Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2015 по делу n А19-1575/2015. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

Четвертый арбитражный апелляционный суд

улица Ленина, дом 100б, Чита, 672000, http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Чита                                                                                  Дело № А19-1575/2015

 «16» июля 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 16 июля 2015 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,

судей: Басаева Д.В., Сидоренко В.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жалсановым Б.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска на решение Арбитражного суда  Иркутской области от 19 мая 2015 года по делу №А19-1575/2015 по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска к Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области» о взыскании 28871 руб. 04 коп.

(суд первой инстанции - Н.О. Шульга).

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не явился, извещен;

от ответчика: не явился, извещен;

установил:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска (ОГРН 1103850018425, ИНН 3808214697, адрес: 664007, г. Иркутск, ул. Декабрьских Событий, 92, далее - заявитель, Управление, пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Федеральному казенному учреждению (ФКУ) «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области» (ОГРН 1103850034276, ИНН 3849013206, место нахождения: 664078, Иркутская область, г. Иркутск, мкр. Зеленый, далее – ответчик, учреждение) о взыскании  недоимки по страховым взносам и пени в сумме 28 871 руб. 04 коп.

Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано. В обосновании суд первой инстанции указал, что выплаты за дополнительные выходные дни, предоставленные для ухода за детьми - инвалидами, носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, при этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, управление обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 19.05.2015 г. по делу № А19-1575/2015 по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска к Федеральному казенному учреждение «Управление Финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Иркутской области» о взыскании недоимки по страховых взносам и пеней отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме. Полагает, что поскольку оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых работнику для ухода за детьми-инвалидами в соответствии со ст. 262 ТК РФ, производится в рамках трудовых отношений, то независимо от источника финансирования такой выплаты, она подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке. Иными словами, выплаты, которые производятся работникам, представляют собой средний заработок, выплачиваемый им работодателем за периоды, когда они в связи с уходом за ребенком-инвалидом не могут выполнять свою трудовую функцию. Сам по себе факт выплаты заработка за периоды, в которые трудовая деятельность не осуществляется, не означает, что данные выплаты нельзя отнести к выплатам в рамках трудовых отношений. Так, например, оплата времени отпуска производится по среднему заработку, хотя в этот период работник не работает. Однако это не означает, что на данные выплаты страховые взносы не начисляются. В любом случае, эти выплаты представляют собой средний заработок, который, в свою очередь, является категорией трудовых отношений, поскольку исчисляется и выплачивается в связи с нахождением получателя выплат в таких отношениях со страхователем. Кроме того, указывает, что основанием для взыскания недоимки является решение пенсионного фонда, которое не было оспорено учреждением.

О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями вручении. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет»  18.06.2015.

Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом.

Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее -  АПК РФ).

Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в отношении ответчика Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, своевременности и правильности представление индивидуальных сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах и о страховом стаже застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования.

По результатам проверки составлен акт выездной проверки от 19.06.2014 года № 30-01-47/151.

В ходе проверки Управлением установлены факты неуплаты страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов за 2012, 2013 годы, общая сумма неуплаченных страховых взносов составила 45075 руб. 75 коп.

По результатам рассмотрения материалов выездной проверки принято решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 06.08.2014 № 30-01-48/104 (далее - решение). Указанным решением ответчик привлечен к ответственности в виде штрафа в сумме 9015 руб. 15 коп. Плательщику страховых взносов предложено уплатить недоимку по страховым взносам, образовавшуюся вследствие неправомерного занижения базы для начисления страховых взносов, в сумме 45075 руб. 75 коп., в том числе:

на страховую часть трудовой пенсии – 26612 руб. 98 коп.;

на накопительную часть трудовой пенсии – 9979 руб. 87 коп.;

в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 8482 руб. 90 коп., а также пени по состоянию на 31.12.2013 года в размере 8 руб. 73 коп., в том числе: в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 8 руб. 73 коп.

Согласно части 12 статьи 39 Закона № 212-ФЗ решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю). Решение от 06.08.2014 года № 30-01-48/104 вручено руководителю ответчика 11.08.2014 года.

