Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2007 по делу n А19-21461/06-13. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД 672000, г. Чита, ул. Ленина, 100б www.4aas.arbitr.ru; E-mail: [email protected] П О С Т А Н О В Л Е Н И Е апелляционной инстанции г. Чита Дело № А19-21461/06-13 04АП-2575/2007 04.07.2007г. Резолютивная часть объявлена 27.06.2007г. Полный текст постановления изготовлен 04.07.2007г. Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Стасюк Т.В., судей: Юдина С.И., Шарковой К.Ж., при ведении протокола секретарем судебного заседания Цыцыковой Д.В., при участии представителя истца – Плисенко Т.Н. – по доверенности от 04.08.2006г., рассмотрел апелляционную жалобу Областного государственного унитарного энергетического предприятия «Энергоснабжающая компания по эксплуатации электрических сетей «Облкоммунэнерго» на решение арбитражного суда Иркутской области от 12.04.2007г. по иску Областного государственного унитарного энергетического предприятия «Энергоснабжающая компания по эксплуатации электрических сетей «Облкоммунэнерго» к Российской федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, третьи лица: Главное управление социальной защиты населения Иркутской области, Администрация Ангарского муниципального образования, Департамент финансов Иркутской области, о взыскании 856 051 руб. 58 коп. (судья Н.П. Андриянова). Областное государственное унитарное энергетическое предприятие «Энергоснабжающая компания по эксплуатации электрических сетей «Облкоммунэнерго» (далее - ОГУЭП «Облкоммунэнерго») к Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области о взыскании 856051руб. 58 коп. расходов, связанных с предоставлением льгот по оплате электроэнергии на основании ФЗ РФ «О ветеранах». Определением суда от 31.12.06г. по ходатайству истца к участию в деле привлечены: в качестве второго ответчика Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации; в качестве 3-его лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора - Главное управление социальной защиты населения Иркутской области. На основании ст. 49 АПК РФ, истец уточнил исковые требования: просил взыскать с Российской Федерации в лице Министерства Российской Федерации не возмещенные расходы, связанные с предоставлением льгот по оплате электроэнергии ветеранам в соответствии с ФЗ РФ «О ветеранах». В отношении требований к Иркутской области в лице Главного финансового управления отказался. 11.04.07г. в связи с невозможностью подтвердить расходы истец отказался от взыскания 10811руб. 15 коп. и просит взыскать с Российской Федерации невозмещенные расходы по предоставленным льготам за 2004г. по ФЗ РФ «О ветеранах» в сумме 845240руб. 43коп. Решением арбитражного суда иркутской области от 12.04.2007г. заявленные истцом требования были удовлетворены частично: с Российской федерации за счет казны Российской федерации в пользу истца было взыскано 632825руб. 43коп. - расходов, связанных с реализацие й закона «О ветеранах». В отношении Иркутской области в лице Главного финансового управления Иркутской области производство по делу прекращено. В остальной части иска отказать. Истец, не согласившись с указанным судебным актом (в части отказа в иске), обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой. В обоснование заявленных требований истец указал, что в 2004г. в соответствии с ФЗ РФ «О ветеранах» предоставлял льготы по оплате электроэнергии гражданам, имеющим право на получение таких льгот. Поскольку расходы на предоставление льгот по Закону были возмещены не полностью, истец обратился за их взысканием в судебном порядке. Заявитель апелляционной жалобы указывает на то, что ДСЗН ИО некачественно провел сверку ветеранов, которым были оказаны услуги с применением льгот. Лица, участвующие в деле, представителей в суд не направили, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены в установленном порядке, что подтверждается почтовыми уведомлениями. Апелляционная жалоба подлежит рассмотрению в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц, на основании ст. 156 АПК РФ. Заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее. ОГУЭП «Облкоммунэнерго» (Предприятие) и Администрация Ангарского муниципального образования (далее - Администрация АМО) заключили договор № 13б/2004 от 01.01.04г. о порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением льгот по ФЗ РФ «О ветеранах», согласно которому Предприятие предоставляло льготы населению в виде скидки в размере 50% от установленной платы за пользование электроэнергией в пределах установленных норм, а Администрация в лице управления по экономике и финансам обеспечивала возмещение расходов Предприятию по предоставленным льготам в пределах субсидий, поступивших на реализацию Федерального закона из областного бюджета. Во исполнение Федерального закона « О ветеранах» от 12.01.95г. № 5-ФЗ (далее- Закон «О ветеранах») ОГУЭП «Облекоммунэнерго» в 2004г. предоставляло льготы по оплате электрической энергии размере 50% от стоимости лицам, проживающим в г.