с ним не согласованы границы земельного участка, судом не принимается, поскольку согласование границ земельного участка осуществляется при его выделении, что было сделано в данном случае в 1985 году.

Суд апелляционной инстанции считает, что в случае, если заявитель, считает, что при уточнении границ земельного участка нарушено право собственности на земельные участки третьих лиц, то он вправе обратиться с требованием о защите нарушенного права в установленном порядке.

Ссылка заявителя на нарушение Агентством  Порядка ведения государственного реестра земель кадастрового района, утвержденного Приказом Федеральной службы земельного кадастра Россини от 15.06.2001 г. № П/119, судом не принимается, поскольку заявитель не доказал, нарушение прав оспариваемым актом, в связи с чем нарушения только норм права не достаточно для удовлетворения требований заявителя.

Таким образом, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции в соответствии со ст. 71 АПК РФ дал полную и всестороннюю оценку имеющимся в деле доказательствам в их взаимосвязи и совокупности и пришел к обоснованному выводу об отказе заявителю в удовлетворении требований.

На основании изложенного у суда апелляционной инстанции нет законных оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение арбитражного суда Иркутской области от «08» мая 2008 года по делу №А19-2113/08-14 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.

Председательствующий судья                                                      Е.В. Желтоухов

Судьи                                                                                                           Э.П. Доржиев

Т.О. Лешукова

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27.07.2008 по делу n А10-678/08. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также