Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2015 по делу n А19-19652/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт

 

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина 100б

тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85

http://4aas.arbitr.ru 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Чита                                                                                                      дело № А19-19652/2014

14 мая 2015 года.

Резолютивная часть постановления объявлена 06 мая 2015 года.

Полный текст постановления изготовлен 14 мая 2015 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Сидоренко В.А.,

судей Рылова Д.Н., Желтоухова Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Королёвой Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Энергия» на решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 февраля 2015 года по делу № А19-19652/2014 по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Энергия» (ОГРН 1063806005559, ИНН 3806004292) к Службе государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области (ОГРН 1083808000715, ИНН 3808171877) о признании незаконным и отмене предписания № 5106/14 от 22.10.2014,

(суд первой инстанции: судья Назарьева Л.В.),

в отсутствие в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Энергия» (далее – заявитель, ООО «Энергия», общество) обратилось в Арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области (далее также – Служба) от 5106/14   от   22.10.2014.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 26 февраля 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано полностью.

Суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемого предписания нормам Жилищного кодекса Российской Федерации и не нарушении прав и законных интересов заявителя.

Не согласившись с указанным решением, общество обжаловало его в апелляционном порядке.

Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции как принятого с нарушением норм материального права.

В обоснование заявленных доводов, Общество ссылается на то обстоятельство, что обжалуемое предписание не соответствует требованиям действующего законодательства, так как не имеет квалификации выявленного нарушения, а также не имеет ссылки на нормы закона.

Кроме того, заявитель апелляционной жалобы считает, что Служба указала на необходимость обществу выполнить перерасчет, при этом период, за который необходимо сделать перерасчет, в том числе в соответствии с каким положением или нормой права необходимо произвести данный перерасчет, в предписании не поименованы.

Также, общество полагает, что собственники многоквартирного дома выбрали и реализуют непосредственный способ управления многоквартирным домом. Руководствуясь статьей 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, и частью 2 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261 «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности», собственники приняли решение оплачивать потребленную тепловую энергию исходя из показаний общедомового прибора учета энергетических ресурсов с момента ввода в эксплуатацию прибора учета.

Собственники помещений в многоквартирном доме оплачивали коммунальную услугу по отоплению весь календарный год равными долями из расчета l/12, то есть за потребленное тепло в зимние месяцы собственники рассчитывались летом, когда отопление жилых помещений отсутствует. Общество понесло затраты, так как отпущенная тепловая энергия не была оплачена в полном объеме, в связи с чем, по мнению заявителя, оспариваемое предписание нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Служба в представленном письменном отзыве на апелляционную жалобу считает обжалуемое решение законным и обоснованным.

О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Федеральных Арбитражных Судов Российской Федерации в сети «Интернет» (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, на основании Распоряжения заместителя руководителя Службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области от 10.10.2014 № 5106-ср-п должностными лицами надзорного органа 22.10.2014 проведена внеплановая выездная проверка на предмет соблюдения обществом с ограниченной ответственностью «Энергия» обязательных требований законодательства или   требований,   установленных правовыми актами.

В ходе проведенной проверки, административным органом обследован многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: Иркутская область, город Зима, ул. Садовая, д. 2.

В результате проведенной проверки Службой выявлены  следующие нарушения: осуществление расчетов по отоплению с апреля 2014 года с потребителями по показателям прибора учета тепловой энергии, неправомерное произведение перерасчета за отопление с 01.04.2014, что было отражено в акте проверки от 22.10.2014 № 5106/14.

По результатам проверки обществу с ограниченной ответственностью «Энергия» выдано предписание от 22.10.2014 № 5106/14, которым установлено в срок до 31.11.2014 устранить нарушение, в течение календарного года с момента установки общедомового прибора учета потребления энергии производить начисления по отоплению в соответствии с установленными нормативами потребления, выполнить перерасчет (снятие начислений).

Общество, не согласившись с выданным предписанием, обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым требованием.

Суд апелляционной инстанции находит вывод суда первой инстанции о законности обжалуемого предписания ошибочными, исходя из следующего.

Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).

Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:

1) несоответствие оспариваемого предписания закону или иному нормативному правовому акту;

2) нарушение прав и законных интересов заявителя этим предписанием.

При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования заявителя удовлетворению не подлежат.

В соответствии с частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) под государственным жилищным надзором понимаются деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, требований энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов и жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований к предоставлению жилых помещений в наемных домах социального использования (далее – обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений, и деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.

Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) (далее – органы государственного жилищного надзора) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 20).

Предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований (часть 4 статьи 20).

Должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований (пункт 3 части 5 статьи 20).

Постановлением Правительства Иркутской области от 13 апреля 2012 года № 216-пп утверждено Положение о службе государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области, действовавшее в рассматриваемом периоде (далее – Положение о службе).

Согласно пункту 1 данного Положения Служба является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, осуществляющим, в том числе, функции по региональному государственному жилищному и строительному надзору.

Пунктом 10 Положения установлено, что Служба в соответствии с возложенными на нее задачами в установленном законодательством порядке в сфере регионального государственного жилищного надзора осуществляет следующие функции:

1) осуществление надзора за соблюдением требований к созданию и деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами (за исключением их финансово-хозяйственной деятельности), посредством проведения мероприятий по контролю:

за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности;

за соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

за техническим состоянием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и их инженерного оборудования;

за выполнением мероприятий по подготовке жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме к сезонной эксплуатации;

за соответствием качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг требованиям законодательства;

за соответствием многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов;

за соблюдением требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

за соблюдением

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2015 по делу n А58-7376/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также