Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2015 по делу n А78-793/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина 100б   http://4aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита                                                                                        Дело №А78-793/2015

29 июля  2015   года

Резолютивная часть постановления объявлена  23.07.2015.

Полный текст постановления  изготовлен  29.07.2015.

Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Скажутиной Е.Н.,

судей  Гречаниченко А.В.,  Макарцева А.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Васильевой О.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционная жалоба  Общества с ограниченной ответственностью "Читинский Чермет"   на  решение   Арбитражного суда  Забайкальского края от 07 мая 2015 года по делу № А78-793/2015  по иску  Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727   107174, ГОРОД МОСКВА, УЛИЦА БАСМАННАЯ НОВ.,2) к Обществу с ограниченной ответственностью "Читинский Чермет" (ОГРН 1087536003070, ИНН 7536090217  680032,КРАЙ ХАБАРОВСКИЙ, ГОРОД ХАБАРОВСК, УЛИЦА ЗЕЛЕНАЯ,2,Б) о взыскании 572 385 руб. - штрафа за искажение сведений о грузе, 14 447,70 руб. - судебных расходов по оплате госпошлины  (суд первой инстанции:  Герценштейн О.В.),

при участии   в судебном заседании:

от истца: открытого акционерного общества «Российские железные дороги»  – Федотова Н.Ю., представитель по доверенности от 21.05.2014;

от ответчика: общества с ограниченной ответственностью "Читинский Чермет" – Коновалова В.П., представитель по доверенности от 01.06.2015.

установил:

Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" обратилось в арбитражный суд  Забайкальского края с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «Читинский Чермет» о взыскании штрафа за искажение сведений в транспортной железнодорожной накладной, предусмотренном ст.98 УЖТ РФ в размере 572 385 руб.

Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 07 мая 2015 года с общества с ограниченной ответственностью "Читинский Чермет"  в пользу открытого акционерного общества «Российские железные дороги»  взыскано  572 385 рублей  штрафа за искажение сведений о грузе, 14 447 рублей 70 копеек - судебных расходов по оплате госпошлины, всего 586 832 рубля 70 копеек.

Ответчик,  не согласившись с принятым судебным актом  как необоснованным и незаконным,  обжаловал  его в апелляционном порядке.  Указывает, что ответчиком при взвешивании груза и заполнении транспортной железнодорожной накладной № ЭК134284 была соблюдена утвержденная сторонами Технология,   нарушения в части искажения сведений относительно массы перевозимого груза при его взвешивании на станции отправления (Могойтуй)   не допущено. Провозная плата за перевозку лома черных металлов по транспортной железнодорожной накладной ООО «Читинский Чермет» оплачена ОАО «РЖД» в полном объеме, трафаретного перевеса грузоподъемности вагонов обществом   не было. Полагает, что  доводы, изложенные судом в решении,  не соответствуют представленным доказательствам и фактическим обстоятельствам дела.  Суд необоснованно пришел к выводу о соразмерности размера штрафа последствиям нарушения обязательств, в связи, с чем неправомерно не применил положения ст. 333 Гражданского кодекса РФ.   Просит отменить решение.

Истец представил письменный отзыв на апелляционную жалобу.

    В судебном заседании представитель ответчика  доводы апелляционной жалобы поддержал, просил удовлетворить.

Представитель истца с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

            Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции.

Проверив обоснованность доводов, содержащихся в жалобах, в совокупности и взаимосвязи с собранными по делу доказательствами, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 04.04.2014 по транспортной железнодорожной накладной N ЭК 134284 со станции Могойтуй Забайкальской железной дороги до станции Комсомольск-на-Амуре Дальневосточной железной дороги в вагоне N 53562971 ответчик отправил груз (лом черных металлов). По железнодорожной накладной вес брутто 82 80 кг, тара 24 000 кг, вес нетто 58 800 кг (л.д. 63).

На железнодорожной станции Карымская Забайкальской железной дороги 07.04.2014 истец произвел контрольное взвешивание вагона N 53562971 на вагонных весах N 24 с максимальным пределом взвешивания 150 тонн.

Последняя поверка весов осуществлена 17.02.2014. Методом определения массы на весах в статике, без расцепки от локомотива с учетом значения предельного расхождения в результате определения массы излишек против документа составил 1965 кг.

По факту несоответствия массы груза данным перевозочного документа истец составил коммерческий акт от 07.04.2014 N ЗБК1401734/171  и акт общей формы от 07.04.2014 N 1/819.

Согласно прейскуранту 10-01 провозная плата за фактически перевезенный груз составила 114 477 руб.

За искажение сведений о массе груза истец начислил ответчику штраф в 5-кратном размере перевезенный груз. Сумма штрафа составила 572 385 руб.

Уведомлением, полученным ответчиком 15.05.2014, истец потребовал уплаты штрафа.

Неисполнение ответчиком обязанности по уплате штрафа стало основанием обращения истца в арбитражный суд  с  настоящим   иском.

Арбитражный суд Забайкальского края,  принимая оспариваемый судебный акт,    исходил из правомерности иска.

Апелляционный суд находит приведенные выводы суда первой инстанции правильными.

