Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2008 по делу n А19-12892/07-43. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, г. Чита, ул. Ленина, 100-б

www.4aas.arbitr.ru; E-mail: [email protected]

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

апелляционной инстанции

 

г. Чита

Дело № А19-12892/07-43

04АП-10/2008

31 января 2008  года

Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен 31 января 2008 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Лешуковой Т.О.,

судей Григорьевой И.Ю., Доржиева Э.П.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Лешуковой Т.О.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного (унитарного) предприятия Объединение исправительных учреждений № 8 с особыми условиями хозяйственной деятельности ГУИН Минюста России по Красноярскому краю на решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 ноября  2007 года по делу № А19-12892/07-43

по заявлению Государственного (унитарного) предприятия Объединение исправительных учреждений № 8 с особыми условиями хозяйственной деятельности ГУИН Минюста России по Красноярскому краю к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу о признании недействительным акта от 20.08.2007 г. № 06-04/03-26840 «О списании задолженности»,

(суд первой инстанции Седых Н.Д.)

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не было,

от инспекции: не было,

 

Заявитель - Государственное (унитарное) предприятие Объединение исправительных учреждений № 8 с особыми условиями хозяйственной деятельности ГУИН Минюста России по Красноярскому краю - обратился в арбитражный суд с требованием, уточненным в порядке ст.49 АПК РФ, о признании недействительным акта Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу от 20.08.2007г. № 06-04/03-26840 «О списании задолженности».

Решением суда от 20 ноября 2007 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Как следует из судебного акта, основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований послужил вывод суда о том, что арендная плата за пользование лесным фондом в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, является денежным обязательством по гражданско-правовой сделке, а, следовательно, вопросы погашения задолженности по ней регулируются нормами гражданского законодательства. Спорные платежи в размере 3398000 рублей не отвечают критериям налогов, сборов, страховых взносов и иных обязательных платежей в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды в значении, придаваемом постановлением Правительства Российской Федерации от 07.11.2005г. № 660.

Не согласившись с решением суда, предприятие обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным применением судом норм материального прав и норм процессуального права. Заявитель указывает на то, что действующее законодательство не содержит положений, указывающих на правовую природу арендной платы в части сверхминимальных ставок платы как гражданско-правового платежа, в связи чем выводы суда о гражданско-правовой природе арендной платы в части сверхминимальных ставок платы основаны на собственных умозаключениях.

По мнению заявителя, в нарушение п. п 2, 3 п. 4 ст.170 АПК РФ суд не указал мотивы, по которым отклонил доводы предприятия о том, что в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденными Приказом Министерства финансов РФ от 08.12.2006г. № 168Н, администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, Центральный банк РФ, а также бюджетные учреждения, созданные органами государственной власти, органами местного самоуправления, осуществляющие в установленном порядке контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.

В соответствии с приложением 11 Указаний платежи за пользование лесным фондом и лесами иных категорий в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню (КБК 000 1 12 04010 010000 120), платежи за пользование лесным фондом и лесами иных категорий в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню (КБК 000 1 12 04020 02 0000 120) закреплены как «доходы, закрепляемые за всеми администраторами», в связи чем доводы ответчика несостоятельны, а оспариваемый акт налогового органа от 20.08.2007 г. № 06-04/03-26840 «О списании задолженности» по своему содержанию и смыслу не соответствует законодательству РФ, и нарушает права и законные интересы заявителя, предоставленные п. 3 ст. 21 НК  РФ.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили, предприятие заявило о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

Инспекцией отзыв на апелляционную жалобу не представлен.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 266 АПК РФ.

Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы заявителя апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, 21.12.2000г. между Учреждением УП-288/8 ГУИН Минюста России (арендатор), правопреемником которого является заявитель, и ФГУ Кодинский лесхоз (арендодатель) заключен договор № 29 (6-2001) на аренду участков лесного фонда для заготовки древесины, согласно которому арендодатель передает в аренду арендатору участок лесного фонда площадью 102,362 гектара сроком на 5 лет с ежегодным объемом заготовки древесины в размере 308,9 тысяч кубометров.

Согласно пункту 5.1. договора арендная плата устанавливается, исходя из ставок лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, утвержденных администрацией Красноярского края, с дополнительным взиманием платежей на воспроизводство лесов в размере 15% от ставки лесных податей за каждый кубометр расчетной лесосеки. При этом плата за древесину, отпускаемую на корню, в размере минимальных ставок платы, утвержденных постановлением Правительства, вносится в доход бюджета; оставшаяся часть арендной платы сверх минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, вносится на счет лесхоза (пункты 5.2, 5.3 договора).

В соответствии с актом сверки взаиморасчетов между сторонами договора по состоянию на 01.01.2006г. задолженность заявителя по арендной плате за пользование лесным фондом в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, составила 3398000 рублей.

