Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2008 по делу n А78-1978/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда в части и принять новый с/а

 

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина 100 «б»

www.4aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита                                                                                         Дело №А78-1978/2008-С2-28/85

04АП-1637/2008

«20» июня 2008 г.

Резолютивная часть постановления объявлена 19 июня 2008 года

Полный текст постановления изготовлен 20 июня 2008 года

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Д. Н. Рылова,

судей  Е.В. Желтоухова,  Т.О. Лешуковой,

при ведении протокола судебного заседания судьей Рыловым Д.Н.

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №2 по г.Чите на не вступившее в законную силу  решение Арбитражного суда Читинской области  от 4 мая 2008 года по делу № А78-1978/2008-С2-28/85

по заявлению индивидуального предпринимателя Черных Валентины Викторовны к  Межрайонной инспекции ФНС №2 по г.Чите об оспаривании протокола об административном правонарушении от 10.04.2008 г.  и  постановления №22-292 от 15.04.2008 г. по делу об административном правонарушении,

(суд первой инстанции судья Литвинцев А.Б.)

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Черных В.В.,

От заинтересованного лица: Дианова Е.В., представитель по доверенности от 10.04.2008 г.,

 

установил:

Индивидуальный предприниматель Черных Валентина Викторовна (далее ИП Черных В.В., заявитель) обратилась в суд с заявлением  к  Межрайонной инспекции ФНС №2 по г.Чите (далее налоговый орган, заинтересованное лицо) об оспаривании протокола об административном правонарушении от 10.04.2008 г.  и  постановления №22-292 от 15.04.2008 г. по делу об административном правонарушении.

Решением суда первой инстанции от 04.05.2008 г. требования заявителя  удовлетворены частично: производство по делу о признании незаконным протокола № 000276/22-266 об административном правонарушении от 10.04.2008 г. прекращено; постановление налогового органа №22-292 от 15.04.2008 г. о назначении предпринимателю административного наказания в виде штрафа в размере  3000 рублей признано незаконным и отменено.

Как следует из решения суда первой инстанции, основанием для  частичного  удовлетворения требований заявителя послужил вывод суда о недоказанности факта административного правонарушения  и наличия вины ИП Черных В.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.14.5 КоАП РФ.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговый орган обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе ставится вопрос об  отмене  решение суда первой инстанции, поскольку  факт осуществления предпринимателем Черных В.В. наличных денежных расчетов при перевозке пассажиров без применения контрольно-кассовой техники и без выдачи соответствующих бланков строгой отчетности материалами дела подтвержден.

Заявитель  в отзыве на апелляционную жалобу, с доводами, изложенными в ней, не согласился, считает  решение суда первой инстанции  законным и обоснованным.

           Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, изучив представленные материалы, выслушав доводы представителей сторон, пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, 31.03.2008 г. налоговым органом на основании поручения №22-142 от 31.03.2008 г.   в ходе проведения  проверки соблюдения Федерального закона РФ от 22.05.2003 г. №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» предпринимателя Черных В.В. в автобусе ГАЗ 322131, государственный номер АЕ 488 75 RUS, следующем по маршруту № 28 «Каштак - Сосновый бор», принадлежащем предпринимателю Черных В.В., при оказании услуги пассажирской перевозки по цене 13 руб. водителем автобуса Ериловым В.К. контрольно-кассовая техника не была применена, бланк строгой отчетности (билет) не выдан.

По результатам проверки составлен акт №002298 от 31.03.2008 г., 10.04.2008 составлен протокол №000276/22-266 об административном правонарушении, в котором указано, что ИП Черных В.В. совершено административное правонарушение, предусмотренное ст.14.5 КоАП РФ.

15.04.2008 г. руководителем Межрайонной ИФНС №2 по г.Чите вынесено постановление №22-292 о привлечении ИП Черных В.В. к административной ответственности, предусмотренной ст.14.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 3 000 руб.

    Данное обстоятельство явилось основанием для обращения предпринимателя  в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными и отмене вышеуказанного протокола и  постановления налогового органа.

