Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2008 по делу n А78-752/2008. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый с/а

 

Четвертый арбитражный апелляционный суд

672000, г.Чита, ул.Ленина, 100б

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Чита                                                                                    Дело №А78-752/2008 С2-25/33 

«21» мая  2008 г.                                                                           04АП-1180/2008     

        

     Резолютивная часть постановления оглашена 21 мая 2008 года. В полном объеме постановление изготовлено 21 мая 2008 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                                                 Григорьевой И.Ю.,

судей                                                                                          Рылова Д.Н., Желтоухова Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания  судьей Григорьевой И.Ю.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу  открытого акционерного общества «Приаргунское производственное горно-химическое объединение» на решение Арбитражного суда  Читинской области от 20 марта  2008 года (судья Борголова Г.В.),

по делу № А78-752/2008 С2-25/33 по заявлению открытого акционерного общества «Приаргунское производственное горно-химическое объединение» к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Читинской области о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 07.02.2008 г. № 76-08/008,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не явился, извещен,

от ответчика: не явился, извещен,

установил:

          Открытое акционерное общество «Приаргунское производственное горно-химическое объединение» (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Читинской области с заявлением  о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Читинской области (далее – Управление) № 76-08/008 от 07.02.2008 г. о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

          Решением суда первой инстанции от 20 марта 2008 года  в удовлетворении требований заявителя отказано.

          Общество не согласилось с принятым судебным актом, обратилось с апелляционной жалобой.

          В обосновании жалобы заявитель указал на то, что в действиях общества отсутствует состав  административного правонарушения, так как  нормативными  актами Банка России такие документы, как справка о расчетах через счета  за рубежом и справка о поступлении валюты РФ не отнесены к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям.

         

            В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы.

        Ответчик письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил, в судебное заседание своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом.

        Руководствуясь частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие надлежащим образом извещенного ответчика.

Выслушав представителя заявителя, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и соблюдения норм процессуального права, апелляционная инстанция считает апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению.

        Как следует из материалов дела, общество заключило внешнеэкономический контракт № MDWS-JW-048/2006 с Маньчжурской внешнеторгово-экономической компанией с ограниченной ответственностью, КНР   на поставку в КНР лома черных металлов. Общая сумма контракта 140 000 долларов США. Оплата по контракту осуществляется путем перевода суммы, равной стоимости партии товара, в качестве стопроцентной предоплаты на транзитный валютный счет продавца. Поставка товара производится в течение 10 дней после поступления предоплаты на счет продавца, датой поставки товара считается дата пересечения границы. Срок действия контракта установлен до 31.12.2007г. На основании контракта в филиале акционерного инвестиционно-коммерческого банка «Новая Москва» в городе Краснокаменске 25 июля 2006 года оформлен паспорт сделки № 06070002/2209/0005/1/0.

         В счет исполнения обязательств по контракту иностранный партнер осуществил авансовые платежи в размере 11 200 долларов США, ОАО «ППГХО» произвело поставки в КНР товара (лом черных металлов) стоимостью 11 127, 2 долларов США.       

         02 февраля 2007 года общество представило в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах, в графе 1 указана дата вывоза товара 31.01.2007 г. по ГТД 10617040/300107/0000012. Фактически товар вывезен 01.02.2007 г., что подтверждается отметкой Забайкальской таможни в соответствующей ГТД.

          15 июня 2007 года  общество  представило в уполномоченный банк справку о подтверждающих документах, в графе 1 указана дата вывоза товара 17.05.2007 г. по ГТД 10617040/170507/0000079. Фактически товар вывезен 19.05.2007 г., что подтверждается отметкой Забайкальской таможни в соответствующей ГТД.

         В связи с тем, что общество  в вышеуказанных справках указало иные даты вывоза товара, чем даты фактического вывоза товара, должностным лицом Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Читинской области 24.01.2008г. в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении № 76-08/008 по факту несоблюдения установленного порядка представления форм учета и отчетности по валютным операциям

         Постановлением  Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Читинской области от 07.02.2008 г. № 76-08/008 общество  привлечено к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях  в виде штрафа в сумме 40 000 рублей.

         Не согласившись с данным постановлением, общество  обратилось в суд с заявлением о признании вышеуказанного постановления незаконным и отмене.

         Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что резидентом нарушен порядок оформления справки о подтверждающих документах, признав правомерным привлечение общества к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подтвержденным факт его  совершения имеющимися в материалах дела доказательствами. 

         Апелляционная инстанция считает выводы суда первой инстанции ошибочными.

  В соответствии с подпунктами 1, 2 пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (Закон N 173-ФЗ) резиденты обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, предусмотренные статьей 23 Закона N 173-ФЗ, вести в установленном порядке учет и представлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.

Пунктом 11 статьи 23 Закона N 173-ФЗ установлено, что органы и агенты валютного контроля представляют органу валютного контроля, уполномоченному Правительством Российской Федерации, необходимые для осуществления его функций документы и информацию в объеме и порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается для представления уполномоченным банкам Центральным банком Российской Федерации (подпункт 2 пункта 3 статьи 23 Закона N 173-ФЗ).

Пунктами 2.1, 2.2 Положения Центрального банка России N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций", утвержденного Центральным банком Российской Федерации 01.06.2004 (Положение), в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением установлена обязанность резидентов по представлению в уполномоченный банк документов, связанных с проведением валютных операций, подтверждающих факт вывоза (ввоза) товара с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, и двух экземпляров справки о подтверждающих документах, оформленных в порядке изложенном в приложении 1 к настоящему  Положению.

Объективная сторона вменяемого обществу административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, состоит в несоблюдении установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям.

В соответствии с нормами Закона N 173-ФЗ различаются институты "учет и отчетность по валютным операциям" и "документы и информация, связанные с проведением валютных операций".

Согласно части 4 статьи 5 Закона N 173-ФЗ Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.

На момент привлечения общества к административной ответственности и рассмотрения дела судом первой инстанции, в отношении резидентов, не являющихся уполномоченными банками, а также нерезидентов Центральным банком Российской Федерации формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления не были установлены.

Справка о подтверждающих документах отнесена к документам и информации, связанным с проведением валютных операций, указанным в части 4 статьи 23 Закона N 173-ФЗ.

Нормативными актами Центрального банка Российской Федерации справка о подтверждающих документах не была отнесена к категории документов, являющихся формами учета и отчетности по валютным операциям, что также подтверждается письмом Центрального банка Российской Федерации от 26.07.2007 N 04-31-2/3178, доведенным до сведения арбитражных судов письмом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.08.2007 N ВАС-С05/С4-1183.

Вступившим в действие  с 27 января 2008 года указанием Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж" справка о подтверждающих документах отнесена к формам учета по валютным операциям.

Справки о подтверждающих документах обществом представлены в уполномоченный орган 02.02.2007 года, 15.06.2007 года.

В силу юридического принципа "закон обратной силы не имеет" не допускается распространение действия нормативно-правовых актов на те правоотношения, которые возникли до их принятия.   

Следовательно, правовых оснований для привлечения резидентов к ответственности за нарушение срока представления справки о подтверждающих документах в период, когда такая справка не была признана формой учета по валютным операциям, не имеется.

Аналогичная правовая позиция отражена в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.02.2008г. №14520/07.

При таких обстоятельствах, объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, в действиях общества отсутствует.

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права.

В данном случае оснований для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, не имеется, в связи с чем оспариваемое постановление административного органа является незаконным и подлежит отмене.

При указанных обстоятельствах, апелляционная жалоба подлежит  удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная  инстанция

                                                  П О С Т А Н О В И Л А:

            Решение Арбитражного суда Читинской области  от 20 марта 2008 года по делу № А78-752/2008 С2-25/33 отменить, принять новое решение.

   Постановление от 07.02.2008 г. N 76-08/008 Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Читинской области о назначении административного наказания открытому акционерному обществу «Приаргунское производственное горно-химическое объединение» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения штрафа в размере 40 000 рублей, признать незаконным и отменить полностью.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.

        

Председательствующий                                (подпись)                   И. Ю. Григорьева

         Судьи                                                            (подпись)                   Д.Н. Рылов

                                                                               (подпись)                   Е.В. Желтоухов       

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2008 по делу n А58-4618/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить определение полностью и разрешить вопрос по существу  »
Читайте также