Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2007 по делу n А10-2821/07. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить решение суда полностью и принять по делу новый с/а

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, Чита, ул. Ленина 100 «б»

www.4aas.arbitr.ru

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

 

г. Чита                                                                                                            Дело №А10-2821/07

04АП-4141/2007

«8» октября 2007 г.

Резолютивная часть постановления объявлена 3 октября 2007 года

Полный текст постановления изготовлен 8 октября 2007 года

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе

председательствующего судьи Д. Н. Рылова,

судей Э. П. Доржиева, Е. В. Желтоухова,

при ведении протокола судебного заседания судьей Рыловым Д. Н.,

рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Республики Бурятия на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 16 августа 2007 года по делу № А10-2821/07 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Фартуна» к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Республики Бурятия о признании незаконным и отмене Постановления № 11 от 25.06.2007 г. о привлечении к административной ответственности.

(суд первой инстанции судья Устинова Н. В.)

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Тараренко О. А. – директор;

от заинтересованного лица: не явился.

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Фартуна» (далее ООО «Фартуна») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Республики Бурятия (далее налоговый орган) о признании незаконным и отмене Постановления № 11 от 25.06.2007 г. о привлечении ООО «Фартуна» к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

Решением суда первой инстанции от 16.08.2007 г. заявленные требования удовлетворены.

Как следует из решения суда первой инстанции, основанием для удовлетворения требований заявителя послужил вывод суда о малозначительности совершенного заявителем правонарушения.

Не согласившись с решением суда первой инстанции налоговый орган обжаловал его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции, принятии по делу нового решения, в связи с тем, что суд первой инстанции не правомерно признал малозначительным правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ, совершенное ООО «Фартуна».

Представитель заявителя в судебном заседании с доводами, указанными в апелляционной жалобе не согласилась, указав на тяжелое финансовое положение директора общества, а так же на незначительность совершенного нарушения.

О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ. Представитель налогового органа в судебное заседание не явился, обратился в суд с ходатайствами о рассмотрении данного дела в отсутствии его представителя. В соответствии с п. 2 ст. 200, п. 3 ст. 205, п. 2 ст. 210, п. 2 ст. 215 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.

Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, изучив представленные материалы, выслушав доводы представителя заявителя, пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, 09.06.2007 г. специалистами налогового органа, на основании Поручения № 28 от 09.06.2007 г., проведена проверка исполнения Федерального закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» в принадлежащем ООО «Фартуна» магазине «Смешанные товары», расположенном по адресу: Республика Бурятия, Прибайкальский район, с. Еловка, ул. Комарова, 27а.

В ходе проверки был установлен факт представления справок к товарно-транспортным накладным с незаверенными данными, содержащимися в разделе «Б» - подписью уполномоченного лица и печатью собственника товара, на алкогольную продукцию: вино «Дамский каприз», ёмкостью 0,7 литра, дата розлива 01.03.2007 г., стоимостью 85 руб., напиток винный «Коньячный со вкусом абрикоса» ёмкостью 0,5 литра, дата розлива 12.03.2007 г., стоимостью 87 руб. 50 коп.

Результаты проверки зафиксированы в Акте от 09.06.2007 г.

Должностным лицом налогового органа, в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ в отношении ООО «Фартуна», в присутствии представителя юридического лица составлен Протокол об административном правонарушении № 13 от 18.06.2007 г. о нарушении ООО «Фартуна» п. 5, 7 Правил заполнения справки к товарно-транспортной накладной, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 864 от 31.12.2005 г., ст. 10.2 Закона РФ от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», п. 12 Правил продажи отдельных видов товаров, утверждённых Постановлением Правительства от 19.01.1998 № 55 и совершение правонарушения предусмотренного частью 3 статьи 14. 16 КоАП РФ.

На основании Протокола об административном правонарушении № 13 от 18.06.2007 г. руководителем налогового органа принято Постановление № 11 от 25.06.2007 г. о привлечении ООО «Фартуна» к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30000 руб.

В соответствии с ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.

Правовые основы оборота алкогольной продукции установлены Федеральным законом от 22.1 1.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» (далее - Федеральный Закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ).

В соответствии с п. 1 ст. 10.2 Закона РФ от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется только при наличии следующих сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота: товарно-транспортная накладная; справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции); справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории Российской Федерации); уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60 процентов объёма готовой продукции).

Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте (пункт 2 статьи 10.2 Федерального Закона от 22.11.1995 № 171-ФЗ).

Пунктом 1 ст. 26 Закона РФ № 171-ФЗ установлено, что в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается, в том числе нарушение установленных законом правил розничной продажи алкогольной продукции.