Четвертый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным в части по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны выдавать покупателям при осуществлении наличных денежных расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.

В соответствии со ст.14.5 КоАП РФ продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях торговли либо в иных организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, а равно гражданами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, при отсутствии установленной информации об изготовителе или о продавце либо без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин влечет наложение административного штрафа  на юридических лиц от 30 до 40 тысяч рублей.

В соответствии с п.2 ст.2 Федерального закона №54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Пунктом 3 ст.2 указанного выше закона указано, что организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностью своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и расчеты с использованием  платежных карт без применения ККТ при осуществлении продажи проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте (за исключением такси, а также транспорта, работающего в режиме маршрутного такси).

Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно- кассовой техники, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31.03.2005 N 171, к бланкам строгой отчетности, приравненным к кассовым чекам, относятся квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случае оказания услуг населению.          

Бланки строгой отчетности, утвержденные Министерством финансов Российской Федерации, предназначенные для денежных расчетов с населением за оказываемые услуги, являются первичными учетными документами, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1993 г. №745 приравниваются к чеку контрольно-кассовой машины.

Как следует из материалов дела,  предпринимателем Черных В.В. обязанность выдачи билетов при осуществлении наличных денежных расчетов водителю автобуса Ерилову В.К. была разъяснена, что подтверждается актом проверки № 002298/22-498 от 31.03.2008 г., объяснением водителя Ерилова В.К. от 31.03.2008 г. и его опроса в качестве свидетеля от 31.03.2008 г. Проездные билеты имелись в наличии, но при осуществлении наличных денежных расчетов с конкретным пассажиром билет выдан не был.

Факт не выдачи бланка строгой отчетности при осуществлении расчета подтверждается актом проверки от 31.03.2008 г. №002298, актом проверки выдачи чека,  протоколом об административном правонарушении №000276/22-266 от 10.04.2008 г., а также не оспаривалось Предпринимателем в судебном заседании в суде апелляционной инстанции.

Судом первой инстанции неправомерно указано на отсутствие вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.14.5 КоАП РФ, поскольку из представленных предпринимателем документов (трудовой договор от 07.07.05, инструктаж) не усматривается, что водитель был проинструктирован по вопросу применения контрольно-кассовой техники, бланк строгой отчетности – билет не был выдан при осуществлении расчета, следовательно, не была применена контрольно-кассовая техника. 

В соответствии со статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о доказанности налоговым органом вины предпринимателя Черных В.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.14.5 КоАП РФ.

Довод заявителя на тот факт, что при осуществлении расчетов пассажиры могут получить билет при выходе самостоятельно, оторвав билет, несостоятелен в связи с тем, что согласно абз.3 п.1 ст.5 ФЗ №54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны выдавать пассажирам при осуществлении расчетов в момент оплаты отпечатанные ККТ кассовые чеки. Следовательно, билет должен быть выдан на руки пассажиру  в момент получения оплаты за услугу.

Исходя из вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что налоговый орган правомерно привлек ИП Черных В.В. к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 3000 руб.

На основании всего вышеизложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции в оспариваемой части и принятия по делу нового судебного акта.

Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу Решение Арбитражного суда Читинской области  от 4 мая 2008 года по делу №А78-1978/2008-С2-28/85, арбитражный суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

 

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Читинской области от 4 мая 2008 года по делу № А78-1978/2008-С2-28/85 отменить в части признания незаконным и отмене Постановления №22-292 от 15.04.2008 г. Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №2 по г.Чите. В указанной части принять новое решение.

В удовлетворении требований предпринимателя без образования юридического лица Черных Валентины Викторовны  о признании незаконным и отмене Постановления №22-292 от 15.04.2008 г. Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы №2 по г.Чите – отказать.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течении 2-х месяцев с даты принятия.

Председательствующий судья                                                      Д. Н. Рылов

Судьи                                                                                                           Е.В. Желтоухов

Т.О. Лешукова

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2008 по делу n А58-8871/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также