Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2014 по делу n А19-19474/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

Четвертый арбитражный апелляционный суд

улица Ленина, дом 100б, Чита, 672000

http://4aas.arbitr.ru

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Чита                                                                                                 Дело № А19-19474/2013

«12» ноября  2014 года

Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2014 года

Полный текст постановления изготовлен 12 ноября 2014 года

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи А.В. Гречаниченко,

судей С.И. Юдина, Е.Н. Скажутиной,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Александровой Т.В.,  рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации Киренского муниципального района на решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 мая 2014 года по делу № А19-19474/2013 по иску Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области к администрации Киренского муниципального района об обязании передать объект недвижимости (суд первой инстанции: судья  Г.Н. Грибещенко),

при участии в судебном заседании:

от истца Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (ОГРН 1103850013772; 664025 Иркутская область, г. Иркутск, ул. Российская, 17): не явился, извещен;

от ответчика администрации Киренского муниципального района (ОГРН 1023802600470; 666703, ул. Красноармейская, 5, г.Киренск, Иркутская область): не явился, извещен;

от третьего лица Восточно-Сибирского Линейного Управления МВД России на транспорте: представитель по доверенности от 10.01.2014 Немкин В.А.;

установил:

Российская Федерация в лице Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области (далее - истец, Управление) обратилась в арбитражный суд с исковыми требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к администрации Киренского муниципального района (далее - ответчик, Администрация) об обязании передать из муниципальной собственности в федеральную собственность объект недвижимого имущества - нежилые помещения, номера на поэтажном плане №35, площадью 31.6 кв.м.; №38, площадью 26,4 кв.м.; №39, площадью 18.3 кв.м.; №40, площадью 28.2 кв.м. в соответствии с техническим паспортом на здание от 30.05.2011, выполненным ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», расположенные на втором этаже нежилого двухэтажного здания по адресу: Иркутская область, г. Киренск, микрорайон Центральный, ул. Ленрабочих, 36А, общей площадью 104,5 кв.м.

К участию в деле в качестве третьего  лица, не заявляющего  самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Восточно-Сибирское Линейное Управление МВД России на транспорте (далее - третье лицо).

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 20 мая 2014 года исковые требования удовлетворены.

Администрация, не согласившись с решением суда, обжаловала его в апелляционном порядке. Указывает на непредставление истцом доказательств направления органом местного самоуправления предложения о передаче спорного имущества в собственность РФ уполномоченному федеральному органу власти; на отсутствие волеизъявления органов местного самоуправления передачу имущества; на то, что индивидуально не определен недвижимой объект.

Стороны о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, истец и ответчик в судебное заседание не явились.

Представитель третьего лица в судебном заседании поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу.

Руководствуясь частью 1 статьи 123,  частью  3 статьи 156 и статьей 266 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных истца и ответчика.

Определение от 7 октября 2014 года об отложении судебного заседания по настоящему делу принято составом судей: Скажутина Е.Н., Капустина Л.В., Юдин С.И. (судья Скажутина Е.Н. действовала в порядке взаимозаменяемости на основании части 5 статьи 18 АПК РФ вместо судьи Гречаниченко А.В., в производство которой распределено дело).

В порядке пункта 2 части 3 статьи 18 АПК РФ определением председателя первого судебного состава Четвертого арбитражного апелляционного суда от 5 ноября 2014 года в составе судей, рассматривающих настоящее дело, судья Капустина Л.В. заменена на судью Скажутину Е.Н.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив доводы апелляционной жалобы, материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

Из материалов дела следует, что 01.01.2011 Администрация Киренского муниципального района (ссудодатель) и Восточно-Сибирское Линейное управление внутренних дел на транспорте МВД РФ (ссудополучатель) заключили договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом, по условиям которого, ссудодатель предоставляет ссудополучателю в безвозмездное пользование сроком на 7 лет помещение на втором этаже в здании по адресу: г.Киренск, ул. Ленрабочих, 36, площадью 144,46 кв.м., с условием оплаты всех расходов по эксплуатации помещения, с заключением договоров с поставщиками услуг (раздел 1 договора).

Актом приема-передачи имущества от 01.01.2011 ссудодатель передал, а ссудополучатель принял объект в безвозмездное пользование.

Письмами №10/4880 от 02.09.2011, №10/4404 от 25.07.2012, №10/5129 от 03.09.2012 ссудополучатель просил ссудодателя рассмотреть вопрос о передаче спорных помещений из муниципальной в федеральную собственность.

Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области письмом №СС-7/296 от 16.01.2013 обратилось в Администрацию Киренского муниципального района с просьбой рассмотреть вопрос о передаче в федеральную собственность спорного объекта недвижимого имущества, используемого Восточно-Сибирским ЛУ МВД России на транспорте и находящегося в муниципальной собственности.

Администрация Киренского муниципального района письмами №09/3093 от 25.09.2012, №09/3598 от 22.10.2012, №09/0315 от 29.01.2013 отказала в передаче муниципального имущества в федеральную собственность, поскольку указанный объект недвижимости является собственностью муниципального образования Киренский район и включен в реестр муниципального имущества с регистрацией права собственности, может быть использован для решения вопросов местного значения и получения собственных доходов в бюджет, в виде арендной платы за использование муниципального имущества; полагает необходимым наличие волеизъявления собственника на такую передачу.

