Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2015 по делу n А58-5711/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ул. Ленина, дом 100б, Чита 672000, http://4aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Чита                                                                                                  Дело № А58-5711/2014

03 апреля 2015 года

Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2015 года

Полный текст постановления изготовлен 03 апреля 2015 года

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Макарцева А.В.,

судей Капустной Л.В., Скажутиной Е.Н.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Исламовой А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Дворник Андрея Николаевича на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 24 декабря 2014 года по делу № А58-5711/2014 по иску государственного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)» (ИНН 1435238811, ОГРН 1111435002194, адрес: 677007, Республика Саха (Якутия), г.Якутск, ул.Автодорожная, 10, 2) к индивидуальному предпринимателю Дворник Андрею Николаевичу (ИНН 143100142475, ОГРН 307143102500033) о взыскании 53 512,49 руб. (суд первой инстанции: Артамонова Л. И.),

при участии в судебном заседании:

от истца представитель Романов В.В.,

у с т а н о в и л:

Государственное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)» обратилось в Арбитражный суд Республика Саха (Якутия) с иском к индивидуальному предпринимателю Дворник Андрею Николаевичу о взыскании 53 512,49 рублей возмещение ущерба за провоз тяжеловесного груза.

Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 17 декабря 2014 года заявленные исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Не согласившись с решением суда, ответчик обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным. Из апелляционной жалобы следует, что выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела; поскольку Приказ от 30 апреля 2014 года № 13-116 «О временном ограничении движения автотранспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения в весенне-летний период 2014 года» и внесенные в него изменения не опубликованы в печатном издании, в котором публикуются законы субъекта, то на ответчика данные требования не распространяются. В дополнениях к апелляционной жалобе ответчик сослался на то, что масса автомобиля не превышала допустимую – 32 т. В расчетах отсутствует ссылка на законодательный акт об установлении индекса дефлятора.

В судебном заседании представитель истца просил в удовлетворении жалобы отказать.

Ответчик в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения уведомлен надлежащим образом.

Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.

Решение пересматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Предметом иска по настоящему делу является требование Государственного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)» к индивидуальному предпринимателю Дворник Андрею Николаевичу о взыскании 53 512,49 руб. в возмещение ущерба за провоз тяжеловесного груза.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 4 июня 2014 года на посту весового контроля, расположенном на 64 км автомобильной дороги «Умнас» произведено взвешивание автотранспортного средства типа седельный тягач, марки МАЗ 54331, регистрационный знак Т395ВУ 14, с полуприцепом ОДАЗ 39370, государственный регистрационный номер АВ7628 14, под управлением Пулатова Э.Р., который осуществлял перевозку тяжеловесного груза (песок из отсевого дробления) по маршруту п.Мохсоголлох – г.Якутск по товарной накладной № ЯЦСВ0016193 от 4 июня 2014 года.

Автотранспортное средство типа седельный тягач, марки МАЗ 54331, регистрационный знак Т395ВУ 14 принадлежит на праве собственности индивидуальному предпринимателю Дворник Андрею Николаевичу согласно свидетельству о регистрации ТС 14 ОВ 945389.

Результаты взвешивания зафиксированы в составленном акте № 04-20 от 4 июня 2014 года, согласно которому установлен факт превышения массы и фактических осевых нагрузок транспортного средства над допустимыми нагрузками, а именно: фактическая нагрузка на 2 ось составила 11,710 т при допустимой нагрузке в 6,0 т; фактическая нагрузка на 3 ось – 7,810 т при допустимой – 6 т; фактическая нагрузка на 4 ось – 6,490 т при допустимой – 6 т. Имеется протокол весового контроля. В соответствии с актом № 04-20 от 4 июня 2014 года размер вреда, нанесенного транспортным средством ответчика автомобильной дороге «Умнас» (на участке п.Мохсоголлох – г.Якутск, 94 км), составил 53 512,49 руб.

Пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность по возмещению причиненного вреда в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии с частями 1, 3 статьи 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи. Для получения специального разрешения требуется: согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов; возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством.

Согласно частям 8, 9 статьи 31 указанного Федерального закона порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации. Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется Правительством Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения.

Как следует из искового заявления, требования заявлены истцом о взыскании платы в счет возмещения ущерба, причиненного тяжеловесным автотранспортным средством при проезде по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения.

Как следует из пункта 7 статьи 12 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.

Расчет, приведенный в обоснование заявленных требований (л.д.56, 57), соответствует Правилам определения размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения в Республике Саха (Якутия), утвержденным Постановлением Правительства РС (Я) от 2 июня 2010 года № 274.

Как указывает заявитель жалобы и указывал в суде первой инстанции, он считает, что поскольку Приказ от 30 апреля 2014 года № 13-116 «О временном ограничении движения автотранспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения в весенне-летний период 2014 года» и внесенные в него изменения не опубликованы в печатном издании, в котором публикуются законы субъекта, то на него данные требования не распространяются.

