Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2014 по делу n А19-12705/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина 100б   http://4aas.arbitr.ru

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Чита                                                                                      Дело № А19-12705/2014

«10» декабря 2014 года

Резолютивная часть постановления объявлена 3 декабря 2014 года.

Полный текст постановления изготовлен 10 декабря 2014 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Ткаченко Э.В.,

судей Рылова Д.Н., Желтоухова Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щецко Ю.О., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах г. Иркутска на решение Арбитражного суда  Иркутской области  от 16 сентября 2014 года по делу №А19-12705/2014 по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска (ОГРН 1103850018425, ИНН 3808214697, адрес: г. Иркутск, ул. Декабрьских Событий, 92) о взыскании с ОБЛАСТНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ «ИРКУТСКАЯ ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА № 7» (ОГРН 1033801005435, ИНН 3809017268, адрес: г. Иркутск, ул. Ушаковская, 2) штрафа в размере 14693 руб. 05 коп. (суд первой инстанции: Сураева О.П.),

в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,

установил:

Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска (далее – Управление, Пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о взыскании с ОБЛАСТНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ «ИРКУТСКАЯ ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА № 7» (далее – Учреждение) штрафа в размере 14 693 руб. 05 коп. за представление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования в Российской Федерации.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 16 сентября 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что учитывая установленные по делу фактические обстоятельства, свидетельствующие о том, что первоначально представленные страхователем в установленный законом срок сведения персонифицированного учета содержали недочеты, ошибки, впоследствии исправленные им, которые не могут расцениваться как недостоверные сведения, поскольку подлежали корректировке в предусмотренном Инструкцией о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах порядке в силу закрепленного статьей 15 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ права страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации, Управление не доказало обоснованность привлечения  Учреждения  к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ. Кроме того, допущенные страхователем ошибки в сведениях о стаже не повлекли за собой занижение базы для начисления страховых взносов.

Пенсионный фонд, не согласившись с решением суда первой инстанции, обжаловал его в апелляционном порядке, поставив вопрос об отмене судебного акта и принятии нового судебного акта об удовлетворении требований.

Состав вменяемого Учреждения правонарушения является формальным, ответственность предусмотрена за представление недостоверных сведений необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Предоставление недостоверных индивидуальных сведений ущемляет права застрахованных лиц в области пенсионного обеспечения. В соответствии со статьей 13 Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовые пенсии в Российской Федерации назначаются по данным индивидуального (персонифицированного) учета. Отсутствие указанных сведений по вине страхователя, представление недостоверных сведений приводит к неверному исчислению страхового стажа, может повлечь за собой задержку в назначении пенсии, уменьшение ее размера, а в некоторых случаях  послужить основанием для отказа в назначении пенсии.

Пенсионный фонд указывает, что согласно Письму Пенсионного фонда Российской Федерации от 14 декабря 2004 года № КА-09-25/13379 «О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ», на которое ссылается суд, указано, что если страхователь самостоятельно выявил ошибку и предоставил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в установленный срок исправил обнаруженные территориальным органом ПФР на стадии представления индивидуальных сведений ошибки, Пенсионный фонд Российской Федерации считает возможным не применять финансовые санкции. Освобождение от отнесенности предусмотрено при обнаружении ошибок специалистом фонда лишь в ходе приемной компании представленных форм сведений индивидуального (персонифицированного) учета за отчетный период. Указанные ошибки были выявлены Пенсионным фондом при проведении проверки.

Пенсионный фонд указывает, что Письмо ПФР от 14.12.2004 №КА-09-25/13379 «О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерльного закона от 01.04.1996 №27-ФЗ» носит рекомендательный характер и не имеет статуса нормативного правового акта, не является разъяснением в смысле, придаваемом этому понятию частью 5 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2009 года №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» и Постановлением Правительства РФ от 14 сентября 2009 года № 731 «Об издании разъяснений по единообразному применению Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Пенсионный фонд ссылается на то, что корректирующие сведения персонифицированного учета по утвержденным формам страхователем в двухнедельный срок представлены не были.

