Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2014 по делу n А19-11007/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 672000, Чита, ул. Ленина 100б, http://4aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Ег. Чита 10 декабря 2014 года Дело № А19-11007/2014 Резолютивная часть постановления объявлена 4 декабря 2014 года. Полный текст постановления изготовлен 10 декабря 2014 года. Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Ячменёва Г.Г., судей Желтоухова Е.В., Рылова Д.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Королёвой Д.С., в отсутствие в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Четвертом арбитражном апелляционном суде представителей лиц, участвующих в деле, при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Иркутской области: от ООО «Легион»: Гриньке Е.В., доверенность от 5 мая 2014 года; от Службы: Малых О.Е., доверенность от 11 июня 2014 года, с участием судьи Арбитражного суда Иркутской области, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Филатова Д.А., при ведении протокола совершения отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Гениатулиной Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу Службы потребительского рынка и лицензирования Иркутской области на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 сентября 2014 года по делу № А19-11007/2014 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Легион» (адрес места нахождения: г. Иркутск, ул. Мира, 2, офис 9; ОГРН 1043801433114, ИНН 3810036498) к Службе потребительского рынка и лицензирования Иркутской области (адрес места нахождения: г. Иркутск, ул. Сухэ-Батора, 18; ОГРН 1083808001144, ИНН 3808172278) о признании недействительным распоряжения от 29 апреля 2014 года № 163-ср о приостановлении действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, (суд первой инстанции: Чемезова Т.Ю.) и установил: Общество с ограниченной ответственностью «Легион» (далее – ООО «Легион», Общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Службе потребительского рынка и лицензирования Иркутской области (далее – Служба, лицензирующий орган) о признании недействительным распоряжения от 29 апреля 2014 года № 163-ср о приостановлении действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции № 38РПА0001974 от 25 апреля 2014 года. Решением Арбитражного суда Иркутской области от 22 сентября 2014 года заявленное Обществом требование удовлетворено, распоряжение Службы от 29 апреля 2014 года № 163-ср о приостановлении действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции № 38РПА0001974 от 25 апреля 2014 года признано недействительным как не соответствующее действующему законодательству. Не согласившись с решением суда первой инстанции, Служба обжаловала его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела. По мнению Службы, оспариваемое распоряжение соответствует положениям пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления алкогольной продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ). Заявитель апелляционной жалобы также отмечает, что суд необоснованно указал на непринятие лицензирующим органом мер к отмене оспариваемого распоряжения, поскольку вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Иркутской области от 20 июня 2014 года по делу № А19-7493/2014 Службе было отказано в аннулировании лицензии. По мнению Службы, из пункта 1 распоряжения от 29 апреля 2014 года № 163-ср следует, что действие лицензии приостанавливается до дня вступления в законную силу решения суда об аннулирования лицензии либо об отказе в ее аннулировании, то есть установлен временный срок действия названного распоряжения. Как указывает Служба, с 20 июля 2014 года (день вступления в законную силу судебного акта по делу № А19-7493/2014) пункт 1 распоряжения от 29 апреля 2014 года № 163-ср о приостановлении действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции утратил силу и уже не действовал, поэтому отсутствует нарушение прав и законных интересов Общества. Кроме того, лицензирующий орган обращает внимание на то, что суд первой инстанции вышел за пределы заявленного Обществом требования: распоряжение от 29 апреля 2014 года № 163-ср оспаривалось последним только в части приостановления действия лицензии, тогда как суд первой инстанции признал данный ненормативный акт недействительным полностью. В письменном отзыве на апелляционную жалобу ООО «Легион» выражает согласие с решением суда первой инстанции, просит оставить его без изменения. Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, дополнения к ней, отзыва на апелляционную жалобу, выслушав представителей Службы и ООО «Легион», изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 27 февраля 2014 года № 11113В/2014 ООО «Легион» зарегистрировано в качестве юридического лица 22 ноября 2004 года, ему присвоен основной государственный регистрационный номер 1043801433114 (т. 1, л.д. 10-17, 100-103). Общество имеет лицензию № 38РПА0001974 на осуществление розничной продажи алкогольной продукции в местах нахождения обособленных подразделений организации, расположенных по адресам: г. Иркутск, ул. Олега Кошевого, 61 (магазин), ул. Трактовая, 1 (магазин), ул. Березовая Роща, 64 б (магазин), ул. Белобородова, 8/4 (магазин), ул. Баумана, 233 А (бар), срок действия лицензии – до 17 января 2015 года (т. 1, л.д. 41-42, 60). На основании поступившего обращения гражданина Иванова П. (т. 1, л.д. 46) должностным лицом Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому Федеральному округу (далее – МРУ Росалкогольрегулирования) в отношении ООО «Легион» возбуждено дело об административном правонарушении и принято решение о проведении административного расследования, о чем 17 января 2014 года вынесено соответствующее определение № 6-01-11/04-42/8 (т. 1, л.д. 47-49). При проведении административного расследования произведен осмотр принадлежащих Обществу помещений, территорий и находящихся там вещей, расположенных по адресу: г. Иркутск, ул. Трактовая, 1 (склад № 31), в ходе которого обнаружена алкогольная продукция, маркированная федеральными специальными марками с признаками поддельности (визуальное определение, размытость микротекста, размытость границ отражающей полосы), а именно: 740 бутылок водки «Сибирская», производитель ООО «ЛВЗ Серебряно-Прудский», дата розлива – 21 января 2012 года, емкость 0,5 литров, маркированных федеральными специальными марками серии 016 588510613, 016 588510644. В ходе административного расследования были изъяты образцы алкогольной продукции в количестве 2 бутылок и переданы в ФБУ Сибирский РЦСЭ Минюста России для проведения экспертизы подлинности федеральных специальных марок. На оставшуюся алкогольную продукцию в количестве 738 бутылок наложен арест, о чем составлен протокол ареста товаров и иных вещей от 17 января 2014 года № 6-01-11/04-42/8 (т. 1, л.