Согласно статье 125 Федерального закона от 23.12.2004г. № 173-ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 год» в связи с реформированием федеральных государственных унитарных предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, в центры трудовой адаптации осужденных и производственные (трудовые) мастерские, имеющие статус подразделений указанных учреждений, Правительство Российской Федерации вправе в 2005 году по отдельным решениям списывать задолженность по обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также пени, образовавшиеся в связи с отвлечением в 1993 - 2001 годах средств этих предприятий на нужды учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 07.11.2005г. № 660 «Об урегулировании задолженности по обязательным платежам федеральных государственных унитарных предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, а также начисленных на нее пеней» предусмотрено, что задолженность по обязательным платежам в федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды федеральных государственных унитарных предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (далее - предприятия уголовно-исполнительной системы), по перечню согласно Приложению, образовавшаяся в связи с отвлечением в 1993 - 2001 годах средств этих предприятий на нужды исправительных учреждений, а также начисленные на нее пени подлежат списанию (за исключением задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшейся после 1 января 2002 г., а также начисленных на нее пеней).

В целях реализации указанных мероприятий заявителем в инспекцию направлено заявление о списании задолженности по арендной плате за пользование лесным фондом в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на   корню,   в   размере 3398000 рублей.

Письмом № 06-04/03-26840 от 20 августа 2007г. налоговый орган отказал заявителю в списании указанной задолженности.

В обоснование отказа инспекция сослалась на то, что территориальные органы Федеральной налоговой службы не являются администраторами доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по арендной плате за пользование лесным фондом в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню; а также на то, что в силу положений статьи 105 Лесного кодекса Российской Федерации означенные платежи имеют гражданско-правовую природу, поскольку согласовываются сторонами в договоре аренды и не являются обязательными.

Решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований, основанное на выводах налоговой инспекции, является правильным и не подлежит отмене, исходя из следующего.

Согласно статье 103 Лесного кодекса Российской Федерации платежи за пользование лесным фондом взимаются в виде лесных податей или арендной платы. Лесные подати взимаются при краткосрочном пользовании участками лесного фонда, арендная плата - при аренде участков лесного фонда. Ставки лесных податей устанавливаются за единицу лесного ресурса, по отдельным видам лесопользования - за гектар находящихся в пользовании участков лесного фонда. Арендная плата за осуществление лесопользования определяется на основе ставок лесных податей. Минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Лесные подати взимаются за все виды лесопользования. При этом ставки лесных податей устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с территориальными органами федерального органа управления лесным хозяйством в соответствующих субъектах Российской Федерации или определяются по результатам лесных аукционов (статья 104 Лесного кодекса Российской Федерации).

По статье 105 Лесного кодекса Российской Федерации при аренде участков лесного фонда арендаторы вносят арендную плату. Размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются договором аренды участка лесного фонда.

При анализе указанных норм с учетом сложившейся судебной практики суд первой инстанции сделал верный вывод о том, что арендная плата в части, превышающей минимальные ставки арендной платы, согласовываемая сторонами по договору, не может быть признана налогом и сбором в отсутствие законодательно установленных требований к ее размеру и порядку оплаты.

Таким образом, обязательство арендатора по уплате арендных платежей в части, превышающей минимальные ставки арендной платы, носит гражданско-правовой характер, так как основано на сделке.

Статья 2 Федерального закона Российской Федерации от 15 августа 1996 года № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» предписывает закрепить основные источники доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации согласно приложению 11.1 к названному Федеральному закону за администраторами поступлений в бюджеты Российской Федерации (органами государственной власти, иными администраторами доходов федерального бюджета, являющимися главными распорядителями средств федерального бюджета, органами управления государственных внебюджетных фондов, Центральным банком Российской Федерации, осуществляющими в установленном порядке контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним).

В соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 08 декабря 2006г. № 168Н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» Федеральное Агентство лесного хозяйства является администратором поступлений в бюджет по платежам за пользование лесным фондом и лесами иных категорий в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, по платежам за пользование лесным фондом и лесами иных категорий в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, что свидетельствует о неналоговом характере соответствующих поступлений в бюджет.

Поступления в бюджет в части арендной платы за пользование лесным фондом и лесами иных категорий в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню (по обязательствам, возникшим до 1 января 2005 года) отнесены приказом № 168-Н к полномочиям иных администраторов поступлений в бюджет.

Согласно приложению к Приказу Федеральной налоговой службы от 4 апреля 2007г. № ММ-3-11/193@ «О закреплении полномочий администратора доходов бюджетов бюджетной системы российской федерации по главе 182 «федеральная налоговая служба» за территориальными органами федеральной налоговой службы» (строка 124) территориальные  налоговые органы являются администраторами поступлений в бюджет в части арендной платы за пользование лесным фондом и лесами иных категорий в части минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню (по обязательствам, возникшим до 1 января 2005 года), что свидетельствует о том, что означенные платежи являлись налоговыми.

Как следует из материалов дела, спорная задолженность возникла в период 2003-2004гг., что не оспаривается сторонами.

Таким образом, налоговый орган является администратором бюджета в отношении задолженности заявителя по арендной плате в части минимальных ставок арендной платы, а в отношении задолженности по арендной плате в части, превышающей минимальные ставки - Федеральное Агентство лесного хозяйства.

Таким образом,  на основании положений ст.2 Федерального закона РФ от 15.08.1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации» следует признать, что у МРИ ФНС № 9 по Иркутской области

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30.01.2008 по делу n А58-9471/06. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также