Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2007 по делу n А58-2477/2005. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина 100 «б»

www.4aas.arbitr.ru

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Чита                                                                                                        Дело №А58-2477/2005

04АП-4218/2007

«16» октября 2007 г.

Резолютивная часть постановления вынесена 11 октября 2007 года

Полный текст постановления изготовлен 16 октября 2007 года

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Д. Н. Рылова,

судей Е. В. Желтоухова, Э. П. Доржиева,

при ведении протокола судебного заседания судьей Рыловым Д. Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Алданскому улусу Республики Саха (Якутия) на не вступившее в законную силу Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 13 июля 2007 года по делу № А58-2477/2005 по заявлению Муниципального унитарного предприятия «Алданские пассажирские перевозки» к Инспекции Федеральной налоговой службы по Алданскому улусу Республики Саха (Якутия) о признании частично недействительным Решения № 322952 от 17.05.2005 г. и по встречному заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по Алданскому улусу Республики Саха (Якутия) к Муниципальному унитарному предприятию «Алданские пассажирские перевозки» о взыскании 293429 руб. 60 коп.

(суд первой инстанции судья Бадлуева Е. Б.)

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не явился;

от заинтересованного лица: не явился;

установил:

Муниципальное унитарное предприятие «Алданские пассажирские перевозки» (далее МУП «Алданские пассажирские перевозки») обратилось в суд с заявлением, уточненным в соответствии со ст. 49 АПК РФ, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Алданскому улусу Республики Саха (Якутия) (далее налоговый орган) о признании недействительным Решения № 322952 от 17.05.2005 г. в части начисления налога на добавленную стоимость в сумме 336017 руб., пени в сумме 66060 руб. 80 коп., а так же налоговых санкций по п. 1 ст. 122 НК РФ по налогу на добавленную стоимость в размере 67203 руб. 40 коп.

Инспекция Федеральной налоговой службы по Алданскому улусу Республики Саха (Якутия) обратилась в суд с встречным заявлением к Муниципальному унитарному предприятию «Алданские пассажирские перевозки» о взыскании штрафных санкций по п. 1 ст. 122 НК РФ в сумме 293429 руб. 60 коп.

Решением суда первой инстанции от 13.07.2007 г. уточненные требования МУП «Алданские пассажирские перевозки» удовлетворены в полном объеме.

Встречные требования налогового органа удовлетворены частично, с МУП «Алданские пассажирские перевозки» взысканы штрафные санкции в размере 75000 руб.

Как следует из решения, суда первой инстанции, основанием для удовлетворения требований заявителя послужил вывод суда, что получаемые МУП «Алданские пассажирские перевозки» из бюджета денежные суммы обоснованно не включены в базу по НДС, поскольку они не являются доходом, а направлены на компенсацию расходов по перевозке пассажиров пользующихся правом льготного проезда.

Не согласившись с решением суда первой инстанции налоговый орган обжаловал его в апелляционном порядке.

В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта, в части признании недействительным Решения № 322952 от 17.05.2005 г. в части начисления налога на добавленную стоимость в сумме 336017 руб., пени в сумме 66060 руб. 80 коп., а так же налоговых санкций по п. 1 ст. 122 НК РФ по налогу на добавленную стоимость в размере 67203 руб. 40 коп., поскольку предприятие не приобретало, каких либо товаров, для оплаты которых ему были необходимы целевые бюджетные средства, а наоборот, само оказывало услуги. Поэтому получаемые из бюджета средства представляют собой часть выручки за оказанные услуги.

МУП «Алданские пассажирские перевозки» в отзыве на апелляционную жалобу с указанными в ней доводами не согласилось, указав на законность и обоснованность решения суда первой инстанции.

О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ. Заявитель и заинтересованное лицо своих представителей в судебное заседание не направили. В соответствии с п. 2 ст. 200, п. 3 ст. 205, п. 2 ст. 210, п. 2 ст. 215 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, изучив представленные материалы, пришел к следующим выводам.

Налоговый орган провел выездную налоговую проверку МУП «Алданские пассажирские перевозки» по вопросам соблюдения налогового законодательства за период с 29.04.2002 г. по 01.12.2004 г.

По результатам проверки составлен Акт № 306118 от 26.04.2005 г., согласно которому МУП «Алданские пассажирские перевозки» неуплачен НДС  в сумме 1789745 руб. 99 коп. и ЕСН в сумме 8381 руб. 99 коп. в результате занижения налоговой базы

На основании Акта проверки руководителем налогового органа принято Решение от 17.05.2005 г. № 322952, в соответствии с которым МУП «Алданские пассажирские перевозки» привлечено к налоговой ответственности, в том числе, по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа за неполную уплату НДС в сумме 293429 руб. 60 коп., ЕСН в сумме 888 руб. Заявителю предложено уплатить указанную сумму штрафа, пени, налог на добавленную стоимость в сумме 1781364 руб. и единый социальный налог в сумме 8382 руб.