д. 57-59). Согласно заключению эксперта от 7 февраля 2014 года № 176/1-4 представленные на исследование федеральные специальные марки разряд 016, номера 588510613 и 588510644, нанесенные на бутылки с алкогольной продукцией (водка «Сибирская», крепость 40%, емкость 0,5 л., производитель ООО «ЛВЗ Серебряно-Прудский», дата розлива 21 января 2012 года), не имеют обязательных элементов защиты и не являются продукцией ФГУП «Госзнак» (т. 1, л.д. 67-75). По окончании административного расследования в отношении Общества составлен протокол № 6-01-11/04-42/8-ю об административном правонарушении от 13 марта 2014 года (т. 1, л.д. 73-76). Письмом № у6-3379/04от 16 апреля 2014 года МРУ Росалкогольрегулирования направило в Службу материалы проведенных в отношении Общества мероприятий. На основании материалов МРУ Росалкогольрегулирования об осуществлении розничной продажи алкогольной продукции без маркировки Служба распоряжением от 29 апреля 2014 года № 163-ср приостановила действие лицензии на розничную продажу алкогольной продукции № 38РПА0001974 до дня вступления в законную силу решения суда об аннулировании лицензии или об отказе в ее аннулировании (т. 1, л.д. 19-20). Этим же распоряжением оформлено решение лицензирующего органа о направлении в арбитражный суд заявления об аннулировании лицензии (пункт 2) и предусмотрены организационные мероприятия, направленные на реализацию принятых решений (пункт 3). Не согласившись с названным распоряжением в части приостановления действия лицензии, ООО «Легион» обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением. Суд апелляционной инстанции считает правильными по существу выводы суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленного Обществом требования, исходя из следующего. Согласно правовой позиции, выраженной в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2003 года № 17-П и от 23 мая 2013 года № 11-П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области. Аналогичные цели правового регулирования производства и оборота алкогольной продукции закреплены также в пункте 1 статьи 1 Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления алкогольной продукции» (далее – Закон № 171-ФЗ). Учитывая это, действующее законодательство предъявляет повышенные требования к обороту алкогольной продукции, включая ряд ограничений и запретов. Одним из таких ограничений является установленный пунктом 1 статьи 26 Закона № 171-ФЗ запрет на оборот алкогольной продукции без маркировки в соответствии со статьей 12 этого Закона, либо с маркировкой поддельными марками. Пунктом 2 статьи 12 Закона № 171-ФЗ предусмотрено, что алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, в обязательном порядке маркируется федеральными специальными марками. На основании пункта 3 статьи 12 Закона № 171-ФЗ федеральная специальная марка является документом государственной отчетности, удостоверяющим законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, осуществление контроля за уплатой налогов, а также является носителем информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета производства и оборота алкогольной продукции (далее – ЕГАИС). Следовательно, маркировка алкогольной продукции федеральными специальными марками (равно как и акцизными марками) выполняет следующие основные функции: удостоверение законности (легальности) производства и оборота алкогольной продукции на территории Российской Федерации и осуществление контроля за уплатой налогов (акцизов и т.д.) с алкогольной продукции. Кроме того, учитывая, что федеральная специальная марка, среди прочих сведений, должна содержать подтверждение соответствия алкогольной продукции установленным требованиям качества и безопасности (подпункт 8 пункта 3.1 статьи 12 Закона № 171-ФЗ), маркировка алкогольной продукции направлена на защиту здоровья потребителей такой продукции и обеспечение ее безопасности. С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что такая форма правового регулирования, как маркировка алкогольной продукции, способствует осуществлению государственного контроля в этой области общественных отношений, позволяет уполномоченным органам через ЕГАИС отслеживать объемы производства, поставок (закупок) алкогольной продукции от ее производителей и оптовых поставщиков до розничной сети, препятствуя нелегальному обороту данной продукции, то есть направлена как на защиту экономических интересов Российской Федерации, так и на обеспечение прав и законных интересов потребителей данной продукции. Особое значение маркировки как формы правового регулирования производства и оборота алкогольной продукции обусловило установление законодателем не только административной ответственности (статья 15.12 КоАП Российской Федерации), но и уголовной ответственности (статьи 171.1 и 327.1 Уголовного кодекса Российской Федерации) за нарушение законодательства о маркировке. При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что Федеральным законом от 21.12.2013 № 365-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с усилением уголовной и административной ответственности за нарушения в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» положения статей 171.1 и 327.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и статьи 15.12 КоАП Российской Федерации значительно изменились в сторону ужесточения ответственности за производство и оборот алкогольной продукции без маркировки или нанесения предусмотренной законодательством информации. Помимо негативных последствий в виде привлечения к административной или к уголовной ответственности, производство и оборот алкогольной продукции без маркировки в соответствии со статьей 12 Закона № 171-ФЗ либо с поддельными марками является основанием для применения еще одной меры публично-правового принуждения, а именно для аннулирования в судебном порядке соответствующей лицензии. На основании пункта 1 статьи 20 Закона № 171-ФЗ действие лицензии на производство и оборот алкогольной продукции приостанавливается решением лицензирующего органа на основании материалов, представленных органами, осуществляющими контроль и надзор за Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 09.12.2014 по делу n А19-12705/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|