Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2015 по делу n А19-5861/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина 100б

тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85

http://4aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита                                                                                                         Дело № А19-5861/2015

28 августа 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 28 августа 2015 года.

Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Д. Н. Рылова,

судей В. А. Сидоренко, Е. О. Никифорюк,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Фоминой О. С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 июня 2015 года по делу № А19-5861/2015 по заявлению Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Иркутский Государственный Университет» (ОГРН 1033801008218, ИНН 3808013278) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области (ОГРН 1053811066308, ИНН 3811087738) о признании незаконным предписания № 000203 от 20.02.2015 г.

(суд первой инстанции судья Дмитриенко Е. В.)

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не явился;

от заинтересованного лица: не явился,

установил:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Иркутский Государственный Университет» (далее заявитель, ФГБОУ ВПО «ИГУ») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области (далее Управление Роспотребнадзора, административный орган) о признании незаконным предписания № 000203 от 20.02.2015 г. в части возложенной обязанности по обеспечению в срок до 25.06.2015 г. прохождения профилактического осмотра на туберкулез абитуриентами при поступлении на обучение.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 15 июня 2015 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу, что предписание в обжалуемой части незаконно, не обосновано и нарушает права и законные интересы заявителя.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Роспотребнадзора обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции, в связи с не правильным применением судом норм материального права и несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, не в полной мере исследованы и проанализированы имеющиеся в деле доказательства. Заявитель апелляционной жалобы, так же указывает, что рассматриваемый спор не подведомственен арбитражному суду.

ФГБОУ ВПО «ИГУ» в отзыве на апелляционную жалобу указал на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.

О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст. ст. 122, 123 АПК РФ. Заявитель и заинтересованное лицо своих представителей в судебное заседание не направили, заявитель заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. В соответствии с п. 2 ст. 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, на основании извещений Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Иркутской области», в соответствии с распоряжением руководителя Управления Роспотребнадзора № 000203 от 23.01.2015 г. должностными лицами административного органа в период с 26.01.2015 г. по 20.02.2015 г. проведена внеплановая выездная проверка деятельности ФГБОУ ВПО «ИГУ» в целях расследования причин возникновения инфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей.

По итогам проведенной проверки, составлен Акт № 000203 от 20.02.2015 г., согласно которому ФГБОУ ВПО «ИГУ» нарушены п. 1, 2, 3 ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», п. 1, 3 ст. 29, п. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 4 ст. 8 Федерального закона от 18.06.2001 г. № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации», п. 9 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п. 4.1, 4.2, 4.4, 4.11, 4.14, 4.18 СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза», п. 1.3, 2.1, 2.6, 7.1, 7.4 СП 3.1/3.2.3146-13 «Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней», п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2001 г. № 892 «О реализации Федерального закона «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации».

Нарушения выразились, в том числе, в следующем:

- абитуриенты Учреждения не проходят медицинский осмотр на туберкулез;

- отсутствуют сведения о флюорографическом обследовании студентов, проживающих в домашних условиях, на съемных квартирах, на заочном обучении; -

- несвоевременно пройдено флюорографическое обследование студентов первого курса биолого-почвенного факультета ФГБОУ ВПО «ИГУ» и студентов пятого курса МИЭЛ ИРУ;

- отсутствуют данные флюорографического обследования пятидесяти пяти студентов.

По результатам проверки Роспотребнадзором в адрес заявителя вынесено предписание № 000203 от 20.02.2015 г. об устранении допущенных нарушений.

Не согласившись с названными предписанием, ФГБОУ ВПО «ИГУ» обжаловало его в судебном порядке.

В соответствии с частью  1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  и пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. №6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением  части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, необходимо  наличие двух условий:

- несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту;

- нарушение прав и законных интересов заявителя указанным актом.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела предписанием Роспотребнадзора № 000203 от 20.02.2015 г. ФГБОУ ВПО «ИГУ» предписано:

- в срок до 25.06.2015 г. обеспечить прохождение профилактического медицинского осмотра на туберкулез абитуриентов при поступлении на обучение и студентов университета.

В соответствии с п. 1 ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина),  осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.

Согласно ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», медицинский осмотр представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития.

