Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2015 по делу n А19-11501/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина 100б

тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85

http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита                                                                                                       Дело № А19-11501/2014

21 мая 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 19 мая 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 21 мая 2015 года.

Четвёртый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Д. Н. Рылова,

судей Д. В. Басаева, Э. В. Ткаченко,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Фоминой О. С.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Закрытого акционерного общества «Ангарский лес» на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 27 февраля 2015 года по делу А19-11501/2014 по заявлению Закрытого акционерного общества «Ангарский лес»  (ОГРН 1023802770672, ИНН 3842000896) к Агентству лесного хозяйства Иркутской области (ОГРН 1073808028194, ИНН 3808170859) о признании незаконным предписаний,

(суд первой инстанции судья Мусихина Т. Ю.)

при участии в судебном заседании

от заявителя: не явился;

от заинтересованного лица: не явился,

установил

Закрытое акционерное общество «Ангарский лес» (далее заявитель, ЗАО «Ангарский лес», Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Агентству лесного хозяйства Иркутской области (далее административный орган, Агентство лесного хозяйства) о признании незаконными предписаний № 6 от 21.02.2014, № 7 от 21.02.2014 об устранении нарушений законодательства в сфере использования лесов и охраны окружающей среды.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 27 февраля 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что обжалуемые предписания соответствуют действующему законодательству и не нарушают права и законные интересы ЗАО «Ангарский лес».

Не согласившись с решением суда первой инстанции, ЗАО «Ангарский лес» обжаловало его в апелляционном порядке.

В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права. Заявитель указывает, что обжалуемые предписания не основаны на законе и нарушают права и законные интересы Общества.

Агентство лесного хозяйства отзыв на апелляционную жалобу в суд не направило.

О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ. Стороны своих представителей в судебное заседание не направили. В соответствии с п. 2 ст. 200, п. 3 ст. 205, п. 2 ст. 210, п. 2 ст. 215 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.

Из представленных в материалы дела документов следует, что в соответствии с требованием Прокуратуры Иркутской области от 07.02.2014 № 7/1­11/41-2014, должностными лицами Агентства лесного хозяйства, на основании распоряжения руководителя административного органа № 419-агр от 13.02.2014 г. по договору аренды лесного участка № 91-28-2/08 от 28.08.2008 и № 91-33­2/11 от 26.08.2011, проведена внеплановая выездная проверка деятельности ЗАО «Ангарский лес» по соблюдению обязательных требований в сфере использования лесов и охраны окружающей среды.

В ходе проверки административным органом установлено нарушение ЗАО «Ангарский лес» требований действующего законодательства.

Выявленные нарушения отражены в Акте проверки от 21.02.2014.

По результатам проведенной проверки административным органом в адрес ЗАО «Ангарский лес» выданы предписания № 6 от 21.02.2014 и № 7 от 21.02.2014 об устранении нарушений законодательства в сфере использования лесов и охраны окружающей среды.

Заявитель полагая, что указанные предписания не соответствует требованиям закона, а также нарушают его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).

Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:

1) несоответствие оспариваемых предписаний закону или иному нормативному правовому акту;

2) нарушение прав и законных интересов Общества этими предписаниями.

При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования ЗАО «Ангарский лес» удовлетворению не подлежат.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федеральному закону от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны, в частности, выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.

Из анализа вышеуказанной нормы права следует, что предписание выносится только в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо могут быть возложены только такие обязанности, соблюдение которых основано на требованиях закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.

Таким образом, предписание как ненормативный правовой акт, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.

Как следует из представленных в материалы дела документов, ЗАО «Ангарский лес» на основании договора аренды лесного участка № 91-28-2/08 от 28.08.2008 и № 91-33­2/11 от 26.08.2011 Агентством лесного хозяйства предоставлен лесной участок, с целью заготовки древесины, в границах, определенных планом лесного участка:

- Иркутская область, Усть-Удинский район, Усть-Удинское лесничество, Усть-Удинское участковое лесничество, «Ново-Удинская дача», кварталы № 1, 2, 8-18, 27-30, 64, 80, 81, 83, 94, ­107, 111-122;

- Усть-Удинское участковое лесничество, «Муйская дача», кварталы № 35, 53, 55­58, 76-79, 220-232, 242-245;

- Подволоченское участковое лесничество, «Аносовская дача», кварталы № 312-317;

- Усть-Удинское лесничество, Усть-Удинское участковое лесничество, «Муйская дача», кварталы № 53 ч, 54, 76ч;

- Технический участок № 1, квартал № 93;

- Подволоченское участковое лесничество, Аносовская дача, кварталы № 317ч, 318.

