Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2008 по делу n А10-2081/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ
СУД
672000, г. Чита, ул. Ленина, 100 "б" Именем Российской Федерации
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е арбитражного суда апелляционной инстанции г. Чита Дело №А10-2081/2007 "26" февраля 2008 года -04АП-351/2008 Резолютивная часть постановления объявлена 21 февраля 2008 года. Полный текст постановления изготовлен 26 февраля 2008 года. Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Доржиева Э.П., судей: Желтоухова Е.В., Лешуковой Т.О., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Черкашиной С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика по делу Межрайонной ИФНС России №1 по Республике Бурятия (наименование лица, подавшего апелляционную жалобу и его процессуальное положение) на Решение Арбитражного суда Республике Бурятия от 26 декабря 2007г. по делу №А10-2081/2007, по заявлению МУП "Улан-Удэнская энергетическая компания" к Межрайонной ИФНС №1 по Республике Бурятия о признании недействительным решения налогового органа, принятое судьей О.Н. Дружининой (фамилии, инициалы судей, принявших решение) при участии в судебном заседании: от заявителя: Норенко Э.А. (доверенность от 09.01.2008г. № 1); Курбетьева Т.Г. (доверенность от 10.01.2008г. № 2) от ответчика: Скворцова Л.М. (доверенность от 06.08.2007г. № 30); Присутствовал госналогинспектор Межрайонной ИФНС России №1 по Республике Бурятия Покровская М.А. установил: Муниципальное унитарное предприятие "Улан-Удэнская энергетическая компания" обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением, уточненным в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Бурятия о признании недействительным пункта 1.3 резолютивной части решения №34 от 26.02.2007г. в редакции решения УФНС России по РБ № 22-16/00152 от 20.04.2007г., которым предложено уменьшить исчисленный в завышенном размере к уменьшению налог на добавленную стоимость по сроку 20.01.2005 г. в сумме 6 427 378 руб. Решением от 26.12.2007г. суд удовлетворил заявленные требования, в обоснование указав, что налогоплательщик правомерно не включил в налоговую базу сумму, поступившую из бюджета в виде субвенции на компенсацию затрат (покрытие убытков) в связи с оказанием коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим льготы. Не согласившись с указанным решением, Межрайонной ИФНС России №1 по Республике Бурятия обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Считают, что предоставляемые налогоплательщику в связи с применением государственных регулируемых цен или льгот бюджетные средства направлены не на компенсацию его определенных расходов и поэтому не относятся к субвенциям (субсидиям), а являются платой за реализованные товары (работы, услуги) и должны включаться в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Налогового Кодекса РФ. Представитель ответчика в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу, пояснил, что при реализации услуг предприятие обязано было предъявить к оплате покупателю НДС, исчислить его и уплатить в бюджет. Полученные денежные средства из бюджета идут на оплату за реализованные коммунальные услуги льготной категории населения, а не на покрытие убытков. Выводы налогового органа подтверждаются судебной практикой – Постановлением ФАС ВСО от 12.12.2007г. по делу №А10-2038/07. Кроме того, Конституционный суд Республики Бурятия в постановлении от 26.10.2007г. указал, что размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг для предоставления гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в многоквартирном доме должен устанавливаться с учетом НДС. Представитель заявителя в судебном заседании не согласился с апелляционной жалобой, дал пояснения согласно письменным возражением на апелляционную жалобу. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам. 06 декабря 2006г. МУП «Улан-Удэнская энергетическая компания» представила в Межрайонную ИФНС России №1 по Республике Бурятия уточненную налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за декабрь 2004 года. 26 февраля 2007г. по результатам камеральной налоговой проверки налоговым органом принято решение №34, которым налогоплательщику предложено уменьшить исчисленный в завышенном размере к уменьшению налог на добавленную стоимость по сроку 20.01.05г. в сумме 36 935 852 руб. Основанием для принятии решения послужил вывод инспекции о занижении предприятием налогооблагаемой базы по налогу на добавленную стоимость в связи с не включением сумм, полученных от реализации коммунальных услуг льготной категории граждан. Не согласившись с указанным решением, предприятие обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным. На основании статьи 143 Налогового кодекса Российской Федерации МУП «Улан-Удэнская энергетическая компания» является налогоплательщиком налога на добавленную стоимость. Согласно пункту 1 статьи 146 Кодекса объектом обложения налогом на добавленную стоимость признаются, в том числе, операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Пунктом 1 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога. В соответствии с пунктом 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. В соответствии с п. 2.1 Устава МУП «Улан-Удэнская энергетическая компания» создано в целях производства, передачи и распределения энергетических ресурсов для нужд населения, учреждений социально-бюджетной сферы, других предприятий и организаций всех форм собственности и получения прибыли. Согласно агентскому договору № -32 от 01.08.03г. и агентскому договору без номера от 01. 04. 2004 г. (дополнительное соглашение от 01. 06. 2005 г.) между ОАО «Улан-Удэнская управляющая компания» и МУП «Улан-Удэнская энергетическая компания» на заявителя возложена обязанность по начислению и предъявлению платежей населению за оказанные услуги по централизованному отоплению и горячему водоснабжению. Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и другими законодательными актами Российской Федерации предусмотрены льготы отдельным категориям граждан по оплате коммунальных услуг, связанных с поставкой населению тепловой энергии. Федеральным законом от 23.12.2003 г. № 186 - ФЗ « О федеральном бюджете на 2004 год» предусмотрено предоставление субъектам РФ субвенций и субсидий на возмещение льгот по оплате жилищно - коммунальных услуг в соответствии с федеральными законами. Согласно письму Министерства финансов Российской Федерации N 16-00-14/112 от 27.03.2002 при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, которые предоставляются бюджетами различного уровня не в счет увеличения доходов организации, а выделяются для возмещения фактических убытков, связанных с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, налоговая база по НДС определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная из фактических цен их реализации. В силу пункта 36.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N БГ-3-03/447 от 20.12.2000 (действовавших в спорный период времени), суммы дотаций, предоставляемые из бюджетов различного уровня на покрытие фактически полученных предприятием убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен и предоставлением льгот отдельным потребителям в соответствии с законодательством Российской Федерации, не включаются в налоговую базу. На основании пункта 1 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено Кодексом. В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 23.12.2003 N 186-ФЗ) дотации - это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основе. Указанной нормой также определены понятия субвенций и субсидий. Под субвенциями понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов, а под субсидиями, соответственно, понимаются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов. Следовательно, получателями дотаций не могут являться юридические или физические лица. Данные лица могут получать из бюджетов различных уровней лишь субвенции на осуществление определенных целевых расходов или субсидии на условиях долевого финансирования целевых расходов. Таким образом, налогоплательщики вправе определять налоговую базу по налогу на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации только в том случае, если реализация ими товаров (работ, услуг) осуществляется по государственным регулируемым ценам и им соответствующий бюджет возмещает фактически полученные убытки, связанные с применением указанных цен, выделяя соответствующие субвенции (субсидии), также налогоплательщики должны являться получателями указанных средств (бюджетополучателями). В этом случае вышеуказанные средства, выделяемые налогоплательщикам из бюджета для возмещения фактически полученных убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен на товары (работы, услуги), не включаются в налоговую базу в целях исчисления налога на добавленную стоимость, так как их получение не связано с расчетами по оплате реализованных товаров (работ, услуг). Факт применения предприятием государственных регулируемых цен налоговым органом не оспаривается. Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что суммы бюджетных субвенций (субсидий), полученных предприятием в качестве компенсации убытков, понесенных им при оказании коммунальных услуг определенным категориям граждан по льготной цене, в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость включаться не должны. Довод налогового органа о том, что необходимо применять положения подпункта 2 пункта 1 статьи 162 Налогового Кодекса РФ, согласно которому налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), не может быть принят во внимание. Бюджетные средства, поступившие предприятию в проверяемый период, не связаны с оплатой оказанных услуг населению, так как предприятию компенсировались затраты (покрывались убытки) в связи с оказанием коммунальных услуг отдельным категориям граждан, имеющим льготы. Ссылка налогового органа на Постановление Федерального арбитражного суда восточно-Сибирского округа от 12.12.2007г. по делу №А10-2038/07, также не может быть принята, т.к. в названном постановлении не содержится выводов о том, что указанные бюджетные средства должны быть включены в налогооблагаемую базу по НДС. Суд кассационной инстанции, направляя дело на новое рассмотрение, предложил суду исследовать вопрос об основаниях предоставления истцу денежных средств, является ли это компенсацией понесенных расходов или оплата услуг, оказываемых льготным категориям граждан, и в зависимости от этого применить соответствующую норму права. По настоящему делу, как было указано выше, суд первой инстанции определил, что поступившие бюджетные средства не связаны с оплатой оказанных услуг населению, а являются компенсацией понесенных затрат (убытков) в связи с оказанием коммунальных услуг льготным категориям граждан. Довод инспекции о том, что при рассмотрении дела не была учтена позиция Конституционного суда Республики Бурятия, изложенная в постановлении от 26.10.2007г., где указано, что размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг для предоставления гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в многоквартирном доме должен устанавливаться с учетом НДС, подлежит отклонению. Учитывая, что данное постановление касалось порядка и размера субсидий, предоставляемых гражданам (физическим лицам), по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, по настоящему делу исследовалась природа денежных средств, поступивших предприятию (юридическому лицу), на покрытие понесенных затрат, выделение указанных средств регулируются разными нормативными актами, постановление Правительства Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2008 по делу n А10-4675/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|