Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2007 по делу n А58-3141/05. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 672000, Чита, ул. Ленина 100 «б» www.4aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е г. Чита Дело № А58-3141/05 04АП-441/2007 “16” марта 2007 г. (с перерывом в судебном заседании) Резолютивная часть постановления объявлена 14 марта 2007 года Полный текст постановления изготовлен 16 марта 2007 года Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей О.Н. Бурковой, И.Ю. Григорьевой, при ведении протокола судебного заседания судьей Желтоуховым Е.В., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной Налоговой службы России по Оймяконскому улусу (району) Республики Саха (Якутия) на решение арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 06.12.2006 года по делу №А58-3141/05, принятое судьей Столбовым В.В., при участии: от заявителя: не было; от ответчика: не было; и установил: Заявитель, Инспекция Федеральной Налоговой службы России по Оймяконскому улусу (району) Республики Саха (Якутия), обратился с требованием к Артели старателей «Север» (ЕГРН 1021400791170) о взыскании налоговых санкций по п. 1 ст. 123 НК РФ в размере 24 656 руб. по решению № 4157 от 29.12.2004г. Решением арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 14.02.2006г. заявителю отказано в удовлетворении требований. Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17.07.2006г. решение арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 14.02.2006г. отменено в части отказа во взыскании налоговых санкций по п. 1 ст. 123 НК РФ в размере 24151 руб. и передано в данной части на новое рассмотрение. Решением суда первой инстанции от 06.12.2006 года налоговому органу отказано в удовлетворении требований. Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из следующего. Формальное неперечисление и нарушение сроков перечисления удержанного налога, то есть в нарушение п. 6 ст. 226 НК РФ, не является неправомерным неперечислением, влекущем применение санкций, но компенсируется государству пеней, что предусмотрено ст. 75 НК РФ. Материалами налоговой проверки не усматривается, что налоговым органом установлены и раскрыты объективная сторона правонарушения, вина ответчика в совершении правонарушения. Констатация налоговым органом фактов бездействия и наличия задолженности ответчика по уплате налога на доходы физических лиц установленных и доказанных фактов неправомерного неперечисления вследствие неправомерного бездействия при наличии достаточных денежных средств, вины ответчика в совершении налогового правонарушения не является достаточным основанием для квалификации и привлечения налогового агента к ответственности по ст. 123 НК РФ и не свидетельствует о выявлении события налогового правонарушения. Суд первой инстанции пришел к выводу, что налоговый орган не установил и не доказал случая совершения ответчиком налоговых правонарушений, предусмотренных ст. 123 НК РФ – неправомерное неперечисление удержанного налога, и вина ответчика. Суд первой инстанции исходя из фактических обстоятельств дела, норм материального права пришел к выводу, что налоговым органом не доказано событие именно неправомерного неперечисления ответчиком 102 571 руб. налога на доходы физических лиц, вина ответчика, а привлечение ответчика к налоговой ответственности за невыполнение налоговым агентом обязанности по перечислению налога необоснованно и не соответствует закону. Налоговый орган, не согласившись с решением суда первой инстанции, заявил апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, требования удовлетворить. Согласно апелляционной жалобе, вывод суда первой инстанции в недоказанности совершения ответчиком правонарушения, несостоятелен, поскольку факт неперечисления налога в указанном размере подтверждается материалами дела. В судебное заседание представитель налогового органа не явился, согласно телефонограмме от 13.03.2007 года, о месте и времени судебного заседания были извещены, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, апелляционную жалобу поддерживают. Ответчик, в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, уведомление №85174275. Отзыва не представлено. Согласно п. 2 ст. 215 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу. О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ. Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, изучив представленные материалы, пришел к следующим выводам. Отменяя решение арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 14.02.2006г. Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа от 17.07.2006г. указал, что судом первой инстанции не было учтено следующее. «В соответствии с пунктом 3 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации в решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности. В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются срок, в течение которого лицо, привлекаемое к ответственности за совершение налогового правонарушения, вправе обжаловать указанное решение в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд, арбитражный суд, порядок обжалования решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу), а также наименование органа, его местонахождение, другие необходимые сведения. Вывод суда о том, что налоговым органом не доказаны основания начисления сумм налогов и пеней, не установлены виды налоговых правонарушений, обстоятельства их совершения, налоговые периоды, к которым данные правонарушения относятся, размеры штрафных санкций, не соответствует материалам дела. Так, из решения и акта налоговой проверки следует, что производилась проверка правильности исчисления, полноты и своевременности перечисления налога на доходы физических лиц. Данная проверка производилась на основании представленных обществом первичных бухгалтерских документов. В материалах дела находятся расчеты суммы задолженности по подоходному налогу с учетом фактически выплаченной заработной платы, реестры сведений о доходах физических лиц за проверяемый период. Акт налоговой проверки содержит ссылки на данные документы, являющиеся приложением к акту. Судебные инстанции в нарушение требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса не дали оценки всем имеющимся в материалах дела доказательствам. Данное нарушение привело к принятию неправильного решения по делу, поэтому судебные акты подлежат отмене на основании частей 1, 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как основанные на неполно исследованных обстоятельствах дела, с направлением дела в части привлечения общества к