В ходе проведенной проверки административным органом установлены нарушения ЗАО «Ангарский лес» требований действующего законодательства, выразившиеся в следующем:

- в лесотакционном выделе №8 лесного квартала №53, «Муйская дача» Усть-Удинского участкового лесничества лесная декларация по лесному складу не подавалась;

- в лесотакционном выделе №8 лесного квартала №53 «Муйская дача» Усть-Удинского участкового лесничества, где находится лесной склад, на столбах лесосеки отсутствуют надписи с указанием номеров квартала и выдела, площадь в гектарах.

Согласно выданным Агентством лесного хозяйства по результатам проверки предписаниям № 6 от 21.02.2014 и № 7 от 21.02.2014, ЗАО «Ангарский лес» обязано:

- подать лесную декларацию по лесному складу в Усть-Удинском участковом лесничестве «Муйская дача» лесной квартал № 53, лесотакционный выдел № 8, в адрес Усть-Удинского лесничества на 2014 год до 24 марта 2014 г. (предписание № 6 от 21.02.2014 г.);

- произвести надписи с указанием номеров квартала, выдела и площади по лесному складу в Усть-Удинском участковом лесничестве «Муйская дача» лесной квартал № 53, лесотакционный выдел № 8 до 01 апреля 2014 г. (предписание № 6 от 21.02.2014 г.)

Частью 1 статьи 29 Лесного кодекса РФ установлено, что заготовка древесины представляет собой предпринимательскую деятельность, связанную с рубкой лесных насаждений, их трелевкой, частичной переработкой, хранением и вывозом из леса древесины.

В соответствии с пунктом 2 Приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 17.01.2012 №18 «О лесной декларации» лесная декларация подается ежегодно лицами, которым лесные участки предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования или аренды, в орган государственной власти или орган местного самоуправления, предоставивший лесной участок (далее - уполномоченный орган), не менее чем за 10 дней до начала предполагаемого срока использования лесного участка.

Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных норм права ЗАО «Ангарский лес» лесная декларация по лесному складу в Усть-Удинском участковом лесничестве «Муйская дача» лесной квартал №53 в лесотакционном выделе №8 Обществом на 2014 год в адрес Усть-Удинского лестничества не подавалась.

Согласно пункту 24 Правил заготовки древесины, утвержденных Приказом Федерального агентства лесного хозяйства №337 от 01.08.2011, углы лесосек закрепляются столбами диаметром не менее 12 см и высотой над землей 1,3 м. На столбах делается надпись с указанием номеров квартала и выдела (выделов), формы рубки лесных насаждений (сплошная рубка, выборочная рубка), года, на который предусмотрена рубка, номеров лесосек и их площади в гектарах.

Пунктами 1 и 2 Правил заготовки древесины установлены требования к заготовке древесины во всех лесных районах Российской Федерации, заготовка древесины представляет собой

Работы по установлению и обозначению на местности границ лесосек включают:

- прорубку визиров шириной не более 1 м, за исключением сторон, отграниченных видимыми квартальными просеками, граничными линиями, таксационными визирами, не покрытыми лесной растительностью землями и лесными культурами или обозначение границы лесосеки иным способом без рубки деревьев;

- постановку столбов на углах лесосек;

- отграничение неэксплуатационных участков в пределах лесосек;

- промер линий, измерение углов между ними и углов наклона, а также инструментальную привязку к квартальным просекам, таксационным визирам или другим постоянным ориентирам (пункт 21 Правил заготовки древесины)

Несмотря на то, что на Общество, как на лесопользователя, возложена обязанность по установке столбов в углах лесосеки и нанесении на них надписей с указанием номеров квартала и выдела, площади в гектарах, ЗАО «Ангарский лес» указанные требования не выполнило.

Все вышеуказанные нарушения допущены именно ЗАО «Ангарский лес», что в полном объеме подтверждается представленными в материалы дела документами, а именно:

- договором аренды лесного участка № 91-28-­2/08 от 28.08.2008;

- актом проверки от 21.02.2014;

- фототаблицей № 7;

- план-схемой № 8;

- актом выезда № 2 от 20.02.2014.

Таким образом, на основании всего вышеизложенного, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что предписания Агентства лесного хозяйства № 6 от 21.02.2014 и № 7 от 21.02.2014 об устранении нарушений законодательства в сфере использования лесов и охраны окружающей среды, выданные заявителю, являются законными, обоснованными и не нарушают прав и законных интересов ЗАО «Ангарский лес».

В связи с чем, не состоятельны противоположные

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2015 по делу n А19-11095/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда в части и принять новый судебный акт  »
Читайте также