Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2007 по делу n А78-7627/2006. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, г. Чита, ул. Ленина, 100 "б"

Именем Российской Федерации

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Чита                                                                                      Дело №А78-7627/2006-С2-24/405

"30" августа 2007 года                                                                                                  -04АП-3597/2007

Резолютивная часть постановления объявлена  23 августа 2007 года.

Полный текст постановления изготовлен      30 августа 2007 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Доржиева Э.П.,

судей: Лешуковой Т.О., Григорьевой И.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Черкашиной С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу   заявителя по делу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Читинской области

(наименование лица, подавшего апелляционную жалобу и его процессуальное положение)

на Определение Арбитражного суда Читинской  области от 29.06.2007г. по делу №А78-7627/2006-С2-24/405, по заявлению   Территориального фонда обязательного страхования Читинской области к Федеральному государственному учреждению здравоохранения Медико-санитарная часть №107 Федерального медико-биологического агентства о  взыскании 1 455 839 руб., принятое судьей А.Б. Литвинцевым

                                                                (фамилии, инициалы судей, принявших решение)

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не явились, извещены:

ответчика: Белоусов С.В. ( доверенность от 06.02.2006Г. ЗА № 6);

   установил:

   Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Читинской области обратился в Арбитражный суд Читинской области с заявлением о взыскании с Федерального государственного учреждения здравоохранения Медико-санитарная часть №107 Федерального медико-биологического агентства 1 455 839 руб. в счет восстановления нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования.

            Определением Арбитражного суда Читинской области от 29.06.2007г. производство по делу прекращено. В обосновании суд указал, что  взыскание нецелевого использования бюджетных средств, в том числе средств обязательного медицинского страхования, в судебном порядке действующим законодательством не предусмотрено.

Не согласившись с указанным решением, Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Читинской области обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить определение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт. В обоснование заявитель указал, что законодательство, регулирующее порядок расходования средств территориального фонда обязательного медицинского страхования, не предусматривает возможность взыскания в бесспорном порядке сумм нецелевого использования таких средств.

Представитель ответчика в судебном заседании не согласился с доводами апелляционной жалобы, пояснив, что учреждением нецелевого использования бюджетных средств допущено не было. У фонда отсутствуют полномочия по предъявлению к учреждению требований о взыскании выплаченных за оказанные  медицинские услуги  денежных средств, в связи с их нецелевым использованием. Просит определение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением от 10.08.2007г. Обратился с ходатайством об отложении судебного разбирательства. Суд протокольным определением отклонил ходатайство, т.к. никаких доказательств в обоснование своих доводов заявителем не представлено, у фонда имелись возможности для направления в судебное заседание иного представителя, кроме того, отложение судебного разбирательства повлекло бы необоснованное затягивание судебного процесса, что нарушило бы баланс интересов заявителя и ответчика.

Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

            На основании приказа от 17.02.2006г. Комитета здравоохранения Читинской    области Территориальный фонд обязательного медицинского страхования  Читинской области провел комиссионную проверку Федерального государственного учреждения здравоохранения Медико-санитарная часть №107 Федерального медико-биологического агентства по исполнению Территориальной программы государственных гарантий оказания гражданам Читинской области бесплатной медицинской помощи в 2004-2005 годах, по результатам которой 28.02.2006г. был составлен акт проверки.         

            Согласно Акту проверки в проверяемом периоде выявлено нецелевое использование учреждением средств обязательного медицинского страхования на сумму 11455,8 тыс. руб.           

            В целях восстановления использованных не по целевому назначению бюджетных средств фонд обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании с учреждения указанных сумм.

            Определением от 29.06.2007г. суд производство по делу прекратил, в обоснование указав, что взыскание нецелевого использования бюджетных средств, в том числе средств обязательного медицинского страхования, в судебном порядке действующим законодательством не предусмотрено.

Не согласившись с указанным определением, фонд обратился с апелляционной жалобой.

            В соответствии со статьей 1 статье 1 Закона Российской Федерации от 28.06.1991 г. N 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья.

