Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2007 по делу n А10-2038/07. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, г. Чита, ул. Ленина, 100б

www.4aas.arbitr.ru; E-mail: [email protected]

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

апелляционной инстанции

г. Чита                                                                                          Дело № А10-2038/07

              04АП-4114/2007        

03.10.2007г.

Резолютивная часть объявлена 26.09.2007г.

Полный текст постановления изготовлен 03.10.2007г.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Т.В. Стасюк, судей: С.И. Юдина, К.Ж. Шарковой, при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.В. Цыцыковой, при участии представителей: от истца – Дырхеева Д.Д. – по доверенности от 02.07.2007г., МРИ ФНС №1 по Республике Бурятия – Скворцовой Л.М. – по доверенности от  06.08.2007г., от ответчика – Ильинова Е.Г.- по доверенности от 01.01.2007г., рассмотрел апелляционные жалобы ОАО «Бурятэнергосбыт» и МРИ ФНС №1 по Республике Бурятия на решение арбитражного суда Республики Бурятия от 27.07.2007г. по иску  Министерства труда и социального развития Республики Бурятия к ОАО «Бурятэнергосбыт» о взыскании 149 936 руб., третье лицо – МРИ ФНС №1 по Республике Бурятия  (судья Л.Ф. Салимзянова).

Министерство труда и социального развития Республики Бурятия обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО « Бурятэнергосбыт» о взыскании 149 936 руб. - суммы задолженности.

Решением арбитражного суда Республики Бурятия от 27.07.2007г. заявленные истцом требования были удовлетворены.

Не согласившись с указанным решением суда, ответчик и третье лицо обратились с суд апелляционной инстанции с апелляционными жалобами.

В обоснование апелляционной жалобы ответчик указал на, что цена иска по настоящему делу составляет сумму разногласий по НДС - 149 436,88 руб., которые образовались в результате того, что ОАО «Бурятэнергосбыт» предъявлялась к оплате абонентам стоимость электроэнергии с учетом НДС, истец же не согласен на возмещение НДС. Со ссылками на п. 1 ст. 168 , ст.ст.146,149 НК РФ ответчик указал, что ОАО « Бурятэнергосбыт», как налогоплательщик обязан предъявлять к оплате электроэнергию с учетом НДС. Предъявление к оплате электроэнергии, потребленной льготной категорией граждан, производится по тарифу, установленному Приказом РСТ РБ от 29.11.2005 г. № 1/4 «О тарифах на электрическую энергию для потребителей Республики Бурятия на 2006г».

МРИ ФНС России № 1 по Республике Бурятия в обоснование апелляционной жалобы ссылается на пп.1 п.1 ст. 146 НК РФ, устанавливающий, что реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации признается объектом налогообложения НДС. Операции, которые не признаются объектом налогообложения НДС, предусмотрены п.2 ст. 146 НК РФ. Операции по реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам льготной категории населения к данной категории не относятся. Данные операции также не отнесены к операциям, не подлежащим налогообложению (освобождаемые от налогообложения), предусмотренным ст. 149 НК РФ. Так, рассматриваемая реализация должна облагаться налогом на добавленную стоимость. Третье лицо считает, что при исчислении НДС от реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам необходимо применять совокупность взаимосвязанных между собой норм Налогового Кодекса РФ: п.1 ст. 39 НК РФ, п. 13 ст..40 НК РФ, ст. 146 НК РФ, абз.2 п.2 ст. 154 НК РФ, пп.2 п.1 ст. 162 НК РФ, п.1  ст. 168 НК РФ. Третье лицо также ссылается на то, что денежные средства, поступающие из бюджета в виде субвенций, в конечном результате предназначены для граждан, пользующихся в соответствии с федеральным законодательством льготами, т.е. носят адресный характер. Бюджетные средства предоставляются ОАО «Бурятэнергосбыт», оказывающей услуги электроснабжения не на финансирование расходов, а для компенсации выпадающих у нее доходов. Следовательно, перечисление указанных бюджетных средств является платой за оказанные услуги. Выручка от оказания данных услуг населению налогоплательщиком должна быть учтена в полном объеме, исходя из установленных тарифов без учета предоставления населению льгот по их оплате.

