Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2015 по делу n А19-9909/08-62. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина 100б

тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85

http://4aas.arbitr.ru 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита                                                                                                                                                                                         Дело № А19-9909/08-62

10 июня 2015 года                                                                                      Дело № А19-861/2015

Резолютивная часть постановления объявлена 9 июня 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 10 июня 2015 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Д. Н. Рылова

судей Е. В. Желтоухова, Д. В. Басаева,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Фоминой О. С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Страховая компания «Ангара» на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 15 апреля 2015 года по делу № А19-861/2015 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Страховая компания «Ангара» (ОГРН 1023800837279, ИНН 3804002162) к Главному управлению Центрального банка Российской Федерации по Иркутской области (ОГРН 1037700013020, ИНН 7702235133) о признании незаконным и отмене постановления № 25-14-Ю/0013 от 23.12.2014 о назначении административного наказания,

(суд первой инстанции судья Ананьина Г. В.)

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не явился;

от заинтересованного лица: не явился,

установил

Общество с ограниченной ответственностью «Страховая компания «Ангара» (далее заявитель, Общество, ООО «СК «Ангара») обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Главному управлению Центрального банка Российской Федерации по Иркутской области (далее административный орган, Главное управление Центробанка) о признании незаконным и отмене постановления № 25-14-Ю/0013 от 23.12.2014 о привлечении к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 15 апреля 2015 года заявленные требования удовлетворены частично. Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного ему правонарушения и о соблюдении административным органом процедуры привлечения заявителя к административной ответственности. Вместе с тем, суд снизил размер наложенного на заявителя штрафа до 350000 руб. - ниже низшего предела.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке. ООО «СК «Ангара» ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции в связи с отсутствием события вмененного Обществу правонарушения и в связи с его малозначительностью.

Административный орган в отзыве на апелляционную жалобу с указанными в ней доводами не согласился, указав на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.

О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ. Стороны своих представителей в судебное заседание не направило. В соответствии с п. 2 ст. 200, п. 3 ст. 205, п. 2 ст. 210, п. 2 ст. 215 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Главным управлением Центробанка, в соответствии с частью 9 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» проведена оценка представленных ООО «СК «Ангара» Правил внутреннего контроля от 27.11.2013, на соответствие требованиям Федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и «Требованиям к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций)», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 № 667.

В ходе проведенной оценки должностными лицами административного органа установлены, нарушения требований законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем.

По результатам оценки Главным управлением Центробанка в адрес ООО «СК «Ангара» выдано предписание № 16-49/3981 ДСП от 25.06.2014 об устранении несоответствия Правил внутреннего контроля по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма требованиям Федерального закона № 115-ФЗ (с изменениями и дополнениями), Требованиям (с изменениями и дополнениями от 21.06.2014 № 577) и представлении доработанных Правил внутреннего контроля в срок не позднее 25.07.2014.

По результатам рассмотрения доработанных ООО «СК «Ангара» Правил внутреннего контроля по состоянию на 19.11.2014 установлен факт неисполнения предписания № 16-49/3981ДСП от 25.06.2014 в части:

пункта 1 «Устранить несоответствие ПВК по ПОД/ФТ требованиям Федерального закона № 115-ФЗ, с учетом положений пункта 3 Требований (установить обязанности и порядок действий должностных лиц и работников в целях осуществления внутреннего контроля)», в части:

- не предусмотрена обязанность по идентификации клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя до приема на обслуживание (подпункт 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закон № 115-ФЗ);

- не предусмотрен срок обновления информации о клиентах, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах, в случае возникновения сомнений в достоверности и точности ранее полученной информации (подпункт 3 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ);

пункта 2 «Устранить несоответствие ПВК по ПОД/ФТ Требованиям», в части:

- во внутреннем сообщении, содержащем сведения об операции, подлежащей контролю, не предусмотрена запись (отметка) о дополнительных мерах (иных действиях), предпринятых организацией в отношении клиента в связи с выявлением необычной операции (сделки) или ее признаков (пункт 27 Требований);

- последнего абзаца предписывающей части, а именно: ПВК по ПОД/ФТ разработаны без учета отдельных изменений, внесенных в Требования Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.06.2014 № 577. Так, в Программе идентификации не учтены требования подпункта а (1)) пункта 8; подпункта б) пункта 8; подпункта в) пункта 8; подпункта е) пункта 8: в Программе выявления операций не учтены требования пункта 21 Требований.

