Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2008 по делу n А19-13765/07-41. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, г. Чита, ул. Ленина, 100 "б"

Именем Российской Федерации

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Чита                                                                                                        Дело №А19-13765/07-41

"21" января  2008 года                                                                                                       -04АП-4952/2007

Резолютивная часть постановления объявлена     17 января 2008 года.

Полный текст постановления изготовлен      21 января 2008 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Доржиева Э.П.,

судей: Григорьевой И.Ю., Желтоухова Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Черкашиной С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу   ответчика по делу ИФНС России по Правобережному округу г.Иркутска 

(наименование лица, подавшего апелляционную жалобу и его процессуальное положение)

на Решение Арбитражного суда Иркутской области от 18 октября 2007г. по делу №А19-13765/07-41, по заявлению ООО "Алко-Маркет" к ИФНС России по Правобережному округу г.Иркутска о признании незаконным решения налогового органа, принятое судьей Н.В. Деревягиной

 (фамилии, инициалы судей, принявших решение)

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не явился, извещен;

от ответчика: не явился, извещен;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Алко-Маркет» обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Инспекции ФНС России по Правобережному округу г.Иркутска о признании незаконным Решения от 03.08.2007г. №5056 «Об отказе в привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения».

Решением от 18.10.2007г. суд удовлетворил заявленные требования, в обоснование указав, что налоговым органом не представлено доказательств направления налогоплательщику требования о представлении документов для проведения камеральной проверки. Инспекцией также была нарушена процедура рассмотрения материалов налоговой проверки.

Не согласившись с указанным решением, ИФНС России по Правобережному округу г.Иркутска обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Считают, что неполучение корреспонденции, отправленной в адрес ООО "АЛКО-Маркет" и его руководителя, носят намеренный характер, что не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки.

 

Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом. Ходатайствует о рассмотрении апелляционной жалобы без участия их представителя.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом. Ходатайствует о рассмотрении апелляционной жалобы без участия их представителя.

Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

ООО «Алко-Маркет» представило в Инспекцию ФНС России по Правобережному округу г.Иркутска налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за январь 2007 года, в которой налогоплательщик отразил налог с реализации - 3279756 руб. 00 коп., налоговые вычеты - 3417584 руб. 00 коп., и исчислил налог к возмещению из бюджета в размере 137828 руб. 00 коп.

По результатам камеральной проверки представленной декларации налоговым органом принято решение от 03.08.2007г. №5056, которым заявителю предложено уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость в сумме 3279756 руб. 00 коп., начислены пени в размере 185586 руб. 48 коп.

Основанием для доначисления НДС и пени послужило не представление обществом по требованию инспекции документов, подтверждающих обоснованность заявленных налоговых вычетов.

Не согласившись с указанным решением, общество обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным.

В соответствии с п.п.1, 2 ст. 171 Налогового кодекса РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога на добавленную стоимость, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса, на суммы налоговых вычетов, которым подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, а также приобретаемых для перепродажи.

Согласно п.1 ст. 172 Налогового кодекса РФ, налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6 - 8 статьи 171 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст.88 Налогового кодекса РФ при проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

В п.8 данной статьи указано, что при подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с настоящим Кодексом.

Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 настоящего Кодекса правомерность применения налоговых вычетов.

Согласно п.1 ст.93 указанной статьи, в редакции Федерального закона от 27.07.2006г. №137-Ф3, должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов.

Таким образом, согласно названым нормам закона налогоплательщик не обязан вместе с налоговой декларацией представлять в налоговый орган документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых вычетов.

Вместе с тем, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие обоснованность заявленных налоговых вычетов, для чего необходимо вручить проверяемому лицу соответствующее требование.

Инспекция ссылается на факт направления налогоплательщику требования от 14.03.2007г. №04-36/22481 о представлении документов для проведения спорной камеральной проверки.

Как следует из отзыва инспекции от 11.10.2007г., а также оспариваемого решения, ни уведомление почтового органа, ни конверт с названным требованием, направленным по юридическому адресу заявителя: г.Иркутск, ул.Цесовская Набережная,2 , в налоговый орган не вернулись. Конверт с требованием, направленным в адрес руководителя общества, возвращен с отметкой «по истечении срока хранения».

Таким образом, доказательств вручения налогоплательщику требования о представлении документов не имеется.

В силу п.5 ст.88 Налогового кодекса РФ, лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Кодекса.

При этом, согласно п.5 ст. 100 Налогового кодекса РФ Акт налоговой проверки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).

В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка, или его представитель уклоняются от получения акта налоговой проверки, этот факт отражается в акте налоговой проверки, и акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправки заказного письма.

Конверт с актом спорной налоговой проверки от 29.05.2007г. №2055 возвращен налоговому органу с отметкой «не значится».

В соответствии с требованиями ст. 101 Налогового кодекса РФ, акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 настоящего Кодекса. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

При этом, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.

   Из уведомления от 29.05.2007г. №4817 о рассмотрении материалов спорной камеральной проверки усматривается, что данный документ по юридическому адресу организации не направлялся, а был направлен инспекцией лишь в адрес руководителя ООО «Алко-Маркет» (конверт возвращен с отметкой «по истечении срока хранения»), что нельзя признать надлежащим извещением лица, в отношении которого проводится проверка.

Доказательств получения акта камеральной налоговой проверки и уведомления о времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки налогоплательщиком не имеется.

Учитывая, что общество не получало требование о представление документов, акт проверки и уведомление о времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки, оно было лишено возможности представить в налоговый орган документы, подтверждающие обоснованность заявленных налоговых вычетов по НДС.

В силу п. 14 ст. 101 Налогового кодекса РФ, несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Принимая во внимание, что налоговый орган, при проведении камеральной проверки декларации ООО «Алко-Маркет» за январь 2007 года, не обеспечил возможность налогоплательщика участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки, представлять свои объяснения и возражения,  суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что инспекцией были допущены существенные    нарушения предусмотренной законом процедуры, что привело к вынесению неправомерного решения.

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 12.07.2006 N 267-О установил, что часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предполагает, что налогоплательщик вправе представить, а арбитражные суды обязаны исследовать документы, которые являются основанием получения налогового вычета, независимо от того, были ли эти документы истребованы и исследованы налоговым органом при решении вопроса о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности и предоставлении налогового вычета.

Налогоплательщиком в суд первой инстанции были представлены документы, подтверждающие обоснованность заявленных налоговых вычетов.

Суд предлагал налоговому органу определением от 20.12.2007г. ознакомиться с представленными документами, указать подтверждаются ли данными документами заявленные вычеты.

Со стороны налогового органа никаких возражений не поступало. В отзыве инспекция указала, что представленные в судебное заседание документы представлялись вместе с уточненной декларацией и подтверждают заявленные вычеты.

Суд полагает, что представленные налогоплательщиком документы подтверждают обоснованность заявленных налоговых вычетов по НДС.

При таких обстоятельствах у налогового органа отсутствовали основания для доначисления НДС и соответствующей суммы пени.

Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.

Руководствуясь статьей 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

1.Решение Арбитражного суда Иркутской области от 18.10.2007г., принятое по делу №А19-13765/07-41, оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции ФНС России по Правобережному округу г.Иркутска без удовлетворения.

2.Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.

 

 

Председательствующий                                                              Э.П. Доржиев

 

Судьи                                                                                                           И.Ю. Григорьева

                                   

                                                                                                          Е.В. Желтоухов  

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20.01.2008 по делу n А78-2727/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также