Частью 4 ст. 8 Федерального закона от 18.06.2001 г. № 77-ФЗ «О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации» установлено, что в целях выявления туберкулеза периодически проводятся профилактические медицинские осмотры граждан, порядок и сроки проведения которых устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно п. 5, 6, 7 Порядка и сроков проведения профилактических медицинских осмотров населения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.12.2001 г. № 892 в целях выявления туберкулеза в групповом порядке по эпидемическим показаниям (независимо от наличия или отсутствия признаков заболевания туберкулезом) профилактическим медицинским осмотрам в целях выявления туберкулеза подлежат 2 раза в год: военнослужащие, проходящие военную службу по призыву; работники родильных домов (отделений); лица, находящиеся в тесном бытовом или профессиональном контакте с источниками туберкулезной инфекции; лица, снятые с диспансерного учета в лечебно-профилактических специализированных противотуберкулезных учреждениях в связи с выздоровлением, - в течение первых 3 лет после снятия с учета; лица, перенесшие туберкулез и имеющие остаточные изменения в легких в течение первых 3 лет с момента выявления заболевания; ВИЧ-инфицированные; пациенты, состоящие на диспансерном учете в наркологических и психиатрических учреждениях; лица, освобожденные из следственных изоляторов и исправительных учреждений, - в течение первых 2 лет после освобождения; подследственные, содержащиеся в следственных изоляторах, и осужденные, содержащиеся в исправительных учреждениях.

В групповом порядке по эпидемическим показаниям (независимо от наличия или отсутствия признаков заболевания туберкулезом) профилактическим медицинским осмотрам в целях выявления туберкулеза подлежат 1 раз в год: лица, больные хроническими неспецифическими заболеваниями органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, мочеполовой системы; лица, больные сахарным диабетом; лица, получающие кортикостероидную, лучевую и цитостатическую терапию; лица, принадлежащие к социальным группам высокого риска заболевания туберкулезом (без определенного места жительства; мигранты, беженцы, вынужденные переселенцы; проживающие в стационарных учреждениях социального обслуживания и учреждениях социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий); работники учреждений социального обслуживания для детей и подростков, лечебно-профилактических, санаторно-курортных, образовательных, оздоровительных и спортивных учреждений для детей и подростков.

В индивидуальном (внеочередном) порядке профилактическим медицинским осмотрам в целях выявления туберкулеза подлежат: лица, обратившиеся в лечебно­профилактические учреждения за медицинской помощью с подозрением на заболевание туберкулезом; лица, проживающие совместно с беременными женщинами и новорожденными; граждане, призываемые на военную службу или поступающие на военную службу по контракту; лица, у которых диагноз - ВИЧ-инфекция установлен впервые.

Таким образом, вышеуказанные нормы права не предусматривают обязанность прохождения профилактического медицинского осмотра абитуриентами в целях выявления туберкулеза.

Кроме того, и из содержания п. 4.14 СП 3.1.2.3114-13 «Профилактика туберкулеза» не следует, что прохождение данного медицинского осмотра должно обеспечить образовательное учреждение, поскольку, абитуриенты при поступлении на обучение, в случае если с даты последнего профилактического обследования в целях раннего выявления туберкулеза прошел 1 год и более, проходят медицинский осмотр на туберкулез во внеочередном порядке.

При этом, как правильно указал суд первой инстанции для такой группы населения как абитуриенты законодателем предусмотрено прохождение предварительного медицинского осмотра, проводимого при поступлении на учебу в целях определения соответствия учащегося требованиям к обучению (пункт 2 части 2 статьи 46 Федерального закона от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

Учитывая, что требования закона о необходимости прохождения медицинского осмотра на туберкулез при поступлении на обучение адресованы непосредственно физическим лицам (абитуриентам), а не образовательным учреждениям, предписанное ФГБОУ ВПО «ИГУ» требование обеспечить прохождение абитуриентами именно профилактического медицинского осмотра на туберкулез - не соответствует действующему законодательству и нарушает права заявителя в экономической и иной предпринимательской деятельности, поскольку обучение студентов (поступивших абитуриентов) осуществляется вузом, в том числе, и на коммерческой основе.

В связи с чем, несостоятельны доводы апелляционной жалобы о не подведомственности рассматриваемого спора арбитражному суду.

Иные доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции рассмотрены, однако они были предметом рассмотрения суда первой инстанции, где им дана полная и всесторонняя оценка.

На основании всего вышеизложенного суд апелляционной инстанции находит правильным и обоснованным вывод суда первой инстанции о не законности предписания Роспотребнадзора № 000203 от 20.02.2015 г., в обжалованной заявителем части.

При указанных обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения суда первой инстанции.

Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 июня 2015 года по делу № А19-5861/2015, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

ПОСТАНОВИЛ:

 

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 июня 2015 года по делу № А19-5861/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, путем подачи жалобы через суд первой инстанции.

Председательствующий судья                                                      Д. Н. Рылов

Судьи                                                                                                           Е. О. Никифорюк

В. А. Сидоренко

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27.08.2015 по делу n А10-78/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также