27.08.2014 года Управлением вынесено требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, и штрафов № 20 (далее - требование). Указанным требованием ответчику также доначислены пени за период с 01.01.2014 года по 27.08.2014 года. Всего размер пеней по требованию составил 2964 руб. 25 коп., в том числе:

-  на страховую часть трудовой пенсии – 1744 руб. 95 коп.;

-  на накопительную часть трудовой пенсии – 654 руб. 36 коп.;

-  в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 564 руб. 94 коп.

В соответствии с частью 5 статьи 22 Закона № 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования.

Неисполнение ответчиком требования в добровольном порядке явилось основанием для обращения пенсионного фонда в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о взыскании суммы задолженности в сумме 48040 руб. 00 коп. в судебном порядке.

Как указывает суд первой инстанции, в ходе судебного разбирательства ответчик добровольно произвел оплату начисленных страховых взносов и пеней в отношении выплат в виде оплаты периода временной нетрудоспособности, превышающей установленный законодательством максимальный размер, выплат в виде единовременного денежного вознаграждения и заработной платы работника по решению суда, оставшаяся сумма недоимки составляет 28871 руб. 04 коп., а именно:

- недоимка по страховым взносам в размере 27097 руб. 51 коп., в том числе: на страховую часть трудовой пенсии - 15998 руб. 51 коп.; на накопительную часть трудовой пенсии – 5999 руб. 45 коп.; в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования - 5099 руб. 55 коп.,

- а также начисленные на недоимку пени в размере 1773 руб. 53 коп., в том числе: на страховую часть трудовой пенсии – 1047 руб. 10 коп.; на накопительную часть трудовой пенсии – 392 руб. 66 коп.; в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 333 руб. 77 коп.

Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении уточненных заявленных требований отказано.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление обратилось в суд апелляционной инстанции.

Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.

Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующих положений.

Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

В силу положений статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» учреждение является плательщиком страховых взносов.

На основании статьи 6 Федерального Закона № 167-ФЗ от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» учреждение является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

Согласно части 1 статьи 18 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

В силу пунктов 1, 2 части 2 статьи 28 Закона № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы; вести в установленном порядке учет объектов обложения страховыми взносами, начислений страховых взносов.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Как правильно указано судом первой инстанции, в 2013 году работникам Поповой Ольге Анатольевне, Шахматовой Наталье Анатольевне, Абиковой Юлии Николаевне, Пономаревой Елене Михайловне предоставлялись дополнительные выходные дни для ухода за ребенком-инвалидом. Начисляя учреждению страховые взносы, на суммы выплачиваемые работникам за дополнительные выходные дни для ухода за ребенком-инвалидом, Управление исходило из того, что поскольку оплата дополнительных выходных дней, предоставляемых работнику для ухода за ребенком-инвалидом в соответствии со статьей 262 Трудового кодекса РФ, производится в рамках трудовых отношений, то она подлежит обложению страховыми взносами в общеустановленном порядке. Положения статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ, по мнению Управления, в данной ситуации не применимы, поскольку перечень расходов, оплата которых не облагается страховыми взносами, является исчерпывающим. В этой связи, на суммы среднего заработка, выплаченного за предоставленные дни, плательщику доначислены страховые суммы в общей сумме 27097 руб. 51 коп., в том числе: 15998 руб. 51 коп. - на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии, 5999 руб. 45 коп. - на обязательное пенсионное страхование на накопительную часть трудовой пенсии, 5099 руб. 55 коп. - на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; пени в общей сумме 1773 руб. 53 коп., из них начисленные на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии в размере 1047 руб. 10 коп., на накопительную часть трудовой пенсии в размере 392 руб. 66 коп.; в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в размере 333 руб. 77 коп.

Аналогичные доводы приведены апелляционному суду.

Отклоняя доводы пенсионного фонда, суд первой инстанции правильно учитывал следующее.

Частью 1 статьи

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15.07.2015 по делу n А78-15174/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также