Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2008 по делу n А10-2398/07. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 672000, Чита, ул. Ленина 100 «б» www.4aas.arbitr.ru
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Чита Дело №А10-2398/07 04АП-442/2008 «26» февраля 2008 г. Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2008 года Полный текст постановления изготовлен 26 февраля 2008 года Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Д. Н. Рылова, судей Э. П. Доржиева, С. И. Юдина, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лопаткиной Н.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы РФ № 1 по Республике Бурятия на не вступившее в законную силу Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 21 декабря 2007 года по делу № А10-2398/07 по заявлению Муниципального унитарного предприятия «Улан-Удэнская энергетическая компания» к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы РФ № 1 по Республике Бурятия о признании недействительным Решения № 47 от 06.03.2007 г. (суд первой инстанции судья Устинова Н.В.) при участии в судебном заседании: от заявителя: Норенко Э. А. - представитель по доверенности № 1 от 09.01.2008 г., Курбетьева Т. Г. - представитель по доверенности № 2 от 10.01.2008 г.; от заинтересованного лица: Покровская М. А. – инспектор, представитель по доверенности № 8 от 22.01.2007 г., Скворцова Л. М. – специалист, представитель по доверенности № 30 от 06.08.2007 г. установил: Муниципальное унитарное предприятие «Улан-Удэнская энергетическая компания» (далее МУП «Улан-Удэнская энергетическая компания») обратилось в суд с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы РФ № 1 по Республике Бурятия (далее налоговый орган) о признании недействительным Решения № 47 от 06.03.2007 г. в части предложения уменьшить исчисленный в завышенном размере к уменьшению налог на добавленную стоимость по сроку 20.10.2005 г. в сумме 2 477007 руб.; исчислить неуплаченный налог на добавленную стоимость по сроку уплаты 20.10.200 г. в сумме 39496 руб. Решением суда первой инстанции от 21.12.2007 г. уточненные требования удовлетворены в полном объеме. Как следует из решения суда первой инстанции, основанием для удовлетворения требований заявителя послужил выводы суда, что МУП «Улан-Удэнская энергетическая компания» обоснованно не включило в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость за сентябрь 2005 г., сумму субвенций в размере 2477007 руб. Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговый орган обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе заинтересованное лицо ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права. В обоснование апелляционной жалобы налоговый орган указывает, что в соответствии с действующими нормами налогового законодательства рассматриваемая реализация товаров (работ, услуг) облагается налогом на добавленную стоимость. Ставки платы за жилищно-коммунальные услуги населения являются фактической ценой реализации. Полученные предприятием из федерального бюджета субвенции должны идти на оплату за реализованные коммунальные услуги льготной категории населения, а не на возмещение убытков. Представители налогового органа, в ходе судебного разбирательства, доводы, указанные в апелляционной жалобе поддержали в полном объеме, указав на незаконность решения суда первой инстанции. Заявитель в отзыве на апелляционную жалобу с указанными в ней доводами не согласился, указав на законность и обоснованность решения суда первой инстанции. Представители заявителя в ходе судебного разбирательства доводы апелляционной жалобы не признали, указав, что налогоплательщик обоснованно не включил в налоговую базу сумму льгот, поскольку получение указанных средств не связано с оплатой реализованных предприятием услуг. Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, изучив представленные материалы и заслушав доводы представителей сторон, пришел к следующим выводам. Налоговым органом на основании представленной МУП «Улан-Удэнская энергетическая компания» уточненной налоговой декларации по НДС за сентябрь 2005 г. была проведена камеральная налоговая проверка. Проверкой установлено, что налогоплательщиком в нарушение подп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ, п. 2 ст. 154 НК РФ занижена налогооблагаемая база по налогу на добавленную стоимость на стоимость реализованных услуг по теплоснабжению населения, в том числе НДС в размере 39496 руб. На основании результатов камеральной проверки руководителем налогового органа принято обжалуемое Решение № 47 от 06.03.2007 г. об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому полученные налогоплательщиком суммы бюджетных субвенций (субсидий) в качестве компенсаций убытков, понесенных при оказании коммунальных услуг определенным категориям граждан по льготной цене, подлежат включению в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость в сумме 39496 руб. Не согласившись с решением налогового органа, заявитель обжаловал указанное решение в арбитражный суд. В соответствии с п. 2.1 Устава МУП «Улан-Удэнская энергетическая компания», предприятие создано в целях производства, передачи и распределения энергетических ресурсов для нужд населения, учреждений социально-бюджетной сферы, других предприятий и организаций всех форм собственности и получения прибыли. Согласно агентскому договору № 32 от 01.08.2003 г. и агентскому договору от 01.04.2004 г. (дополнительное соглашение от 01.06.2005 г.) между ОАО «Улан-Удэнская управляющая компания» и МУП «Улан-Удэнская энергетическая компания» на заявителя возложена обязанность по начислению и предъявлению платежей населению за оказанные услуги по централизованному отоплению и горячему водоснабжению. Законом РФ № 5-ФЗ от 12.01.1995 г. «О ветеранах», Федеральным законом № 181-ФЗ от 24.11.1995 г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Законом РФ от 15.05.91 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрены льготы отдельным категориям граждан по оплате тепловой энергии, предусмотрены льготы отдельным категориям граждан по оплате коммунальных услуг связанных с поставкой населению тепловой энергии, в размере 50%. В соответствии со ст. 424 ГК РФ, ст. 2, 5 Закона РФ № 41-ФЗ от 14.04.1995 г. «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую в РФ», Постановлениями правительства РФ от 07.03. 