Таким образом, установлено, что спорное имущество, находящееся в муниципальной собственности, передано в безвозмездное пользование третьему лицу по настоящему делу - Восточно-Сибирскому Линейному управлению внутренних дел на транспорте МВД РФ. Фактическое использование имущества органами внутренних дел ответчик не оспаривает.

Согласно ч.1 ст.4, ч.2 ст.48 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «о полиции» (далее – Закон о полиции) полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции являются федеральной собственностью. Земельные участки находятся в постоянном (бессрочном) пользовании, а имущество - в оперативном управлении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (часть 2 статьи 48 Закона о полиции).

В соответствии с частью 9 статьи 54 Закона о полиции используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, необходимые для обеспечения деятельности полиции, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, передаются в федеральную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

До возникновения права федеральной собственности на передаваемое в соответствии с частью 10 настоящей статьи имущество федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориальные органы, подразделения полиции, организации, входящие в систему указанного федерального органа, за которыми закрепляется указанное имущество, вправе безвозмездно использовать такое имущество для осуществления полномочий по предметам ведения Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе отчуждать, передавать в аренду и обременять иным способом указанное имущество.

Порядок передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления регламентируется частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Федеральный закон №122-ФЗ).

Согласно указанной норме находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае, если нахождение указанного имущества в муниципальной собственности не допускается, в том числе в результате названного разграничения полномочий.

С принятием Закона о полиции ранее принадлежавшие органам местного самоуправления полномочия по финансированию, наделению имуществом, материальному обеспечению сотрудников милиции переданы на уровень Российской Федерации и являются в настоящее время ее бюджетными обязательствами. Имущество, используемое подразделениями органов внутренних дел с учетом перераспределения полномочий, в силу вышеизложенных норм, признается собственностью Российской Федерации, поскольку призвано служить реализации ее функций и задач в сфере правопорядка, внутренней безопасности и служит достижению целей, поставленных перед органами государственной власти Российской Федерации.

Согласно части 11 статьи 154 Федерального закона № 122-ФЗ и пункту 2 Постановления Правительства РФ от 13.06.2006 N 374 решения о передаче имущества из муниципальной собственности субъектов Российской Федерации в федеральную собственность являются основаниями возникновения права собственности Российской Федерации на имущество, передаваемое муниципальным образованием.

Таким образом, учитывая, что полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, используемое ею имущество подлежит передаче в федеральную собственность в порядке, предусмотренном частью 11 статьи 154 Федерального закона № 122-ФЗ и пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 13.06.2006 N 374.

В случае неисполнения муниципальным образованием обязанности по передаче используемых полицией помещений в федеральную собственность нарушенное право Российской Федерации может быть защищено в порядке искового производства или посредством обращения в арбитражный суд с заявлением по правилам главы 24 АПК РФ.

В обоснование своей позиции ответчиком указано (в том числе в апелляционной жалобе), что подлежащий передаче объект недвижимости не индивидуализирован.

Названный довод заявлялся ответчиком в суде первой инстанции и обоснованно отклонен в обжалуемом решении. Так, оснований полагать отсутствующими индивидуализирующие признаки объекта не имеется. Согласно данным технического паспорта на здание, по состоянию на 30.05.2011, составленного ФГУП «Ростехинвентаризация», третье лицо фактически занимает помещения №35 площадью 31,6кв.м., №38 площадью 26,4 кв.м., №39 площадью 18,3кв.м., №40 площадью 28,2 кв.м., общая площадь 104,5 кв.м. Кроме того, в предмете договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 01.01.2011 указаны следующие признаки объекта: помещение, расположенное на втором этаже, здания в деревянном исполнении по адресу: Иркутская область, г.Киренск, ул.Ленрабочих, д.36, площадью 144,46 кв.м., из которых 39,96 кв.м. составляют места общего пользования, согласно поэтажного плана, обозначенного в техническом паспорте объекта, инвентарный номер 38:09:011506:8:4 от 18.07.2011. Названные характеристики признаны ответчиком в качестве индивидуализирующих объект в письме ответчика от 21.04.2014 №09/1669.

Судом установлено, что спорный объект недвижимого имущества используется третьим лицом для обеспечения публичных функций и в силу ч.11 ст.154 Федерального закона №122-ФЗ подлежит передаче в федеральную собственность, учитывая неоднократные обращения третьего лица и отсутствия соответствующего решения о передаче имущества в федеральную собственность, либо отказа в передаче имущества, основанного на законе. Соответственно, исковые требования удовлетворены обоснованно.

Выводы суда согласуются с позицией и разъяснениями Конституционного Суда Российской Федерации (определение от 07.02.2012 № 234-О-Р, определение от 04.12.2007 N 828-О-П).

Доводы апелляционной жалобы рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклоняются по изложенным основаниям как не влияющие на законность и обоснованность определения суда по настоящему делу.

Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого решения, судом не допущено.

При изложенных обстоятельствах у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемого решения.

Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 мая 2014 года по делу №А19-19474/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.

Председательствующий судья                                                      А.В. Гречаниченко

Судьи                                                                                               С.И. Юдин

Е.Н. Скажутина

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2014 по делу n А19-15951/2013. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также