Вышеуказанный факт неисполнения Обществом предписания Главного управления Центробанка № 16-49/3981ДСП от 25.06.2014, явился основанием для составления должностным лицом административного органа в отношении ООО «СК «Ангара» протокола об административном правонарушении № 25-14-Ю/0013/1020 от 05.12.2014 о нарушении Обществом подп. 1, 1.1, 3 п. 1, 10 ст. 7, подп. 1, 5 п. 1 ст. 7.3 Федерального закона № 115-ФЗ,  п. 7, 17, 22, 23, 27, 28, 32 Требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 № 667 и совершении правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.27 КоАП РФ.

Постановлением руководителя Главного управления Центробанка № 25-14-Ю/0013/3110 от 23.12.2014 ООО «СК «Ангара» привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 15.27 КоАП РФ в виде штрафа в размере 700000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, Общество обжаловало его в судебном порядке.

Суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении правильными, исходя из следующего.

Частью 3 статьи 15.27 КоАП РФ установлена ответственность за воспрепятствование организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, проведению уполномоченным или соответствующим надзорным органом проверок либо неисполнение предписаний, выносимых этими органами в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» страховые организации отнесены к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом (статья 5).

Страховые организации обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля (часть  2 статьи 7).

В силу вышеуказанных норм права ООО «СК «Ангара» обязано разрабатывать правила внутреннего контроля.

Согласно статье 4 Федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся:

- обязательные процедуры внутреннего контроля;

- обязательный контроль;

- иные меры, принимаемые в соответствии с федеральными законами.

Пунктами 2, 3 Требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемые организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и индивидуальными предпринимателями, утвержденных постановлением Правительства от 30.06.2012 № 667 установлено, что правила внутреннего контроля разрабатываются в соответствии с законодательством Российской Федерации, являются документом, который: а) регламентирует организационные основы работы, направленной на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в организации; б) устанавливает обязанности и порядок действий должностных лиц и работников в целях осуществления внутреннего контроля; в) определяет сроки выполнения обязанностей в целях осуществления внутреннего контроля, а также лиц, ответственных за их реализацию.

Из представленных в материалы дела документов следует, что Главным управлением Центробанка были выявлены нарушения ООО «СК «Ангара» требований законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, а именно:

- в Программе организации внутреннего контроля (п. 7 Требований);

- в Программе идентификации (пп. 1, 1.1, 3 п.1 ст. 7, пп. 1, 5 п. 1 ст. 7.3 Закона № 115-ФЗ, п. 11 Требований);

- в Программе выявления операций (п. 17, 22, 23 Требований);

- в Программе документального фиксирования информации (п. 27, 28 Требований);

- в Программе проверки осуществления внутреннего контроля (п. 32 Требований).

Предписанием № 16-49/3981 ДСП от 25.06.2014 Главное управление Центробанка обязало ООО «СК «Ангара» устранить несоответствия ПВК по ПОД/ФТ требованиям Федерального закона № 115-ФЗ (с изменениями и дополнениями), Требованиям (с изменениями и дополнениями от 21.06.2014 № 577) и представлении доработанных ПВК по ПОД/ФТ.

Согласно пунктам 4, 8, 12 Требований, Правила внутреннего контроля включают в себя программы осуществления внутреннего контроля, в том числе:

- программа идентификации клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей, а также бенефициарных владельцев (далее - программа идентификации);

- программа выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма (далее - программа выявления операций);

- программа документального фиксирования информации.

Программа идентификации включает процедуры осуществления мероприятий по идентификации клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, в том числе:

- установление определенных статьей 7 Федерального закона сведений в отношении клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя;

- обновление сведений, полученных в результате идентификации клиентов организации, установления и идентификации выгодоприобретателей.

В программе идентификации определяются способы и формы фиксирования сведений (информации), получаемых организацией в результате идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей, проведения мероприятий, предусмотренных пунктом 8 настоящего документа, а также порядок обновления указанных сведений.

В соответствии с подпунктами а (1), б, в, е пункта 8 Требований, программа идентификации включает следующие процедуры осуществления мероприятий по идентификации клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, а также бенефициарного владельца:

- принятие обоснованных и доступных в сложившихся обстоятельствах мер по идентификации бенефициарных владельцев, в том числе мер по установлению в отношении указанных владельцев сведений, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 7 Федерального закона;

- проверка наличия или отсутствия в отношении клиента, представителя клиента и (или) выгодоприобретателя, а также бенефициарного владельца сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, получаемых в соответствии с пунктом 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 7.4 Федерального закона;

- определение принадлежности физического лица, находящегося на обслуживании или принимаемого на обслуживание, к числу иностранных публичных должностных лиц, должностных лиц публичных международных организаций, а также лиц, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, или должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей,

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 09.06.2015 по делу n А10-5272/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также