Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2014 по делу n А19-9909/08-62. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворенияЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 672000, Чита, ул. Ленина 100б, http://4aas.arbitr.ru П О С Т А Н О В Л Е Н И Е г. Чита Дело № А19-9909/08-62 Дело № А58-4148/2014 6 ноября 2014 года Резолютивная часть постановления объявлена 6 ноября 2014 года. Полный текст постановления изготовлен 6 ноября 2014 года. Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Виляка О.И., судей Ячменёва Г.Г., Сидоренко В.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Королёвой Д.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества Акционерная компания «Якутскэнерго» на определение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 28 августа 2014 года о прекращении производства по делу № А58-4148/2014 по заявлению Открытого акционерного общества Акционерная компания «Якутскэнерго» в лице филиала Западные электрические сети (ОГРН 1021401047260, ИНН 1435028701; адрес места нахождения: г. Якутск, ул. Федора Попова, 14) к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Саха (Якутия) (ОГРН 1041402129031, ИНН 1435154181; адрес места нахождения: г. Якутск, ул. Кальвица, 16, 2) о признании незаконным и отмене постановления № 7/91 от 30 июня 2014 года о назначении административного наказания, (суд первой инстанции: Евсеева Е.А.) в отсутствие в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, и установил: Открытое акционерное общество Акционерная компания «Якутскэнерго» в лице филиала Западные электрические сети (далее – ОАО АК «Якутскэнерго», Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Саха (Якутия) (далее – орган пожарного надзора, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления № 7/91 от 30 июня 2014 года о назначении административного наказания. Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 28 августа 2014 года (с учетом определения об исправлении опечатки от 9 октября 2014 года) производство по делу прекращено. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде. Не согласившись с определением суда первой инстанции, ОАО АК «Якутскэнерго» обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене определения суда первой инстанции, ссылаясь на то, что спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде, поскольку он является гарантирующим поставщиком электрической энергии через линии электропередачи, проходящих в основном через леса. По мнению ОАО АК «Якутскэнерго», эксплуатация таких линий электропередачи с соблюдением правил противопожарной безопасности связана с осуществлением им предпринимательской и иной экономической деятельности. Письменный отзыв на апелляционную жалобу органом пожарного надзора не представлен. Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК Российской Федерации, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, что подтверждается отчетами от 24 октября 2014 года об отправке служебной информации по каналу факсимильной связи и электронной почтой, а также отчетом о публикации 24 октября 2014 года на официальном сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в сети Интернет (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако своих представителей в судебное заседание не направили, что не является препятствием для рассмотрения дела по существу. При этом ОАО АК «Якутскэнерго» заявлено ходатайство от 5 ноября 2014 года № 10/4376 о рассмотрении апелляционной жалобы без участия его представителя. Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК Российской Федерации, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам. Как следует из материалов дела, ОАО АК «Якутскэнерго» зарегистрировано в качестве юридического лица, ему присвоен основной государственный регистрационный номер 1021401047260 (л.д. 77-117). В ходе проведенной 27 мая 2014 года прокуратурой Вилюйского района Республики Саха (Якутия) проверки выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: на территории муниципального образования «Екюндюнский наслег» в местности «Хомустаах» обнаружен лесной пожар общей площадью 4,0 га в наземной зоне в квартале 134 выделе 104, удаленностью от с. Екюндю 10 км. Проверкой установлено, что лесной пожар возник на участке высоковольтной электролинии 35 кВ по маршруту «Вилюйск-Хампа» от опоры № 294 до опоры № 295. На указанном участке установлена временная опора из жердей, которая удерживала высоковольтную линию электропередачи между пролетами от опоры № 294 до опоры № 295. В результате того, что удерживающая опора сломалась, линия электропередачи провисла и соприкоснулась с древесиной, в результате чего произошло возгорание, что является нарушением части 4 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктов 34 и 35 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417 Выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности послужили поводом для возбуждения в отношении Общества дела об административном правонарушении. Постановлением № 7/91 от 30 июня 2014 года о назначении административного наказания ОАО АК «Якутскэнерго» привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 8.32 КоАП Российской Федерации в виде штрафа в размере 700 000 рублей (л.