Истец доводы заявителей апелляционной жалобы отклонил, ссылаясь на исполнение соглашения ОСЗН по Тункинскому району за период с 01 января 2006 г. по 31 декабря 2006 г., по которому должны были быть предоставлены меры социальной поддержки на оплату электроэнергии с учетом потребленной электроэнергии на сумму 565 532 руб. 37 коп. Фактически Тункинскому подразделению ОАО «Бурятэнергосбыт» за указанное время было перечислено 614 485руб 30 коп. В результате перечисления в 2006 денежных средств в размере, превышающем объем предоставленных мер социальной поддержки, образовалась на 01 января 2007 г. задолженность ОАО Бурятэнергосбыт» перед ОСЗН по Тункинскому району в размере 149 936 руб. 88 коп, в том числе по Федеральному закону «О ветеранах» -16 860 руб. 50 коп., по Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» - 74 556 руб. 14 коп, по ФЗ «О ветеранах» 58 020 руб. 24 коп. Данные средства, по мнению истца, были получены ответчиком без достаточных на то оснований.

Заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции установил следующее.

01.09.2005г Министерство труда и социального развития Республики Бурятия и ОАО «Бурятэнерго» с учетом протокола разногласий подписали генеральное соглашение, в рамках которого пришли к соглашению о сотрудничестве по обмену информацией при предоставлении субсидий на оплату энергии и мер социальной поддержки по оплате энергии и возмещению расходов, связанных с предоставлением гражданам мер социальной поддержки.

По условиям данного соглашения Министерство через отделы социальной защиты населения обязуется передавать в районные подразделения ОАО «Бурятэнерго», оказывающие услуги электроснабжения населению, информацию о размерах субсидий, подлежащих возмещению, сведения о размере мер социальной поддержки по каждому конкретному получателю мер социальной поддержки. Во исполнение условий соглашения Министерство обязалось ежемесячно в течение месяца, следующего за оплачиваемым месяцем, перечислять денежные средства районных подразделений ОАО «Бурятэнерго», для возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки.

В соответствии с п.7.3. договора в связи с реорганизацией ОАО «Бурятэнерго» правопреемником ОАО «Бурятэнерго» признается ОАО «Бурятэнергосбыт».

Перечисление со счета Отдела социальной защиты населения Тункинского района ОАО «Бурятэнергосбыт» денежных средств в порядке распределения мер социальной поддержки за декабрь 2005 - декабрь 2006г.г. подтверждается платежными поручениями на 614 485руб 30 коп.

Ссылаясь на то, что в период с 01 января 2006 г. по 31 декабря 2006 г. ответчик по указанному соглашению получил на 149 436 руб. 88 коп. больше, чем был вправе получить, истец обратился в суд с настоящим иском.

Заявленные истцом требования были обоснованно удовлетворены судом первой инстанции, учитывая следующее.

При реализации товара льготной категории граждан подлежит начислению НДС в соответствии со ст. 146, п.п.2 п.1 ст. 162, ст.167,п.1 ст. 168 Налогового кодекса РФ. Однако, следует учесть, что истец не является покупателем электроэнергии.

В соответствии с абз. 3 п.2 ст. 154 НК РФ суммы субвенций (субсидий), предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.

 На основании абз. п.2 ст. 154 Налогового кодекса РФ суммы субвенций при определении налогооблагаемой базы не учитываются и НДС на данные суммы не начисляется.

Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что перечисленная сумма в размере 149 936 руб. 88 коп. не подлежит направлению на уплату НДС.

Излишне перечисленная сумма 149 936 руб. 88 коп. подлежит взысканию с ответчика, поскольку получение её ответчиком является неосновательным (ст. 1102 ГК РФ).

Доводы заявителей апелляционных жалоб о том, что спорная сумма не является целевой субсидией, при этом, подлежат отклонению, т.к. в соответствии со ст.ст. 6, 41, 69, 78 Бюджетного кодекса РФ, средства, перечисляемые на реализацию передаваемых полномочий  по предоставлению мер социальной поддержки, предусматриваются  в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в Федеральном бюджете, в виде субвенций.

Учитывая изложенное, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда Республики Бурятия от 27.07.2007г.

Расходы по госпошлине подлежат распределению по правилам, установленным ст. 110 АПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 258, 268-271 АПК РФ, Арбитражный суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение арбитражного суда Республики Бурятия от 27.07.2007г. по делу №А10-2038/07 оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

            Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №1 по Республике Бурятия в доход Федерального бюджета Российской Федерации 1 000 руб. государственной пошлины.        

Постановление апелляционной инстанции может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в двухмесячный срок.

Председательствующий                                                                   Т.В. Стасюк

Судьи:                                                                                                            С.И. Юдин

                                                                                                            К.Ж. Шаркова

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2007 по делу n А10-7755/05. Постановление суда апелляционной инстанции: Отменить определение, направить дело на рассмотрение суда 1-й инстанции  »
Читайте также