налоговой ответственности по статье 123 Налогового кодекса Российской Федерации на новое рассмотрение. При новом рассмотрении дела суду следует дать оценку всем имеющимся в материалах дела доказательствам, представленным налоговой инспекцией по спорному эпизоду, принять обоснованное и мотивированное решение». Как правильно указал суд первой инстанции от 06 декабря 2006 года, материалами дела подтверждается и считается доказанным, неперечисление налоговым агентом за налоговые периоды 2001, 2002, 2003 годов сумм налога на доходы физических лиц, с фактически выплаченной заработной платы в размере 120 757,16 руб. В то же время факт неполной уплаты налоговым агентом налога, само по себе не свидетельствует о совершении им налогового правонарушения, пока не будет доказано налоговым органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, с учетов конституционных принципов о привлечении к ответственности, наличие в действиях налогового агента налогового правонарушения, доказательствами, собранными и закрепленными надлежащим образом. Статья 106 НК РФ устанавливает, что налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность. Согласно ст. 123 НК РФ (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ), неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей перечислению. Таким образом, объективной стороной правонарушения, предусмотренного ст. 123 НК РФ, является неправомерное неперечисление сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом. Между тем, в нарушение ст. 101 НК РФ решение налогового органа не указывает содержание такого существенного признака вменяемого налогоплательщику правонарушения, как неправомерность совершения действий. Решение налогового органа № 4157 от 29.12.2004 года, не содержит такой квалификации правонарушения как неправомерность, только констатируя это, но не указывая в чем выражаются действия неправомерности. Таким образом, материалы проверки не содержат доказательств того, что неперечисление налога на доходы физических лиц носит неправомерный характер. Не соответствует решение налогового органа в части установления вины налогоплательщика ст. 101 НК РФ, поскольку, как следует из материалов дела данный вопрос не исследовался, пояснения налогоплательщика о причинах неуплаты налога не требовались, вопрос об обстоятельствах совершения правонарушения не исследовался, в том числе не исследовались обстоятельства, влияющие на степень вины, характер содеянного, соразмерность санкции и т.п. Право каждого на защиту своих прав и свобод всеми не запрещенными законом способами, закрепленное статьей 45 Конституции Российской Федерации, предполагает наличие гарантий, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме и обеспечить эффективное восстановление в правах не только в рамках судопроизводства, но и во всех иных случаях привлечения к юридической ответственности. Применительно к налоговой ответственности одной из таких гарантий является вытекающее из статьи 24 (часть 2) Конституции Российской Федерации право налогоплательщика знать, в чем его обвиняют, и представлять возражения на обвинения. Поэтому при определении процессуальных прав налогоплательщика при производстве дела в налоговых органах законодатель не может не предоставить ему право знать о появившихся у налогового органа претензиях, заявлять возражения против них, представлять доказательства незаконности или необоснованности принятого решения. Иное не соответствовало бы приведенным положениям Конституции Российской Федерации. Как название, так и содержание статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующей процедуру привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности. По смыслу положений пункта 1 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае обнаружения при проведении налоговой проверки налоговых правонарушений налоговые органы не только вправе, но и обязаны требовать от налогоплательщика представления объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, а также заблаговременно уведомлять его о дате и месте рассмотрения материалов налоговой проверки руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. Между тем, как следует из материалов дела, налоговый орган не уведомлял налогоплательщика о месте и времени рассмотрения материалов выездной проверки, где надлежало установить все обстоятельства вменяемого налогового правонарушения, включая вину и обстоятельства смягчающие или отягчающие ответственность, причины совершения правонарушения. Как указывал Конституционный суд РФ, задачами производства по делам о нарушении законодательства о налогах и сборах, является, как и во все производствах публичного преследования всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. При этом, выяснению подлежит: наличие события правонарушения, предусмотренного Налоговым Кодексом РФ; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Налоговым Кодексом предусматривается ответственность; виновность лица в совершении налогового правонарушения; обстоятельства, смягчающие ответственность, и обстоятельства, отягчающие ответственность; обстоятельства, исключающие производство по делу, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения вопроса о привлечении налогоплательщика налоговой ответственности. Как следует из решения налогового органа, указанные вопросы в ходе рассмотрения материалов о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности не выяснялись и не устанавливались, что свидетельствует о принятии данного решения при неполно выясненных обстоятельствах, нарушение принципа объективного и всестороннего исследования вопросов влияющих на установление состава правонарушения. Согласно ст. 108 НК РФ, никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ, а лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения, а обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица. Учитывая, что налоговый орган в ходе привлечения налогоплательщика к ответственности нарушил вышеизложенные нормы и неотъемлемые конституционные принципы привлечения к ответственности, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения. Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации П О С Т А Н О В И Л: Решение арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 06 декабря 2006 года по делу № А58-3141/06, оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу. Председательствующий судья Е.В. Желтоухов Судьи И.Ю. Григорьева О.Н. Буркова Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15.03.2007 по делу n А19-25295/06-39. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|