Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2014 по делу n А78-7583/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина, 100б

тел. (3022) 35-96-26, тел./факс (3022) 35-70-85

http://4aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Чита                                                                                                          Дело №А78-7583/2014

«24» декабря 2014 года

Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2014 года.

Постановление в полном объеме изготовлено 24 декабря 2014 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Басаева Д.В.,

судей Никифорюк Е.О., Ткаченко Э.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щецко Ю.О.,

при участии в судебном заседании представителей Краевого государственного специализированного автономного учреждения «Забайкальское лесохозяйственное объединение» Мыльниковой К.Н. (доверенность от 27.10.2014 года), Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Забайкальскому краю Влавацкой Н.В. (доверенность от 13.01.2014 года),

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Шилке Забайкальского края (межрайонного) на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 9 октября 2014 года по делу №А78-7583/2014 (суд первой инстанции – Судакова Ю.В.),

установил:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Шилке Забайкальского края (межрайонного) (ИНН 7527008569, ОГРН 1097527000845, место нахождения: 673370, Забайкальский край, г Шилка, ул. Богомягкова, 2, далее – Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Краевому государственному специализированному автономному учреждению «Забайкальское лесохозяйственное объединение» (ОГРН 1127536006069, ИНН 7536129898, место нахождения: 672039, г.Чита, ул.Кирова,9, далее – страхователь) о взыскании задолженности в размере 67 429 рублей 24 копеек, из которых 58 460 рублей 36 копеек – страховые взносы на финансирование страховой части трудовой пенсии, 8 803 рубля 64 копейки – страховые взносы в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, 165 рублей 24 копейки - пени за неуплату страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования за 1 квартал 2014 года, и о взыскании судебных расходов 47 рублей 10 копеек.

Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 9 октября 2014 года по делу №А78-7583/2014 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Пенсионный фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене обжалуемого судебного акта по мотивам, изложенным в жалобе

Отзыв на апелляционную жалобу страхователем не представлен.

Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 13.11.2014. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.

В судебном заседании 15.12.2014 объявлен перерыв до 9 час. 10 мин. 19.12.2014, о чем сделано публичное извещение о перерыве в судебном заседании, размещенное в сети «Интернет». После перерыва в судебном заседании лица, участвующие в деле, явку своих представителей не обеспечили.

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г. Шилке Забайкальского края (межрайонного), явку своего представителя не обеспечило. Руководствуясь частью 3 статьи 156, частью 1 статьи 123, частью 2 статьи 215 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав в судебном заседании пояснения представителей сторон, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.

Согласно положениям частей 4, 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации” № 167-ФЗ от 15.12.2001 (далее – Закон 167-ФЗ) Краевое государственное специализированное автономное учреждение "Забайкальское лесохозяйственное объединение" является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

Как следует из материалов дела, Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в г.Шилке Забайкальского края (межрайонным) в адрес краевого государственного специализированного автономного учреждения "Забайкальское лесохозяйственное объединение" направлялось требование № 08503340053777 от 26.05.2014 г. об уплате недоимки и пеней за 1 квартал 2014 года в срок до 14.06.2014 г. (л.д. 22, 24), которое в добровольном порядке Учреждением исполнено частично.

Неисполнение требования явилось основанием для обращения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г.Шилке Забайкальского края (межрайонного) в суд с настоящим заявлением о взыскании 67 429 рублей 24 копеек.

Согласно статье 6 Федерального Закона № 167-ФЗ от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Учреждение является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 года №212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 года №212-ФЗ) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе - организации.

Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 24.07.2009 года №212-ФЗ под организациями понимаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.2009 года №212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

На основании пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 года №212-ФЗ сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, отдельно в каждый государственный внебюджетный фонд.

При этом в силу пункта 11 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 года №212-ФЗ обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате страховых взносов (ежемесячных обязательных платежей), а также обязанности по представлению расчетов по страховым взносам по месту своего нахождения, если иное не предусмотрено частью 14 настоящей статьи.

Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона от 24.07.2009 года №212-ФЗ под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места на срок более одного месяца.