Учреждением представлен в материалы дела отзыв на апелляционную жалобу, в котором оно полагает решение суда законным и обоснованным, жалобу не подлежащей удовлетворению.

О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети «Интернет» 01.11.2014.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела, своих представителей для участия в судебном заседании не направили, Пенсионный фонд ходатайствовал о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своих представителей.

В соответствии с частью 2 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Правобережном и Октябрьском округах города Иркутска проведена проверка первичных документов страхователя – ОГБУЗ «ИРКУТСКАЯ ГОРОДСКАЯ БОЛЬНИЦА № 7», послуживших основанием для заполнения индивидуальных сведений в части стажа на соответствующих видах работ, дающего право на досрочную трудовую пенсию по старости с за период с 01 января 2011 года по 31 декабря 2012 года.

В ходе проверки выявлен факт представления учреждением здравоохранения недостоверных индивидуальных сведений за проверяемый период о стаже на соответствующих видах работ на застрахованных лиц, а именно:

- первый квартал 2011 года на застрахованное лицо – Шоболова Светлана Сергеевна СНИЛС № 131-630-317 08;

- полугодие 2011 года на застрахованных лиц – Кабанова Оксана Георгиевна СНИЛС № 052-486-659 78, Давыдов Анастасий Константинович СНИЛС № 118- 772-193 81;

- девять месяцев 2011 года на застрахованное лицо – Давыдов Анастасий Константинович СНИЛС № 118-772-193 81;

- первый квартал 2012 года и полугодие 2012 года на застрахованное лицо - Дунгуров Олег Цыренович СНИЛС № 157-542-468 87;

- девять месяцев 2012 года на застрахованное лицо – Мумараева Наталья Иннокентьевна СНИЛС № 032-946-439 62;

- 2012 год на застрахованных лиц – Шалаев Александр Алексеевич СНИЛС № 039-836-043 84, Ковалкин Павел Анатольевич СНИЛС № 066-150-569 56, Кудинов Михаил Иванович СНИЛС № 055-218-348 48.

Данное нарушение зафиксировано в акте от 27 ноября 2013 года. Составлена справка по проверке достоверности индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке (вознаграждении), доходе застрахованного лица от 27 ноября 2013 года.

24 декабря 2013 года Управлением Пенсионного фонда вынесено решение № 14, согласно которому ОГБУЗ «ИРКУТСКАЯ ГОРОДСКАЯ КЛИНИЧЕСКАЯ БОЛЬНИЦА № 7 привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в виде штрафа в размере 14 693 руб. 05 коп.

Требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов от 10 февраля 2014 года № 14 учреждение здравоохранения извещено об обязанности уплатить штрафные санкции в указанном размере.

Неисполнение указанного требования  послужило основанием для обращения Пенсионного фонда в суд с заявлением о принудительном взыскании санкций.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что Управление не доказало обоснованность привлечения Учреждения к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ и полагает доводы апелляционной жалобы необоснованными по следующим мотивам.

В соответствии со статьей 213 Арбитражного процессуального кодекса РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями (далее - контрольные органы), вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты.

В силу части 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

Частью 4 указанной статьи предусмотрено, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ) ответчик является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и в силу подпункта «а» пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июля 2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ) плательщиком страховых взносов.

Согласно статье 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 года 167-ФЗ страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

В силу абзаца 2 статьи 1 и пункта 1 статьи 11 Закона № 27-ФЗ ответчик является страхователем и обязан представлять в Пенсионный фонд по месту регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета и сведения о страховом стаже - на основании приказов и иных документов по учету кадров.

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон от 01.04.1996 №27-ФЗ) страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

Страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения, указанные в данной статье (пункт 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ в редакции Федерального закона №339-ФЗ).

Страхователь представляет сведения о включаемых в страховой стаж периодах работы и (или) иной деятельности, которые приобретены всеми работающими у него застрахованными лицами до их регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, представляют указанные сведения в том же порядке.

Статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ установлено, что за непредставление

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2014 по делу n А19-14506/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также