Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2007 по делу n А19-547/07-53. Постановление суда апелляционной инстанции: Изменить решение суда в части и принять новый с/а

 

Четвертый арбитражный апелляционной суд

672000, г. Чита, ул. Ленина, 100-б

Именем Российской Федерации

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

арбитражного апелляционного суда

г. Чита                                                                                                   Дело № А19-547/07-53

04АП-2992/07

“_18 _”_июля  2007   г.

Резолютивная часть постановления оглашена 12 июля 2007 года.

Четвертый Арбитражный Апелляционный суд в составе:

председательствующего Бурковой О.Н. судей  Юдина С.И., Стасюк Т.В.

при ведении протокола судебного заседания судьей Бурковой О.Н.

при участии

представитель истца Кузьмина М.А., доверенность №5266 от 13.09.2006

представители ответчиков, третьего лица отсутствуют, уведомлены

рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу

ОАО «Иркутскэнерго»

на решение Арбитражного суда Иркутской области от 7 мая 2007 года  по делу №А19-547/07-53

принятого судьей Рукавишниковой Е.В.

по иску  ОАО «Иркутскэнерго»

к   Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, Муниципальному   образованию   г.   Усолье-Сибирское   в   лице   Финансового управления Администрации г.Усолье-Сибирское

третьи  лица:   Иркутская  область  в  лице Департамента   финансов  Иркутской области Управление социальной защиты населения г.Усолье-Сибирское

 о взыскании 12 500 руб.

 

и установил:    ОАО «Иркутскэнерго» обратилось в суд с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ, Муниципальному   образованию   г.   Усолье-Сибирское   в   лице   Финансового управления Администрации г.Усолье-Сибирское о взыскании части убытков в размере 12 500 руб., возникших вследствие предоставления льгот по оплате коммунальных услуг отдельным категориям граждан в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» за период с 01.01.2003 по 31.12.2003.

Истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил исковые требования и потребовал взыскать с ответчиков убытки в размере 151 566 руб. 31 коп.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 7 мая 2007 года исковые требования, заявленные к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, удовлетворены частично, в пользу ОАО «Иркутскэнерго» взыскано 26 805 руб. 89 коп. убытков. В удовлетворении остальной части иска и в иске к ответчику - Муниципальному образованию г. Усолье-Сибирское в лице Финансового управления Администрации г.Усолье-Сибирское  суд отказал.

В удовлетворении исковых требований к Российской Федерации суд отказал по причине пропуска срока исковой давности, о применении которого было заявлено ответчиком.

С вынесенным решением в части отказа в удовлетворении исковых требований к Российской Федерации о взыскании убытков в сумме 124 760, 42 руб. за период с января по ноябрь 2003 года не согласился истец ОАО «Иркутскэнерго», обратился с апелляционной жалобой. По мнению истца, судом неверно исчислен срок исковой давности.  Течение срока исковой давности прерывалось признанием долга, выражавшееся в подписании акта сверки за декабрь 2003 года между истцом и Управлением социальной защиты Администрации г.Усолье-Сибирское.

В судебном заседании представитель истца поддержал  доводы по апелляционной жалобе, просит отменить решение в части отказа во взыскании 124 760, 42 руб. – убытков, возникших в результате предоставления льгот по оплате коммунальных услуг в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» за период с января по ноябрь 2003 года.

Ответчиком – Министерством финансов Российской Федерации представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором указано о согласии с вынесенным решением. По мнению ответчика, подписание акта сверки за декабрь 2003 Управлением социальной защиты населения Администрации г.Усолье-Сибирское не свидетельствует о признании долга Российской      Федерацией.  Также ответчик указывает на правомерное исчисление судом сроков исковой давности, поскольку льготы предоставлялись ежемесячно, право требовать возмещения выпадающих доходов у истца возникало ежемесячно.

Управление департамента социальной защиты населения Иркутской области по г.Усолье-Сибирское ходатайствовало о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя.

Муниципальное образование г.Усолье-Сибирское, Иркутская область уведомлены о рассмотрении жалобы, представителей не направили.

Дело рассмотрено в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ, предусматривающей пределы и полномочия апелляционной инстанции. В соответствии с ч.5 ст. 268 АПК РФ апелляционный суд проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, то есть в части отказа во взыскании убытков от предоставления льгот в период с января по ноябрь 2003 года.

Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя истца, суд апелляционной инстанции находит жалобу обоснованной, исходя из следующего.

Из искового заявления  следует, что предметом иска является взыскание убытков в сумме 151 566, 31 руб. (с учетом увеличения размера исковых требований), основанием – предоставление льгот по оплате коммунальных услуг инвалидам г.Усолье-Сибирское в виде предоставления скидки не ниже 50% оплаты коммунальных услуг в 2003 году и неполная компенсация возникших в связи с этим расходов истца. Правовым основанием иска являются статья 15 Гражданского кодекса Российской Федерации и статья 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

        Согласно статье 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам предоставляется скидка не ниже 50 процентов оплаты коммунальных услуг, порядок предоставления которых определяется Правительством РФ.