Таким образом, положениями Федерального закона от 24.07.2009 года №212-ФЗ разделены понятия «организация» и «обособленное подразделение организации». Указанное разделение свидетельствует о различном правовом статусе организаций и обособленных подразделений. Организации являются плательщиками страховых взносов, обязаны производить уплату страховых взносов, как за себя, так и за образованные в их структуре обособленные подразделения. Исключением из общего правила является ситуация, когда обособленные подразделения отвечают требованиям, предусмотренным пунктом 11 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 года №212-ФЗ. То есть, если у обособленного подразделения имеется отдельный баланс, расчетный счет, и оно самостоятельно начисляет выплаты в пользу физических лиц. При соблюдении указанных условий обособленные подразделения могут исполнять обязанности организации по уплате страховых взносов.

На основании статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 года №212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2009 года №212-ФЗ в целях проведения контроля за уплатой страховых взносов органы контроля за уплатой страховых взносов осуществляют учет плательщиков страховых взносов на основании данных об их учете (регистрации) в качестве страхователей.

В соответствии с пунктом 5 статьи 19 Федерального закона от 24.07.2009 года №212-ФЗ решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока, если иные сроки не установлены настоящей статьей.

Следовательно, полномочиями по принудительному взысканию задолженности по страховым взносам обладает территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в котором плательщик страховых взносов поставлен на учет. То есть, с требованиями о взыскании задолженности по страховым взносам с организации в суд может обратиться территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, на учете в котором состоит организация или обособленное подразделение организации, если оно соответствует требованиям, предусмотренным пунктом 11 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 года №212-ФЗ.

Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходил из правомерности довода КГСАУ "Забайкальское лесохозяйственное объединение" о том, что Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственным учреждением) в г. Шилке Забайкальского края (межрайонное) является ненадлежащим заявителем по данному делу.

Так, требование управления о взыскании задолженности в размере было предъявлено к КГСАУ "Забайкальское лесохозяйственное объединение". Согласно положениям пункта 11 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ обязанность по уплате спорной задолженности в размере 67 429 рублей 24 копеек возникла у КГСАУ "Забайкальское лесохозяйственное объединение".

Судом установлено, что по данным выписки из Единого государственного реестра юридических лиц №28 от 30.05.2014 КГСАУ "Забайкальское лесохозяйственное объединение" на учете в Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации (государственном учреждение) в г. Шилке Забайкальского края (межрайонном) не состоит. В связи с чем, учитывая отсутствие в материалах дела документов, свидетельствующих о наличии у заявителя полномочий по взысканию страховых взносов с учреждения, управление полномочиями по взысканию с КГСАУ "Забайкальское лесохозяйственное объединение" спорной задолженности не обладает.

Поскольку Управлением не доказано наличие у него полномочий по взысканию с Учреждения спорной задолженности, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования.

Между тем, приведенные выводы сделаны судом первой инстанции вопреки представленным Управлением в материалы дела доказательствам, что в силу пункта 1 части 1 статьи 270 АПК РФ является основанием для отмены обжалуемого судебного акта.

Как следует из материалов дела, расчет по форме РСВ-1 был представлен Шелопугинским филиалом КГСАУ "Забайкальское лесохозяйственное объединение" с регистрационным номером в ПФР 085-033-000589, поставленным на учет в Управлении и имеющим расчетный счет (л.д.28-30, 59-60), что при непредставлении доказательств обратного свидетельствует о том, что указанное обособленное подразделение в спорный период исполняло обязанности организации по уплате страховых взносов.

Следовательно, с требованием о взыскании задолженности по страховым взносам с учреждения в суд обратилось Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в г.Шилке Забайкальского края (межрайонное) правомерно, поскольку Шелопугинский филиал КГСАУ "Забайкальское лесохозяйственное объединение" состоит на учете в Управлении и соответствует требованиям, предусмотренным пунктом 11 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 года №212-ФЗ.

Представленные в материалы дела расчеты спорной задолженности (л.д.25-27, 42-46) подтверждают обоснованность заявленных требований и признаны в судебном заседании в полном объеме представителем страхователя (аудиозапись судебного заседания 15.12.2014).

Процедурных нарушений, являющихся безусловными основаниями для отказа в удовлетворении заявленных требований, апелляционным судом не установлено, ответчиком о наличии таковых не заявлено.

При таких установленных обстоятельствах обжалуемый судебный акт подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В силу статьи 110 АПК РФ с Учреждения подлежат взысканию судебные расходы в размере 47 руб. 10 коп., которые подтверждаются кассовым чеком и почтовым реестром (л.д.5-6).

Кроме того, с Краевого государственного специализированного

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2014 по делу n А19-9909/08-62. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый судебный акт  »
Читайте также