Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2007 по делу n А19-24621/06-42 . Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

Четвертый арбитражный апелляционный суд

672000, г.Чита, ул.Ленина, 100б

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 

г. Чита                                                                                             Дело №А19-24621/06-42 

« 21 » февраля  2007 г.                                                                               04АП-238/2007       Резолютивная часть постановления оглашена  20 февраля 2007 года. В полном объеме постановление изготовлено 21 февраля 2007 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи                                                               Григорьевой И.Ю.,

судей                                                                                 Доржиева Э.П., Желтоухова Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Филипповой Л.Н.,

рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Иркутской области  и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу на решение Арбитражного суда Иркутской области от 14.12.2006 г. (судья Кузнецова Л.А.),

по делу № А19-24621/06-42   по заявлению муниципального дошкольного образовательного учреждения «Сосновский детский сад №23» к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Иркутской области  и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу  о признании незаконными действий по отказу произвести зачет излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 15 633 руб.,

при участии в судебном заседании представителей:

от заявителя:  не явился,  извещен,

от ответчика:  не явился, извещен,

от третьего лица: не явился, извещен,

установил:

               МДОУ «Сосновский детский сад №23» обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Иркутской области  и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу  о признании незаконными действий по отказу произвести зачет излишне уплаченных страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 15 633 руб.

Решением суда первой инстанции от 14 декабря 2006 г. требование заявителя удовлетворено в полном объеме.

            Межрайонная  ИФНС России № 8 по Иркутской области  и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу не согласилась с принятым судебным актом, обратилась с апелляционной жалобой.

            В обосновании жалобы налоговая инспекция  указала на отсутствие у налогового органа полномочий распоряжаться страховыми взносами, поступившими в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе произвести зачет с одного кода бюджетной классификации на другой. Данными полномочиями в соответствии с положениями Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» обладают органы Пенсионного фонда Российской Федерации. Считает, что налоговая инспекция не может нести ответственность за ошибочно указанный заявителем код бюджетной классификации.

            Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в которой указал на законность и обоснованность принятого решения.

В судебное заседание  стороны своих представителей не направили, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом. Налоговая инспекция и третье лицо известили суд о возможности рассмотрения дела в их отсутствие.

            Руководствуясь  частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие надлежащим образом извещенных сторон.

В судебном заседании объявлялся перерыв с 13 февраля 2007г. до 17 час. 30 мин. 20 февраля 2007г.

            Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, апелляционная инстанция считает решение суда не подлежащим отмене по следующим основаниям.

   Как следует из материалов дела,  образовательное учреждение «Сосновский детский сад №23», являясь страхователем по обязательному пенсионному страхованию, в платежном поручении №2763 от 13.07.2006г. ошибочно перечислил страховые взносы по страховой части трудовой пенсии за июнь 2006г. в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 15 633 руб. на код бюджетной классификации 182 1 02 02020 06 1000 160 вместо кода182 1 02 02010 06 1000 160.

22 августа 2006 года заявитель обратился в налоговый орган с заявлением о зачете ошибочно перечисленной суммы на код бюджетной классификации 182 1 02 02010 06 1000 160.

Налоговой инспекцией письмом от 24.08.2006г. №2342 отказано в зачете ошибочно перечисленной суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в связи с тем, что статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривает зачет (возврат) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Заявитель, считая действия по отказу в зачете ошибочно перечисленной суммы незаконными, обратился в арбитражный суд.

Удовлетворяя требование заявителя, суд первой инстанции исходил из  наличия у налоговых органов полномочий по принятию решения о зачете (возврате) плательщику излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Суд апелляционной инстанции считает данный вывод суда правильным.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено данным Кодексом, налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено данной статьей.

Пунктом 13 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что такие же правила применяются при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога, поступающих в государственные внебюджетные фонды. При этом органы государственных внебюджетных фондов пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные главой 12 Налогового кодекса Российской Федерации для налоговых органов.

Статьей 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" под страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование понимаются индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по своей природе не являются налогами или сборами, понятие которых определено в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации. Поэтому полномочия государственных внебюджетных фондов, предусмотренные пунктом 13 статьи 78 названного Кодекса, не распространяются на правоотношения, связанные с возвратом или зачетом излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Между тем из статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" следует, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 1 статьи 25 вышеназванного Закона, контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

В соответствии с приложением N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ (в редакции изменений от 23.12.2004 N 174-ФЗ) "О бюджетной классификации Российской Федерации" главным распорядителем средств федерального бюджета - администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации относительно страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.

Приказом Минфина России от 16.12.2004 N 116н утвержден Порядок учета федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, пунктом 4 которого предусмотрено, что учет и распределение поступлений между бюджетами осуществляется органами федерального казначейства на основании заключений налоговых органов о зачете излишне уплаченных (взысканных) налогов (сборов), платежных поручений налоговых органов и распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений, уведомлений налоговых органов и администраторов поступлений в бюджет об уточнении вида и принадлежности платежа (поступлений).

Таким образом, довод налоговой инспекции о том, что у налогового органа отсутствуют полномочия для принятия решения о возврате плательщику излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обоснованно отклонен судом.

В силу пунктов 7 и 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.

На основании указанных норм налогового законодательства ошибочное указание кода бюджетной классификации самим плательщиком не является основанием для отказа в проведении зачета.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно возложил на налоговый орган обязанность по зачету страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Довод апелляционной жалобы о наличии правовой позиции о невозможности проведения налоговым органом зачета переплаты страховых взносов, изложенной в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.12.2005г. №А13-5011/2005-23, является неправомерным, поскольку указанный судебный акт постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.09.2006г. №2776/06 отменен.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная  инстанция

                                                  П О С Т А Н О В И Л А:

            Решение Арбитражного суда Иркутской области от  14 декабря 2006 года по делу № А19-24621/06-42  оставить без изменения, апелляционную жалобу  Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 8 по Иркутской области  и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу  без удовлетворения.

            Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.

            Председательствующий                  (подпись)                              И. Ю. Григорьева

            Судьи                                                (подпись)                              Э.П. Доржиев

                                                                       (подпись)                              Е.В. Желтоухов     

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2007 по делу n А19-19534/06-17. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также