Медицинское страхование осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном.

            Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования. 

            В соответствии со статьей 12 данного Закона для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования создаются Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.

            Фонды обязательного медицинского страхования предназначены для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обеспечения финансовой стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение.

            Финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.  

            В соответствии    со    статьей     13     Бюджетного    кодекса РФ    государственный внебюджетный фонд есть фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан  на пенсионное  обеспечение,  социальное  страхование,   социальное   обеспечение   в   случае   безработицы,   охрану   здоровья   и медицинскую  помощь.   Расходы  и  доходы  государственного   внебюджетного  фонда формируются в порядке, установленном федеральным законом, либо в ином порядке,; предусмотренном настоящим Кодексом.

            Статьей 144 Бюджетного Кодекса РФ Федеральный фонд обязательного медицинского страхования отнесен к государственным внебюджетным фондам Российской Федерации.

            Согласно статье 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным правоотношениям относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга.    

            Таким образом, расходование средств обязательного медицинского страхования относится к бюджетным отношениям.

   Пунктами 1, 4 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 1996 года №1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" установлено, что в Российской Федерации государственный финансовый контроль включает в себя также контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов. Средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписаниям соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений.

Пунктом 2 этого же Указа установлено, что государственный финансовый контроль в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации разграничением функций и полномочий возлагается на иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

 Подпунктом 6 пункта 8 раздела 3 постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.1998 N 857 "Об утверждении Устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования" установлено, что функцией Федерального фонда является осуществление совместно с территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроля за рациональным использованием финансовых средств в системе обязательного медицинского страхования, в том числе путем проведения соответствующих ревизий и целевых проверок.

   Таким образом, территориальные органы ФОМС обладают полномочиями на осуществление контроля за целевым и рациональным использованием средств обязательного медицинского страхования и вправе принимать меры по возмещению незаконно или не по целевому назначению использованных бюджетных средств путем выставления соответствующих предписаний.  

            В  соответствии со  статьей  289  Бюджетного кодекса РФ нецелевое  использование бюджетных средств, выразившееся  в направлении и использовании  их на цели, не  соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, влечет наложение штрафов на руководителей получателей бюджетных средств в соответствии с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, изъятие в бесспорном порядке бюджетных средств, используемых не по целевому назначению, а также при наличии состава преступления уголовные наказания, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации.   I

            В пункте 14 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 22.06.2006 г. N 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» так же указывается, что статья 289 БК РФ, регулирующая последствия нецелевого использования бюджетных средств, предусматривает меру принуждения - изъятие бюджетных средств, используемых не по целевому назначению.

            Порядок взыскания указанных бюджетных средств регулируется бюджетным законодательством. Взыскание производится в бесспорном порядке государственным органом в области применения мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации или в случае, предусмотренном статьей 284.1 БК РФ органами, исполняющими бюджеты субъектов Российской Федерации (местные бюджеты).

            Таким образом, взыскание нецелевого использования бюджетных средств, в том числе средств обязательного медицинского страхования, в судебном порядке действующим законодательством не предусмотрено.

            В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 150 Арбитражного процессуального Кодекса РФ арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

            При таком правовом регулировании суд первой инстанции правомерно прекратил производство по делу.

            Доводы апелляционной жалобы не принимаются по вышеуказанным мотивам.

            Суд апелляционной инстанции не находит основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены определения суда первой инстанции.

           

Руководствуясь статьей 268, п.п.1 части 4 статьи 272, статьей 271 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации,

 

П О С Т А Н О В И Л:

1.Определение Арбитражного суда Читинской области от 29.06.2007г. о прекращении производства по делу № А78-7627/2006-С2-24/405 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Территориального фонда обязательного медицинского страхования Читинской области без удовлетворения.

2.Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.

 

 

Председательствующий                                                              Э.П. Доржиев

 

Судьи                                                                                                           Т.О. Лешукова

                                   

                                                                                                           И.Ю. Григорьева

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2007 по делу n А58-7340/2006. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также