Заявитель, не согласившись с решением налогового органа в части, обжаловал его в судебном порядке.

Как следует из материалов дела, МУП «Алданские пассажирские перевозки» осуществляло перевозки пассажиров автомобильным транспортом.

Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.12.2002 г. № 655 «О мерах по реализации Указа Президента РС(Я) от 17.10.2002 г. № 565 «О совершенствовании системы государственного регулирования цен и тарифов на территории Республики Саха (Якутия)» утвержден перечень продукции, услуг, цены и тарифы на которые регулируются органами местного самоуправления, независимо от формы собственности предприятий и организаций, в том числе перевозка пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском, пригородном и внутриулусном сообщении.

Решением Алданского районного Собрания РС(Я) №10-2  от 16.03.2004 г. утверждена стоимость проезда на городских перевозках в размере 6 руб. за 1 проезд.

Как следует из справки Финансово-казначейского управления Министерства финансов РС(Я) по Алданскому району, для возмещения убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен на перевозку пассажиров транспортом общего пользования МУП «Алданские пассажирские перевозки» за 11 месяцев 2004 г. выделено 11222000 руб.

Указанные средства выделялись и перечислялись заявителю на возмещение его расходов связанных с предоставлением льгот гражданам по пассажирским перевозкам.

В соответствии со ст. 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 154 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации. В связи с чем, налоговая база в данном случае должна определяться по ценам, установленным и фактически применяемым для населения и для его отдельных групп, имеющих льготы.

Как следует из Письма Министерства финансов Российской Федерации № 16-00-14/112 от 27.03.2002 г. на основании пункта 2 статьи 154 и подпункта 2 пункта 1 статьи 162 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, которые предоставляются бюджетами различного уровня не в счет увеличения доходов организации, а выделяются для возмещения фактических убытков, связанных с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная из фактических цен их реализации.

Пунктом 36.2 Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 20.12.2000 г. № БГ-3-03/447, установлено, что суммы дотаций, предоставляемых из бюджетов различного уровня на покрытие фактически полученных предприятием убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен и предоставлением льгот отдельным потребителям в соответствии с законодательством Российской Федерации, не включаются в налоговую базу.

Таким образом, выделяемые МУП «Алданские пассажирские перевозки» суммы не являются доходом, а направлены на компенсацию расходов заявителя по перевозке пассажиров, пользующихся правом льготного проезда.

В связи с чем, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что получаемые предприятием из бюджета денежные суммы обоснованно не включены в налогооблагаемую базу по налогу на добавленную стоимость, а требования МУП «Алданские пассажирские перевозки» о признании недействительным Решения № 322952 от 17.05.2005 г. в части начисления налога на добавленную стоимость в сумме 336017 руб., пени в сумме 66060 руб. 80 коп., а так же налоговых санкций по п. 1 ст. 122 НК РФ по налогу на добавленную стоимость в размере 67203 руб. 40 коп. подлежащими удовлетворению.

Суд критически оценивает доводы налогового органа о том, что выделенные предприятию средства должны были учитываться в общей сумме выручки от реализации товаров (работ, услуг), при расчете удельного веса облагаемых и необлагаемых налогом на добавленную стоимость оборотов. Поскольку, налогоплательщик правомерно не включил в облагаемую налогом на добавленную стоимость базу сумму выделенных ему из бюджета денежных средств на возмещение расходов, а в соответствии с п. 4 ст. 170 НК РФ суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг) налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения), - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.

Указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период.

На основании всего выше изложенного, проанализировав все собранные по делу доказательства в совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что суд первой инстанции, с учетом мнения суда кассационной инстанции, обоснованно, всесторонне и полно исследовав представленные документы и доводы представителей сторон, правомерно пришел к выводу об обоснованности заявленных требований налогоплательщика.

При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 13 июля 2007 года по делу № А58-2477/2005, арбитражный суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

П О С Т А Н О В И Л:

Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 13 июля 2007 года по делу № А58-2477/2005 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течении 2-х месяцев с даты принятия.

Председательствующий судья                                                      Д. Н. Рылов

Судьи                                                                                                           Е. В. Желтоухов

Э. П. Доржиев

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15.10.2007 по делу n А19-581/07-12. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также