Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2015 по делу n А19-18719/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина, 100б

тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85

http://4aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Чита                                                                                                        Дело №А19-18719/2014

«20» апреля 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 20 апреля 2015 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 20 апреля 2015 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Басаева Д.В.,

судей Никифорюк Е.О, Ткаченко Э.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щецко Ю.О.,

при участии в судебном заседании представителей Государственного учреждения – Иркутское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации Родионовой В.М. (доверенность от 29.12.2014), Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» Ткаченко Л.В. (доверенность от 02.03.2015),

рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Иркутской области апелляционную жалобу Государственного учреждения – Иркутское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 февраля 2015 года по делу №А19-18719/2014 (суд первой инстанции – Дмитриенко Е.В.),

установил:

Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» (ИНН 7734135124, ОГРН 1027739057500, далее – предприятие) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Государственному учреждению – Иркутское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 3808011062, ОГРН 1023801012905, далее – фонд социального страхования) о признании недействительным приказа от 27.08.2014 года №825 об установлении надбавки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 26 февраля 2015 года по делу №А19-18719/2014 заявленные требования удовлетворены.

Фонд социального страхования обратился с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого судебного акта по мотивам, изложенным в жалобе.

В отзыве на апелляционную жалобу предприятие с доводами фонда социального страхования не согласилось.

Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 25.03.2015. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на жалобу, заслушав в судебном заседании пояснения представителей лиц, участвующих в деле, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1027739057500, в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24.07.1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» является страхователем в системе обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в связи с чем зарегистрировано в качестве страхователя в филиале № 21 Государственного учреждения – Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.

Страхователь имеет обособленное подразделение – филиал «Аэронавигация Восточной Сибири», расположенное вне места нахождения Предприятия, а именно по адресу: 664007, Иркутская обл., Иркутск г., Декабрьских Событий ул., 98.

На основании заявления от 03.09.2003 года предприятие зарегистрировано в филиале № 2 Государственного учреждения – Иркутское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации в качестве страхователя по месту нахождения вышеуказанного обособленного подразделения.

Приказом филиала № 2 Государственного учреждения – Иркутское региональное отделение фонда социального страхования Российской Федерации от 27.08.2014 года № 825 Федеральному государственному унитарному предприятию «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» (регистрационный номер 7701003701) по месту нахождения обособленного подразделения – филиал «Аэронавигация Восточной Сибири» (регистрационный номер 3802005281) установлена надбавка к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2015 год в размере 9%.

Полагая, что указанный приказ не соответствует требованиям закона и нарушает права и законные интересы предприятия в сфере его предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в Арбитражный суд Иркутской области с настоящим заявлением.

В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод о наличии оснований для удовлетворения заявленного требования.

Федеральный закон от 24.07.1998г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» устанавливает в Российской Федерации правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных данным Федеральным законом случаях.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24.07.1998г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» под страхователем понимается юридическое лицо любой организационно-правовой формы.

В силу требований статьи 6 Федерального закона от 24.07.1998г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» в исполнительных органах страховщика осуществляется регистрация страхователей - юридических лиц и страхователей - юридических лиц по месту нахождения их обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.

Постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 23.03.2004г. № 27 утвержден Порядок регистрации в качестве страхователей юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и физических лиц в исполнительных органах Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – Порядок регистрации).

Подпунктом 1 пункта 1 Порядка регистрации установлено, что обязательной регистрации в качестве страхователей подлежат юридические лица по месту нахождения их обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц.

Согласно пункту 3 Порядка регистрации юридические лица, имеющие структурные подразделения, указанные в подпункте 1 пункта 1 данного Порядка, регистрируются в качестве страхователей в региональном отделении Фонда (Филиале регионального отделения Фонда) по месту нахождения данных обособленных подразделений.

При регистрации страхователю присваивается регистрационный номер, который указывается в Извещении о регистрации. Регистрационный номер присваивается страхователю при его первой регистрации и в дальнейшем не изменяется (пункт 19 Порядка регистрации).

В соответствии с пунктом 21 Порядка регистрации юридические лица, имеющие обособленные подразделения, указанные в подпункте 1 пункта 1 данного Порядка, регистрируются по месту нахождения указанных обособленных подразделений под регистрационным номером, присвоенным в установленном порядке территориальным органом Фонда при регистрации юридического лица по месту его нахождения, дополненным кодом обособленного подразделения.

Дополнительный код обособленного подразделения присоединяется к регистрационному номеру страхователя через наклонную черту и используется для идентификации обособленного подразделения в единой интегрированной системе «Соцстрах». Указанный код состоит из десяти цифр, характеризующих слева направо следующее: код территориального органа Фонда, зарегистрировавшего страхователя – 4 знака; уникальный порядковый номер обособленного подразделения в реестре территориального органа Фонда (филиала территориального органа  Фонда), осуществляющего регистрацию юридического лица по месту нахождения обособленного подразделения, - 6 знаков.

Расширенный регистрационный номер, дополненный кодом обособленного подразделения, присваивается при первой регистрации юридического лица по месту нахождения данного обособленного подразделения, указывается в Уведомлении о регистрации и в дальнейшем не изменяется.

Таким образом, суд первой инстанции правильно исходил из того, что дополнительный код регистрационного номера 3802005281, указанный в уведомлении от 03.09.2003г. о регистрации Предприятия в качестве страхователя по месту нахождения обособленного подразделения и оспариваемом приказе, не свидетельствует о том, что обособленное подразделение – филиал «Аэронавигация Восточной Сибири» Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» зарегистрировано в качестве страхователя, а служит лишь для идентификации обособленного подразделения.

С учетом изложенного довод фонда, изложенный в отзыве на заявление (т.1 л.д.89), о том, что присвоение обособленному подразделению статуса страхователя осуществлено в соответствии с выявленным нормативным регулированием судом апелляционной инстанции отклоняется как неправомерный.

Обособленные подразделения юридических лиц не наделяются статусом самостоятельного субъекта правоотношений по обязательному социальному страхованию и не могут являться страхователями в силу закона.

Поскольку согласно Уставу Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» и выписке из Единого государственного реестра юридических лиц филиал «Аэронавигация Восточной Сибири» Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» не является юридическим лицом, страхователем обособленное подразделение Предприятия не является.

Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, основным видом экономической деятельности Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» как юридического лица и страхователя является «управление воздушным движением», код ОКВЭД 63.23.2.

Судом также установлено и фондом не опровергнуто то обстоятельство, что последним не представлено доказательств осуществления филиалом «Аэронавигация Восточной Сибири» Федерального государственного унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» иных видов экономической деятельности, которые не являются основным видом экономической деятельности страхователя – Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации».

Согласно статье 21 Федерального закона от 24.07.1998г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются Федеральным законом.

Пунктом 3 статьи 22 Федерального закона от 24.07.1998г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» предусмотрено, что Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, правила установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам, включая порядок представления сведений о результатах специальной оценки условий труда и проведенных обязательных

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2015 по делу n А58-5077/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также