Указанные выводы отклоняются апелляционным судом.

В соответствии с частью 3.1 статьи 25 Закона Республики Саха (Якутия) от 18 февраля 2010 года 802-З № 495-IV «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Республике Саха (Якутия)» временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном Правительством Республики Саха (Якутия).

Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 29 марта 2012 года № 120 утвержден Порядок осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения (далее – Порядок).

В пункте 1.3 данного Порядка указано, что ограничение вводится в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения. Согласно пункта 1.5.1 Порядка, для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в случаях, предусмотренных главой IV, V настоящего Порядка, - Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия).

Как следует из пункта 2.1 Порядка, в случае принятия решения о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств Министерством транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) органы местного самоуправления обязаны принимать меры по организации дорожного движения, в том числе посредством устройства объездов в случаях, предусмотренных главой III настоящего Порядка. Владельцы автомобильных дорог обязаны информировать пользователей автомобильными дорогами о сроках временных ограничения или прекращения движения транспортных средств и о возможности воспользоваться объездом.

В пункте 2.2 Порядка сказано, что при издании акта о введении ограничения Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) ГКУ «Управление автомобильных дорог Республики Саха (Якутия)», органы местного самоуправления (далее - уполномоченные органы) обязаны за 30 дней до начала введения временных ограничения или прекращения движения информировать пользователей автомобильными дорогами путем размещения на сайтах в сети Интернет, а также через средства массовой информации о причинах и сроках таких ограничений, а также о возможных маршрутах объезда.

Согласно пункта 2.3 Порядка, в случаях, предусмотренных главой IV настоящего Порядка (это случаи временного ограничения движения в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, при снижении несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков) информация о введении ограничения за 30 дней до начала временного ограничения движения размещается на официальном сайте Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) и на сайтах, определенных органами местного самоуправления (в том числе информация, представляемая органами местного самоуправления). Уполномоченные органы информируют в установленном порядке заинтересованные органы местного самоуправления.

Также предусмотрено, что непосредственное информирование осуществляется в весенний период - путем установки дорожных знаков 3.12 «Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства» со знаками дополнительной информации (таблички) 8.20.1 и 8.20.2 «Тип тележки транспортных средств», предусмотренных Правилами дорожного движения, утвержденными постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 (пункт 4.3 Порядка).

Таким образом, по основаниям, приведенным в решении, суд первой инстанции обоснованно не принял ссылки ответчика на то, что Приказ от 30 апреля 2014 года № 13-116 «О временном ограничении движения автотранспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения в весенне-летний период 2014 года» и внесенные в него изменения не были опубликованы в печатном издании. На сайте Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) необходимая информация, Приказ и внесенные в него изменения имелись. Также через печатные издания заинтересованные лица информировались заблаговременно в порядке, установленном Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 29 марта 2012 года № 120.

Ссылка заявителя жалобы на то, что Приказ Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) от 30 апреля 2014 года № 13-116 «О временном ограничении движения автотранспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения в весенне-летний период 2014 года» и внесенные в него изменения подлежали опубликованию по правилам, установленным Указом Президента РС (Я) от 21 февраля 2002  года № 62, подлежит отклонению, поскольку данное требование распространяется на Законы Республики Саха (Якутия), принятые Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), к которым приказы Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) не относятся.

Довод жалобы о том, что масса автомобиля не превышала допустимую – 32 т., отклоняется, поскольку данное обстоятельство не имеет правового значения.

Приказ Министерства транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха (Якутия) от 30 апреля 2014 года № 13-116 «О временном ограничении движения автотранспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования регионального или межмуниципального значения в весенне-летний период 2014 года» устанавливал ограничения фактической нагрузки на ось транспортного средства, а не общей массы автомобиля.

Индекс-дефлятор текущего года принят равным 1,538807361. В суде первой инстанции данный расчет не опровергнут, контррасчет не представлен, возражений ответчиком не заявлено. Самостоятельное опровержение судом первой инстанции доказательств, представленных другой стороной, свидетельствовало бы о нарушении таких фундаментальных принципов арбитражного процесса, как состязательность и равноправие сторон, что могло привести к принятию неправильного решения (постановление Президиума ВАС РФ от 15 октября 2013 года № 8127/13).

Государственная пошлина, уплаченная при подаче апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на заявителя жалобы.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 268 – 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

п о с т а н о в и л:

решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 24 декабря 2014 года по делу № А58-5711/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты его принятия.

Председательствующий:                                                                А.В. Макарцев

Судьи:                                                                                                          Е.Н. Скажутина

Л.В. Капустина

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2015 по делу n А10-3216/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также