Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2014 по делу n А10-2902/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина 100б http://4aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

г. Чита                                                                                 Дело №А10-2902/2013

«12» декабря 2014 года

Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 12 декабря 2014 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,

судей Желтоухова Е.В., Рылова Д.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щецко Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования «Закаменский район» на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 25 сентября 2014 года по делу №А10-2902/2013 по иску Закрытого акционерного общества «Закаменск» к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Бурятия об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости,

с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия;

Правительства Республики Бурятия; Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия; Администрации муниципального образования «Закаменский район»  (суд первой инстанции: Борголова Г.В.)

при участии в судебном заседании:

от истца – Сумбаева П.А., представителя по доверенности №23-Д от 21.05.2014,

в отсутствие представителей иных участвующих в деле лиц,

установил:

Закрытое акционерное общество «Закаменск» (ОГРН 1090327010091, ИНН 0307035148, место нахождения: 671950, Республика Бурятия, г. Закаменск, ул. Ленина, 39; далее – ЗАО «Закаменск», общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Республике Бурятия (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340, место нахождения: 107078, г.Москва, пер. Орликов, 10, стр. 1; место нахождения филиала по Республике Бурятия: 670000, г. Улан-Удэ, ул. Ленина, 55) об обязании установить кадастровую стоимость земельного участка равной его рыночной стоимости.

 В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил исковые требования, просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 03:07:380103:131, общей площадью 554 998 кв.м., местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир птр. Карьер. Участок находится примерно в 1,1 км от ориентира по направлению на юго-запад. Почтовый адрес ориентира: Республика Бурятия, Закаменский район, г. Закаменск, равной рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2010 согласно заключению эксперта в сумме 56 166 000 руб.

Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 26 сентября 2013 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия (ОГРН 1040302993598, ИНН 0326023500; место нахождения: г. Улан-Удэ, ул. Борсоева, 13 Е); Правительство Республики Бурятия (ОГРН 1020300972361, ИНН 0323082280; место нахождения: г. Улан-Удэ, ул. Ленина, 54); Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия (ОГРН 1070326007641, ИНН 0326471904; место нахождения: г. Улан-Удэ, ул. Ленина, 54); Администрация муниципального образования «Закаменский район» (ОГРН 1101434002042; ИНН 4535362728, место нахождения: 671950, Республика Бурятия, г. Закаменск).

Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 25 сентября 2014 года исковые требования удовлетворены на основании статей 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29.07.1998 №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности).

Судом установлено существенное несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости и наличие правовых оснований для установления кадастровой стоимости спорного земельного участка равной их рыночной стоимости, определенной по результатам судебной экспертизы рыночной стоимости земельного участка.

Третье лицо Администрация муниципального образования «Закаменский район», не согласившись с решением суда первой инстанции, обжаловало его в апелляционном порядке, поставив вопрос об отмене решения суда первой инстанции.

Заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что при заключении договора аренды земельного участка сторонами согласованы все существенные условия, в том числе, размер арендной платы, в расчете которой применяется кадастровая стоимость земельного участка. Пунктом 3.1 договора аренды предусмотрено, что арендная плата подлежит пересмотру в одностороннем порядке по требованию арендодателя в связи с изменением ставок арендной платы, прогнозируемого уровня инфляции, и (или) кадастровой стоимости. Иного условия по пересмотру размера арендной платы не предусмотрено. Поскольку обществу как арендатору было известно при согласовании условий договора о цене (размере арендной платы), нарушение его прав и интересов установленной по результатам массовой оценки кадастровой стоимостью земельного участка не доказано.

Различие между рыночной стоимостью земельного участка, определенной в индивидуальном порядке, и его кадастровой стоимостью, рассчитанной с применением метода массовой оценки, не противоречит законодательству Российской Федерации. Результаты государственной кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением Правительства Республики Бурятия №618 от 28.11.2011, в отношении спорного земельного участка не оспорены.

Определенная по результатам судебной экспертизы величина рыночной стоимости земельного участка, по мнению заявителя, недостоверна.

Установленная рыночная стоимость земельного участка более чем в два раза ниже кадастровой стоимости, что нарушает права и законные интересы муниципального образования как арендодателя земельного участка.