Согласно п. 12, 139 Правил продажи отдельных видов товаров, утверждённых Постановлением Правительства от 19.01.1998 № 55, при продаже товаров продавец доводит до сведения покупателя информацию о подтверждении соответствия товаров установленным требованиям путем маркировки товаров в установленном порядке знаком соответствия и ознакомления потребителя по его требованию с одним из следующих документов:

сертификат или декларация о соответствии;

копия сертификата, заверенная держателем подлинника сертификата, нотариусом или органом по сертификации товаров, выдавшим сертификат;

товарно-сопроводительные документы, оформленные изготовителем или поставщиком (продавцом) и содержащие по каждому наименованию товара сведения о подтверждении его соответствия установленным требованиям (номер сертификата соответствия, срок его действия, орган, выдавший сертификат, или регистрационный номер декларации о соответствии, срок ее действия, наименование изготовителя или поставщика (продавца), принявшего декларацию, и орган, ее зарегистрировавший). Эти документы должны быть заверены подписью и печатью изготовителя (поставщика, продавца) с указанием его адреса и телефона.

На продаваемую алкогольную продукцию продавец обязан иметь следующие сопроводительные документы:

товарно-транспортная накладная;

копия справки, прилагаемой к грузовой таможенной декларации для импортируемой алкогольной продукции;

копия справки, прилагаемой к товарно-транспортной накладной на алкогольную продукцию, производство которой осуществляется на территории Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 г. № 864 утверждены Правила заполнения справки к товарно-транспортной накладной на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию (Правила).

В соответствии с п. 2 Правил, справка заполняется в соответствии с данными товарно-транспортной накладной при каждой последующей оптовой реализации (передаче) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции последним собственником (отправителем) на каждое наименование продукции в составе отгружаемой партии продукции.

При каждой последующей реализации продукции организацией-продавцом заполняется только раздел "Б" справки. При этом организация-продавец заполняет обе части раздела "Б", заверяя подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью данные, указанные в левой части раздела. При получении алкогольной продукции организация-покупатель заверяет данные, указанные в правой части раздела "Б", подписью уполномоченного должностного лица и своей печатью (пункт 5 Правил).

Частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность юридических лиц за нарушение иных (не указанных в частях 1, 2 настоящей статьи) правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Из представленных в материалы дела документов следует, что ООО «Фартуна» осуществляло реализацию алкогольной продукции, на которую в справках к товарно-транспортным накладным были не заверены данные, содержащиеся в разделе «Б» - подписью уполномоченного лица и печатью собственника товара.

Таким образом, ООО «Фартуна» нарушила иные правила розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции.

В связи с чем, суд апелляционной инстанции признает не состоятельными доводы заявителя о совершении им правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ, предусматривающую ответственность за реализацию алкогольной продукции без соответствующих документов, а не за нарушение иных правил розничной продажи алкогольной продукции

В соответствии с ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.

Следовательно, налоговый орган правомерно квалифицировал действия заявителя по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ и привлек к ответственности в виде штрафа в размере тридцати тысяч рублей без конфискации алкогольной продукции.

Как следует из решения суда первой инстанции отсутствие необходимых обязательных реквизитов в справке к товарно-транспортной накладной в разделе «Б» не несет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. В связи с чем, суд с учетом положений ст. 2.9 КоАП РФ посчитал возможным освободить ООО «Фартуна» от административной ответственности.

Статьей 2.9 и пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено право суда освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности, ограничиться устным замечанием при малозначительности совершенного административного правонарушения.

При квалификации правонарушения в качестве малозначительного суды исходят из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (пункт 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10 от 02.06.2004).

Оборот алкогольной продукции находится под особым государственным контролем и совершенное обществом правонарушение посягает на установленный порядок общественных отношений в сфере оборота этилового спирта и алкогольной продукции, а также на интересы граждан в области торговли и оказания услуг. Государственный контроль в сфере оборота алкогольной продукции направлен на защиту прав потребителей и обеспечение качества алкогольной продукции. По указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей.

Судом первой инстанции не учтено, что объективную сторону правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в данном случае, образует сам факт отсутствия в документах заверенных подписью уполномоченного лица и печатью собственника товара данных, содержащиеся в разделе «Б», подтверждающих легальность алкогольной продукции. А отсутствие вредных и отрицательных последствий из-за допущенного правонарушения не имеет значения для наступления ответственности за указанное правонарушение, поскольку по своему правовому характеру оно является формальным, а не реальным.

В соответствии с частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Правовая

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07.10.2007 по делу n А19-7037/07-50. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также