Из материалов дела следует, что между сторонами сложились отношения, регулируемые главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации и Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами. Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если названным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

Согласно статье 785 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Погрузка (выгрузка) груза осуществляется транспортной организацией или отправителем (получателем) в порядке, предусмотренном договором, с соблюдением положений, установленных транспортными уставами и кодексами и издаваемыми в соответствии с ними правилами (пункты 2, 3 статьи 791 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

Согласно статье 23 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) погрузка грузов, грузобагажа в вагоны, контейнеры осуществляется исходя из технических норм их погрузки, установленных федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, но не должна превышать грузоподъемность вагонов, контейнеров согласно указанным на них трафаретам.

В соответствии со статьей 25 Устава при предъявлении груза для перевозки грузоотправитель должен представить перевозчику на каждую отправку груза составленную в соответствии с правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом транспортную железнодорожную накладную и другие предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами документы. Указанная транспортная железнодорожная накладная и выданная на ее основании перевозчиком грузоотправителю квитанция о приеме груза подтверждают заключение договора перевозки груза.

Статьей 26 Устава предусмотрено, что при предъявлении грузов для перевозки грузоотправитель должен указать в транспортной железнодорожной накладной их массу, при предъявлении тарных и штучных грузов - также количество грузовых мест.

Определение массы грузов, грузобагажа, погрузка которых до полной вместимости вагонов, контейнеров может повлечь за собой превышение их допустимой грузоподъемности, осуществляется только посредством взвешивания. При этом определение массы груза, перевозимого навалом и насыпью, осуществляется посредством взвешивания на вагонных весах.

Порядок внесения сведений в железнодорожную накладную установлен Правилами заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденными Приказом Министерства путей сообщения от 18.06.2003 N 39, согласно которым в железнодорожной накладной грузоотправитель обязан указать достоверные сведения о массе груза (пункты 2.18, 2.20, 2.21 и 2.25).

В случае, если масса груза, указанная грузоотправителем в транспортной железнодорожной накладной, не соответствует массе груза, фактически предъявленной к перевозке, грузоотправитель несет ответственность за искажение сведений о массе груза.

Обязанность по определению массы груза, погрузка которого осуществляется грузоотправителями (отправителями) при обеспечении ими погрузки в местах общего и необщего пользования и на железнодорожных путях необщего пользования (обязанность по взвешиванию грузов, грузобагажа) возложена на грузоотправителя и именно последний несет ответственность за достоверность указанных в транспортных железнодорожных накладных (заявлениях) сведений о массе груза, в то время как перевозчик может воспользоваться предусмотренным статьей 27 названного Устава правом проверить достоверность массы грузов и других сведений, указанных грузоотправителем (отправителем) в транспортной железнодорожной накладной (заявлении на перевозку грузобагажа).

Согласно статье 98 Устава за искажение в транспортной железнодорожной накладной наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, в результате чего снижается стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, а также за отправление запрещенных для перевозок железнодорожным транспортом грузов грузоотправители уплачивают перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку таких грузов на все расстояние их перевозки независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков перевозчика.

Ответственность за превышение грузоподъемности (перегруз) вагона, контейнера установлена статьей 102 Устава железнодорожного транспорта, согласно которой за превышение грузоподъемности (перегруз) вагона, контейнера грузоотправитель (отправитель) уплачивает перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку фактической массы данного груза (грузобагажа).

В пункте 28.1. Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 (ред. от 01.07.2010) "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено, что в силу положений статьи 102 Устава за превышение грузоподъемности (перегруз) вагона, контейнера грузоотправитель (отправитель) уплачивает перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку фактической массы данного груза (грузобагажа).

Исходя из буквального толкования этой нормы указанный штраф применяется к грузоотправителю (отправителю) за сам факт превышения грузоподъемности, удостоверенный соответствующим актом в силу статьи 119 Устава. Поэтому независимо от того, где перевозчиком был обнаружен перегруз - на станции отправления, в пути следования или на станции назначения, установление данного факта является основанием для начисления штрафа, сумма которого рассчитывается так же, как и по статье 98 Устава: исходя из размера платы за перевозку фактической массы груза (грузобагажа) за все тарифное расстояние перевозки от станции отправления до станции назначения.

В случае, если установлено превышение грузоподъемности (перегруз) вагона, однако сведения о грузе, указанные в транспортной железнодорожной накладной, соответствуют фактически перевозимой массе груза, к грузоотправителю могут быть применены только санкции, установленные статьей 102 Устава.

Если допущены одновременно нарушения, предусмотренные статьями 98 и 102 Устава, за каждое из них грузоотправитель несет самостоятельную ответственность.

Таким образом, в предмет доказывания по настоящему делу в части взыскания требования о взыскании штрафа, предусмотренного статьями 98, 102 Устава железнодорожного транспорта входит установление факта наличия (отсутствия) искажений в транспортной железнодорожной накладной сведений о грузе и факт превышения грузоподъемности (перегруз) вагона.

Пунктами 6, 10 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 43 определено, что при обнаружении искажения в транспортной железнодорожной накладной наименований грузов, особых отметок, сведений о грузах, об их свойствах, в результате чего снижается стоимость перевозок грузов или возможно возникновение обстоятельств, влияющих на безопасность движения и эксплуатацию железнодорожного транспорта, перевозчиком составляется акт общей формы и коммерческий акт в соответствии с правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом.

При обнаружении превышения грузоподъемности перевозчиком составляется акт общей формы на проверку массы груза, при необходимости коммерческий акт о несоответствии массы груза в вагоне, контейнере данным, указанным в перевозочном документе, с учетом погрешности весоизмерительных приборов.

На основании этих актов начисляется

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2015 по делу n А19-5112/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также