Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2014 по делу n А19-3953/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияЧетвертый арбитражный апелляционный суд улица Ленина, дом 100б, Чита, 672000 http://4aas.arbitr.ru ПОСТАНОВЛЕНИЕ г. Чита Дело №А19-3953/2014 «24» ноября 2014 года Резолютивная часть постановления объявлена 11 ноября 2014 года Полный текст постановления изготовлен 24 ноября 2014 года Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи А.В. Гречаниченко, судей С.И. Юдина, Е.Н. Скажутиной, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Александровой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Иркутской области апелляционную жалобу ОАО «Каравай» на решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 августа 2014 года по делу №А19-3953/2014 по иску областного государственного казенного учреждения Центр занятости населения города Ангарска к открытому акционерному обществу «Каравай» о признании сделки недействительной (суд первой инстанции: судья Е.Ф. Капустенская), при участии в судебном заседании: от истца ОГКУ Центр занятости населения города Ангарска (ОГРН 1023800527805, ИНН 3801056868; 665821, Иркутская область, г. Ангарск, ул. Ворошилова, 65): не явился, извещен; от ответчика ОАО «Каравай» (ОГРН 1023800516079, ИНН 3801008303; 665824, Иркутская область, г. Ангарск, 251–й квартал, 1): представитель по доверенности от 18.03.2014 Скуратова Е.А.; установил: областное государственное казенное учреждение Центр занятости населения города Ангарска (далее - Центр занятости) обратилось в арбитражный суд с иском к открытому акционерному обществу «Каравай» (далее - ОАО «Каравай») о признании договора об организации общественных работ работников системообразующих и градообразующих предприятий, находящихся под угрозой увольнения, № 407/11/2 ОРД от 30.08.2011 недействительным. Решением Арбитражного суда Иркутской области от 28 августа 2014 года исковые требования удовлетворены: оспариваемый договор признан недействительным, с ОАО «Каравай» в пользу областного государственного казенного учреждения Центр занятости населения города Ангарска взыскано 4000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины ОАО «Каравай», не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой ссылается на соответствие оспариваемого договора положения Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Иркутской области на 2001 год, одной из задач которой является организация общественных работ в том числе работников, находящихся под угрозой увольнения. Стороны о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, истец в судебное заседание не явился. Представитель ответчика в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы. Руководствуясь частью 1 статьи 123, частью 3 статьи 156 и статьей 266 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенного истца. Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Изучив доводы апелляционной жалобы, материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам. Из материалов дела следует, что 30.08.2011 между Центром занятости и ОАО «Каравай» заключен договор № 407/11/2 ОРД об организации общественных работ работников системообразующих и градообразующих предприятий, находящихся под угрозой увольнения, предметом которого являлась организация и проведение общественных работ для работников системообразующих и градообразующих предприятий, находящихся под угрозой увольнения, на условиях частичного возмещения затрат на оплату труда участников общественных работ, в соответствии с Программой дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Иркутской области на 2011 год, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 10 февраля 2011 года №31-пп в части организации общественных работ работников системообразующих и градообразующих предприятий, находящихся под угрозой увольнения (далее – общественных работ), за счет субсидий федерального бюджета в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.12.2009 №1011 «О предоставлении в 2010 и 2011 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектам Российской федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации» и Постановлением Правительства Иркутской области от 21.03.2011 №73-пп «Об утверждении Порядка реализации мероприятий Программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Иркутской области на 2011 год». В соответствии с пунктом 2.2.1 договора, ответчик осуществляет организацию и проведение общественных работ на 110 рабочих мест для работников, находящихся под угрозой увольнения. Согласно пункту 2.1.2 договора, истец обеспечивает перечисление средств на частичное возмещение ответчику затрат на оплату труда участников общественных работ из расчета не более одного установленного законодательством Российской федерации минимального размера оплаты труда (4 611 руб.), увеличенного на страховые взносы в государственные внебюджетные фонды (34, 2 %) и районный коэффициент (20 %) за одного участника общественных работ в месяц. Средняя продолжительность участия работников в общественных работах составляет три месяца. В соответствии с пунктом 3.1 договора, цена договора составляет 2 294 157 руб. и не может превышать лимиты бюджетных обязательств, выделенных Центру на организацию общественных работ работников системообразующих и градообразующих предприятий, находящихся под угрозой увольнения. Согласно акту №1 сдачи-приемки выполненных работ по договору (л.д. 20) за период с 30.08.2011 по 25.12.2011 по договору №407/11/2 ОРД от 30.08.2011, ответчик реализовал программу в следующих объемах: создано 110 единиц временных рабочих мест для трудоустройства 110 работников организации, в том числе по специальностям (профессиям): подсобный рабочий – 68 чел.; техник – 42 чел. Ответчик обеспечивал выплату заработной платы участникам общественных работ, а истец обеспечивал перечисление средств на частичное возмещение ответчику затрат на заработную плату за 3 месяца на сумму 2 294 157 руб. 29 декабря 2012 года Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Иркутской области проведена проверка в Центре занятости использования средств, полученных в 2011 году из областного бюджета, источником финансового обеспечения которых является субсидия, выделенная из федерального бюджета на реализацию дополнительных мероприятий по снижению напряженности на рынке труда Иркутской области в части организации общественных работ, временного трудоустройства работников системообразующих и градообразующих предприятий, находящихся под угрозой увольнения, а также признанных в установленном порядке