1995 г., № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов) и от 02. 08. 1999 г. № 887 «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения» цены на коммунальные услуги (кроме тарифов на электроэнергию и газ), реализуемые населению, относятся к государственным ценам и устанавливаются органами местного самоуправления. Согласно Закону РФ от 23.12.2003 г. № 186 - ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год» предоставление субъектам РФ, субвенций и субсидий на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг установлено в соответствии с федеральными законами. В соответствии с п. 1, 2 ст. 146 НК РФ, объектом обложения налогом на добавленную стоимость признаются, в том числе операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Пункт 1 ст. 154 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29. 12. 2000 № 166 - ФЗ) определил, что налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога. При реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен реализации. В соответствии с п. 2 ст. 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот для отдельных потребителей в соответствии с федеральным законодательством налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленных исходя из фактических цен их реализации. Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации № 16-00-14/112 от 27.03.2002 г. при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, которые предоставляются бюджетами различного уровня не в счет увеличения доходов организации, а выделяются для возмещения фактических убытков, связанных с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, налоговая база по НДС определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная из фактических цен их реализации. В силу п. 36.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерация по налогам и сборам № БГ-3-03/447 от 20.12.2000 г. (действовавших в спорный период времени), суммы дотаций, предоставляемые из бюджетов различного уровня на покрытие фактически полученных предприятием убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен и предоставлением льгот отдельным потребителям в соответствии с законодательством Российской Федерации, не включаются в налоговую базу. На основании п. 1 ст. 11 НК РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом. В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 23.12.2003 г. № 186-ФЗ) дотации - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основе. Указанной нормой также определены понятия субвенций и субсидий. Под субвенциями понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов, а под субсидиями, соответственно, понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Следовательно, получателями дотаций не могут являться юридические или физические лица. Данные лица могут получать из бюджетов различных уровней лишь субвенции на осуществление определенных целевых расходов или субсидии на условиях долевого финансирования целевых расходов. Таким образом, налогоплательщики вправе определять налоговую базу по налогу на добавленную стоимость в соответствии с п. 2 ст. 154 НК РФ только в том случае, если реализация ими товаров (работ, услуг) осуществляется по государственным регулируемым ценам и им соответствующий бюджет возмещает фактически полученные убытки, связанные с применением указанных цен, выделяя соответствующие субвенции (субсидии), также налогоплательщики должны являться получателями указанных средств (бюджетополучателями). В этом случае вышеуказанные средства, выделяемые налогоплательщикам из бюджета для возмещения фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен на товары (работы, услуги), не включаются в налоговую базу в целях исчисления налога на добавленную стоимость, так как их получение не связано с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг). Сам факт применения МУП «Улан-Удэнская энергетическая компания» государственных регулируемых цен налоговым органом не оспаривается. Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что утверждение налоговой инспекции о необходимости включения в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость в проверяемый период сумм бюджетных субвенций (субсидий), полученных предприятием в качестве компенсации убытков, понесенных им при оказании коммунальных услуг определенным категориям граждан по льготной цене, является неправомерным. Довод налогового органа о том, что суд не применил при рассмотрении настоящего дела подпункт 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), несостоятелен. Поскольку полученные предприятием из бюджета денежные средства не связаны ни с оплатой оказанных им услуг, ни с финансовой помощью, ни с пополнением фондов специального назначения или увеличением доходов, а выделены на покрытие убытков, поэтому указанная налоговой инспекцией норма не подлежит применению при рассмотрении настоящего дела. Следовательно, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что МУП «Улан-Удэнская энергетическое компания» обоснованно не включило в налоговую базу сумму льгот в размере 2477007 руб., так как получение данных денежных средств не связано с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). Суд апелляционной инстанции признает не состоятельной ссылку налогового органа на Постановление Конституционного Суда Республики Бурятия от 26.10.2007 г., поскольку указанный законодательный акт касается регулирования отношений по уплате НДС при получении льготы физическими лицами и не связано с оплатой реализованных услуг предприятием. На основании всего вышеизложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 21 декабря 2007 года по делу № А10-2398/07, арбитражный суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, П О С Т А Н О В И Л: Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 21 декабря 2007 года по делу № А10-2398/07 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Постановление может быть обжаловано в Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течении 2-х месяцев с даты принятия. Председательствующий судья Д. Н. Рылов Судьи Э. П. Доржиев С. И. Юдин Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2008 по делу n А10-2370/07-22. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|