В отзыве на апелляционную жалобу третье лицо Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия доводы апелляционной жалобы поддержало, просило решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.

Иные участвующие в деле лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.

О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 01.11.2014.

Судебное заседание проведено с участием представителя истца. Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, своих представителей для участия в судебном заседании не направили. Администрация  муниципального образования «Закаменский район» ходатайствовала о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие ее представителя.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель истца полагал апелляционную жалобу Администрации не подлежащей удовлетворению, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя истца, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 20 марта 2013 года между МО «Закаменский район» (арендодатель) и истцом (арендатор) заключен договор на предоставление земельного участка в аренду, согласно которому арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок, кадастровый номер 03:07:380103:131, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир птр. Карьер. Участок находится примерно в 1,1 км от ориентира по направлению на юго-запад. Почтовый адрес ориентира: Республика Бурятия, Закаменский район, г. Закаменск, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для размещения гидротехнических сооружений и обогатительного модуля для переработки и утилизации технологических отложений (отходов обогащения) Джидинского ВМК, площадь 554 998 кв.м. (пункт 1.1 договора). Срок аренды земельного участка с 20.03.2013 по 20.03.2022 (пункт 2.1 договора). Кадастровая стоимость земельного участка – 100 898 636 рублей 40 копеек. Размер арендной платы за один месяц составляет 252 246 рублей 60 копеек (пункт 3.1 договора). Арендная плата подлежит пересмотру в одностороннем порядке по требованию арендодателя, размер годовой арендной платы за использование земельного участка изменяется: в связи с изменением ставок арендной платы, прогнозируемого уровня инфляции, значений и коэффициентов, используемых при расчете арендной платы, и (или) кадастровой стоимости земельного участка (пункт 3.5 договора).

Согласно кадастровому паспорту от 08.05.2013 № 03/201/13-43721 кадастровая стоимость земельного участка составляет 100 898 636 руб. 40 коп., удельный показатель кадастровой стоимости – 181,80 руб./кв.м.; разрешенное использование земельного участка с кадастровым номером 03:07:380103:131 предусмотрено для размещения гидротехнических сооружений, обогатительного модуля для переработки и утилизации технологических отложений (отходов обогащения) Джидинского ВМК.

Постановлением Правительства Республики Бурятия №618 от 28.11.2011 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Республике Бурятия» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Республике Бурятия по состоянию на 1 января 2010 года, средние значения удельных показателей кадастровой стоимости в разрезе кадастровых кварталов населенных пунктов в Республике Бурятия по состоянию на 1 января 2010 года.

Кадастровая стоимость земельного участка в размере 100 898 636 руб. 40 коп. внесена в государственный кадастр недвижимости на основании Приложения №1 к Постановлению Правительства Республики Бурятия №618 от 28.11.2011 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Республике Бурятия».

Обратившись в суд с иском, истец указал на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, следствием чего, учитывая порядок расчета оплаты за землю, является нарушение прав ЗАО «Закаменск» как арендатора данного земельного участка.

Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции об удовлетворении заявленных обществом исковых требований подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Судом первой инстанции правильно установлены фактические обстоятельства по делу, верно применены нормы материального и процессуального права.

В силу пункта 1 статьи 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Согласно пункту 2 статьи 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи.

Федеральным законом от 22.07.2010 №167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ) были внесены изменения в Закон об оценочной деятельности, в который была включена глава III.1. «Государственная кадастровая оценка», устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.

В соответствии с абзацем 1 статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности  результаты определения кадастровой стоимости находящихся в государственной или муниципальной собственности объектов недвижимости, могут быть оспорены физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе в арбитражном суде.

Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до 26.07.2010) предусматривал, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.

В настоящее время пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ действует в редакции Закона №167-ФЗ, согласно которому в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Таким образом, пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса РФ как в прежней, так и действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.

При этом нормативные акты, регулирующие порядок определения кадастровой стоимости, также указывают на связь между кадастровой и рыночной стоимостью.

В соответствии со статьей 3 Закона об оценочной деятельности под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена,

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2014 по делу n А19-18597/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также