безработных граждан и граждан, ищущих работу, проживающих в монопрофильных населенных пунктах с напряженной ситуацией на рынке труда. По результатам проверки вынесено представление о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса №34-02-185/5397, в соответствии с которым установлено следующее нарушение: заключены договоры с работодателями «Об организации общественных работ работников системообразующих и градообразующих предприятий, находящихся по угрозой увольнения», не предусматривающие участие в общественных работах безработных граждан и граждан, находящихся в поисках подходящей работы, и возмещены им затраты по оплате труда работников – участников общественных работ, не являющихся безработными или находящимися в поисках работы» в нарушение пунктов 1 , 2 ст. 24 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» и п. 2 Положения об организации общественных работ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.1997 № 875. Предписанием территориального управления финансово-бюджетного надзора в Иркутской области от 29.12.2012 №34-02-185/5396 по устранению выявленных нарушений предписано «принять меры по возмещению незаконно выплаченных сумм в доход бюджета в соответствии с действующими нормативными правовыми актами, предусматривающими возмещение ущерба и в соответствии с пунктом 53 Порядка реализации мероприятий программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Иркутской области на 2011 год, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 21.03.2011 г. №73-пп. Меры осуществляются как в добровольном, так и в судебном порядке». Центр занятости обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным представления ТУ ФСФБН по Иркутской области от 29.12.2012 №81 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса и предписания от 29.12.2012 №20 по устранению выявленных нарушений. Решением Арбитражного суда Иркутской области от 31 июля 2013 года по делу №А19-5440/2013, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции, в удовлетворении требований Центра занятости отказано. Изложенное явилось основанием для обращения Центра занятости в арбитражный суд с иском о признании недействительным договора, заключенного с ОАО «Каравай», от 30.08.2011 № 407/11/2 ОРД об организации общественных работ работников системообразующих и градообразующих предприятий, находящихся под угрозой увольнения. Суд первой инстанции указал на ничтожность оспариваемого договора, как заключенного с нарушением норм пунктов 1,2 статьи 24 Закона РФ от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее – Закон о занятости населения), пункта 2 Положения об организации общественных работ, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 1997 года № 875 (далее – Положение №875) Согласно пункту 1 статьи 24 Закона о занятости органы службы занятости организуют в целях обеспечения временной занятости населения проведение оплачиваемых общественных работ. Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу. К общественным работам не относится деятельность, связанная с необходимостью срочной ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций и требующая специальной подготовки работников, а также их квалифицированных и ответственных действий в кратчайшие сроки. Аналогичное понятие общественных работ содержится в Положении № 875. В соответствии с пунктом 2 статьи 24 Закона о занятости право на участие в общественных работах имеют граждане, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, безработные граждане. Преимущественным правом на участие в общественных работах пользуются безработные граждане, не получающие пособия по безработице, безработные граждане, состоящие на учете в органах службы занятости свыше шести месяцев. С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор. Срочный трудовой договор об участии гражданина в общественных работах может быть расторгнут им досрочно при устройстве на постоянную или временную работу. Таким образом, в силу прямого указания закона правом на участие в общественных работах обладают граждане, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, безработные граждане. При этом с такими лицами должен быть заключен срочный договор на участие в общественных работах. В то же время согласно статье 2 Закона о занятости занятыми считаются граждане, работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4 данного Закона). Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя (пункт 1 статьи 3 Закона о занятости). В соответствии с пунктом 8 Положения № 875 органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления по предложению и при участии органов службы занятости ежегодно принимают решения об организации общественных работ и определяют объемы и виды общественных работ, исходя из необходимости развития социальной инфраструктуры конкретной территории с учетом количества и состава незанятого населения, проводят работу по информированию незанятого населения о порядке организации общественных работ и условиях участия в этих работах. Исходя из системного толковании приведенных норм суд приходит к выводу, что правом на участие в общественных работах обладают только зарегистрированные в органах службы занятости граждане, находящиеся в поисках работы, безработные. В рассматриваемом случае Центром занятости был заключен договор на организацию общественных работ, а не на организацию временных работ. Вместе с тем, работники, находящиеся под угрозой увольнения и зарегистрированные в Центре занятости в целях поиска подходящей работы, являются занятыми гражданами и участвовать в общественных работах не могут. К участию в работах фактически были привлечены лишь штатные сотрудники ответчика, не являющиеся безработными гражданами, не зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы. Изложенное соответствует и обстоятельствам, установленным судом при рассмотрении дела № А19-5440/2013 (о признании недействительным представления ТУ ФСФБН по Иркутской области от 29.12.2012 №81 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса и предписания от 29.12.2012 №20 по устранению выявленных нарушений). Таким образом, спорный договор, исходя из его предмета, заключен в нарушение пунктов 1, 2 статьи 24 Закона о занятости и пункта 2 Положения № 875 с работодателем об организации общественных работ работников системообразующих и градообразующих предприятий, находящихся под угрозой увольнения, не предусматривающих участие в общественных Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2014 по делу n А19-6769/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|