        Истец в 2003 году оказал услуги данным категориям граждан по заниженной цене, в связи с чем, понес определенные расходы. Размер и стоимость оказанных за заявленный период услуг инвалидам, а также размер невозмещенных истцу расходов от предоставления льгот, предусмотренных Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», подтверждены надлежащими доказательствами (акты сверки сумм льгот по оплате за отопление и горячее водоснабжение, подписанный Усольским отделением фирмы «Энергосбыт» и Управлением социальной защиты населения администрации города Усолье-Сибирское, согласно которому сумма, подлежащая возмещению составляет 151 566, 31 руб.; ведомости персонифицированного учета лиц, реализовавших свое право на льготу по оплате за отопление и горячее водоснабжение за период с января по декабрь 2003 г.; список лиц - льготополучателей с указанием фамилии, имени, отчества, документа, на основании которого была предоставлена льгота, места проживания).

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении N 23 от 22 июня 2006 года "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" в пункте 18 разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным до 1 января 2005 года предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам надлежит учитывать следующее.

При применении статьи 72 Конституции Российской Федерации, абзаца 6 пункта 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года) судам необходимо исходить из того, что отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств Российской Федерации.

Положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели не могут быть расценены как допускающие установление Российской Федерацией льгот с возложением обязанности по их финансированию на субъект Российской Федерации за счет собственных доходов последнего. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти, что в силу пункта 4 статьи 130, статей 133 и 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 1 января 2005 года), раздела 4 Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2001 года N 584, должно сопровождаться одновременной передачей необходимых финансовых средств нижестоящим бюджетам в форме субвенций.

Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Принимая ФЗ «О социальной защите инвалидов» и наделяя субъект Российской Федерации полномочиями по его исполнению, Российская Федерация должна обеспечить его исполнение, то есть передать необходимые для выполнения данных полномочий средства.

Возложенные федеральными законами на субъекты Российской Федерации государственные полномочия по предоставлению льгот населению должны быть профинансированы из федерального бюджета.

Выделенные на указанные цели бюджетные средства не компенсировали в полном объеме реальные расходы ОАО «Иркутскэнерго».

Выпадающие доходы предприятия в связи с предоставлением льгот подтверждены материалами дела. Сумма задолженности не оспаривается сторонами.

Неисполнение государством своих обязательств по компенсации затрат, произведенных предприятием в связи с реализацией законно установленных и обеспеченных бюджетным финансированием льгот, влечет возникновение у предприятия убытков, подлежащих в соответствии с законодательством перечислению предприятию в качестве возмещения затрат, произведенных в связи с предоставлением льгот.

Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что сумма не возмещенных истцу расходов, связанных с предоставлением льгот на основании Федерального закона «О социальной защите инвалидов» является для истца убытками, которые на основании статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат возмещению Российской Федерацией.

Вместе с тем суд отказал во взыскании убытков образовавшихся за период с января по ноябрь 2003 года в сумме 124 760, 42 руб., придя к выводу, что истцом пропущен срок исковой давности, о применении которого заявлено ответчиком.

Апелляционный суд не находит истекшим срок исковой давности для предъявления требований о возмещении убытков в связи с предоставлением льгот по ФЗ «О социальной защите инвалидов» период с января по ноябрь 2003 года, о котором заявил ответчик – Российская Федерация.

Возмещение расходов, установленных федеральным законом осуществляется из федерального бюджета и может быть произведено в течение всего периода, на который принят бюджет. В соответствии с ФЗ «О федеральном бюджете на 2003 год», исполнение бюджета предусмотрено в течение всего 2003 года. Следовательно, срок исковой давности по заявленным требованиям должен исчисляться с 1 января 2004 года. Общий срок исковой давности в соответствии со ст. 196 ГК РФ по требованиям истекает 1 января 2007 года.

Требования к Российской Федерации как к ответчику предъявлены истцом в суд в соответствии со штампом входящей корреспонденции суда - 28 декабря 2006 года, то есть до истечения срока исковой давности.

По мнению суда апелляционной инстанции, пункт 2.4 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.94 г. № 1099, который устанавливает расчетный период для оплаты услуг в один календарный месяц, срок внесения платежей - до 10 числа следующего за истекшим месяца, применен судом необоснованно, поскольку данные Правила утратили силу в связи с изданием постановления Правительства РФ от 23.05.2006 №307.

Довод истца о перерыве срока исковой давности в связи с подписанием акта сверки за декабрь 2003 года истцом и Управлением социальной защиты населения администрации г.Усолье-Сибирское обоснованно не принят судом первой инстанции как доказательство перерыва срока исковой давности.

В силу ст. 203 ГК РФ течение срока исковой давности прерывается совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга. Подписание акта Управлением социальной защиты населения администрации г.Усолье-Сибирское нельзя расценить как действия, совершенные Российской Федерацией.

Учитывая изложенное, решение по делу в части отказа во взыскании убытков в сумме 124 760, 42 руб. подлежит отмене, в связи с неправильным применением судом первой инстанции норм материального права, регулирующих течение срока исковой давности.

Руководствуясь ст. ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый арбитражный апелляционный  суд

П О С Т А Н О В И Л:

Решение арбитражного суда Иркутской области от 7 мая 2007 года по делу №А19-547/2007 изменить в части отказа во взыскании убытков в сумме 124 760, 42 руб., в данной части принять новое решение.

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу ОАО «Иркутскэнерго» 124 760, 42 руб. – сумму убытков.

В остальной части решение оставить без изменения.

Возвратить Фирме «Энергосбыт» ОАО «Иркутскэнерго» из федерального бюджета 1000 руб. – государственную пошлину по апелляционной жалобе.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев.

Председательствующий                           подпись                                           О.Н.Буркова

Судьи                                                         подпись                                            Т.В.Стасюк

подпись                                            С.И.Юдин

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17.07.2007 по делу n А19-2953/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также