д. 8-11). Считая указанное постановление административного органа незаконным, Общество обжаловало его в Арбитражном суде Республики Саха (Якутия). Суд апелляционной инстанции находит правильными выводы суда первой инстанции о том, что настоящее дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, исходя из следующего. Согласно части 3 статьи 30.1 КоАП Российской Федерации постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. В свою очередь, в соответствии с частью 2 статьи 207 АПК Российской Федерации производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности. Кроме того, на основании части 1 статьи 27 АПК Российской Федерации арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности. В силу пункта 3 части 1 статьи 29 АПК Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда. Как следует из совокупности приведенных норм КоАП Российской Федерации и АПК Российской Федерации, арбитражному суду подведомственны жалобы (заявления) на те постановления по делам об административных правонарушениях, которые допущены организациями и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности. Таким образом, часть 3 статьи 30.1 КоАП Российской Федерации не предполагает возможности рассмотрения арбитражным судом дела об оспаривании решения административного органа о привлечении юридического лица или лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, к административной ответственности, если совершенное этим лицом административное правонарушение не связано с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2006 года № 262-О). Частью 4 статьи 170 АПК Российской Федерации предусмотрено, что в мотивировочной части решения арбитражного суда могут содержаться ссылки на постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и сохранившие силу постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики, а также на постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации и сохранившие силу постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Следовательно, при принятии решений (постановлений) необходимо руководствоваться сформированными Верховным Судом Российской Федерации и Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации правовыми позициями. В пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (в редакции постановления Пленума от 19 декабря 2013 года № 40) указано, что постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, вынесенное органом (должностным лицом), уполномоченным рассматривать дела об административных правонарушениях, или арбитражным судом, согласно части 3 статьи 30.1 КоАП Российской Федерации может быть обжаловано в арбитражный суд в соответствии с АПК Российской Федерации и статьями 10, 26, 36 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации». При этом необходимо учитывать, что жалобы указанных лиц на постановление о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в части 3 статьи 30.1 КоАП Российской Федерации и пункте 3 части 1 статьи 29 АПК Российской Федерации, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением указанными лицами предпринимательской и иной экономической деятельности. Например, когда объективная сторона совершенного ими административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в области охраны окружающей среды и природопользования, безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда. Суд первой инстанции при принятии обжалуемого определения руководствовался именно приведенной выше правовой позицией. Относительно доводов заявителя апелляционной жалобы о том, что арбитражный суд обязан был руководствоваться разъяснениями, данными Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 января 2003 года № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», суд апелляционной инстанции отмечает следующее. В пункте 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27 января 2003 года № 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что решения административных органов о привлечении к административной ответственности могут быть обжалованы в арбитражный суд в случае, если юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем совершено административное правонарушение, связанное с осуществлением им предпринимательской и иной экономической деятельности. Из этой правовой позиции следует, что арбитражному суду подведомственны дела по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, вынесенные в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если совершенные ими административные правонарушения непосредственно связаны с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельностью. Напротив, дела по жалобам на постановления об административных правонарушениях, вынесенные в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если совершенные ими административные правонарушения не связаны с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, подведомственны суду общей юрисдикции. Примеры административных правонарушений, хотя и совершенных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, но не связанных с осуществлением ими и именно предпринимательской или иной экономической деятельности, приведены в пункте 33 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (в редакции постановления Пленума от 19 декабря 2013 года № 40). При этом суд апелляционной инстанции не усматривает каких-либо противоречий между названными правовыми позициями Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. Статья 8.32 включена в главу 8 «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» КоАП Российской Федерации. Частью 4 этой статьи установлена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека. Анализ взаимосвязанных положений статей 53 и 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации, Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417, позволяет суду апелляционной инстанции сделать вывод о том, что правовая норма, предусматривающая состав указанного административного правонарушения, имеет объектом посягательства общественные отношения в области охраны окружающей Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2014 по делу n А78-168/2014. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|