Ангарске и имеющим право на данные льготы, согласно акта сверки с Управлением по экономике и финансам администрации Ангарского муниципального образования по состоянию на 01.01.05г. в сумме 1324518 руб. 73коп. Как следует из материалов дела и пояснений истца, из предоставленных ОГУЭП «Облкоммунэнерго» гражданам льгот по оплате электроэнергии по Закону «О ветеранах» в 2004г. истцу возмещено 468467 руб. 15 коп. Учитывая результаты проверки Департамента социальной защиты населения Иркутской области от 09.04.07г., истцу не возмещено 632825руб. 43коп. убытков, понесенных в связи с реализацией ФЗ РФ «О ветеранах» в 2004г. Ответчик размер задолженности в указанной сумме не оспорил, Департамент социальной защиты населения Иркутской области размер и наличие задолженности подтвердил. Требования истца в сумме 632825руб. 43коп. подтверждены материалами дела и подлежат удовлетворению, учитывая следующее. В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. Статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оказанные услуги оплачиваются по цене, установленной в договоре возмездного оказания услуг. Вместе с тем государством приняты некоторые социальные меры, направленные на поддержку отдельных категорий граждан. Так, Федеральным законом «О ветеранах» (статьи 14 - 22) установлено, что ветераны имеют льготы по оплате жилья и коммунальных услуг. Порядок возмещения государственным предприятиям, учреждениям, иным юридическим лицам недополученных, в результате применения льгот, доходов определяется Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Порядок возмещения расходов по ФЗ РФ «О ветеранах» в Иркутской области в 2004г. утвержден постановлением губернатора Иркутской области от 13.04.04г. №219-п «О порядке возмещения расходов на реализацию отдельных льгот, установлены Федеральным законом «О ветеранах», согласно которому финансирование расходов, связанных с предоставлением льгот, осуществляется за счет субсидий, передаваемых из областного бюджета в бюджеты муниципальных образований на реализацию ФЗ «О ветеранах». Из материалов дела следует, что в 2004г. из бюджета Иркутской области Ангарскому муниципальному образованию на финансирование согласно ФЗ «О ветеранах», в том числе на возмещение расходов предприятий по предоставлению льгот по оплате коммунальных услуг было выделено 624 0 9 тыс. руб. в соответствии с Законом Иркутской области «Отчет об исполнении областного бюджета на 2004г.» от 10.10.05г. № бЗ-оз . Данные средства были распределены между предприятиями в соответствии с целевым назначением, в том числе ОГУЭП «Облкоммунэнерго» было возмещено льгот по электроэнергии на сумму 4 684 67 руб.15 коп. Согласно п. «ж» ст. 72 Конституции Российской федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской федерации и субъектов Российской федерации. Частью 2 ст. 10 ФЗ «О ветеранах» предусмотрено, что расходы государственной власти субъектов Российской федерации, органов местного самоуправления, связанные с предоставлением льгот ветеранам, учитываются при взаиморасчетах между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской федерации и имеют целевое назначение. Федеральными законами о федеральных бюджетах на 2002-2004г.г. целевые субвенции на реализацию ФЗ «О ветеранах» бюджетам субъектов РФ не были предусмотрены. Соответственно такие средства не поступали и в бюджет Иркутской области. Из вышеизложенного следует, что в федеральном бюджете необходимая сумма для выплаты расходов, связанных с предоставлением льгот по ФЗ «О ветеранах», не была заложена. Принимая ФЗ «О ветеранах» и наделяя субъект Российской Федерации полномочиями по его исполнению, Российская Федерация должна была обеспечить его исполнение, т.е. передать необходимые для выполнения данных полномочий средства. Так, возложенные федеральными законами на субъекты Российской Федерации государственные полномочия по предоставлению указанных льгот населению должны быть профинансированы из федерального бюджета. Статья 84 Бюджетного кодекса РФ (далее БК РФ), в редакции до 01.01.2005 года, предусматривала, что исключительно из федерального бюджета финансируется обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов бюджетов других уровней. Учитывая изложенное, компенсация расходов, понесенных истцом, должна производиться за счет средств федерального бюджета, а надлежащим ответчиком по данному делу является Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, что также подтверждается и позицией ВАС РФ , изложенной в постановлении Пленума Высшего арбитражного суда Иркутской области от 22 июня 2006 года № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации». В соответствии с названным выше постановлением Пленума ВАС РФ, при применении статьи 72 Конституции Российской Федерации, абзаца шестого пункта 1 статьи 85 БК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2005) суды исходят из того, что отнесение вопросов социальной защиты, включая социальное обеспечение, к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования. Так, расходы по предоставлению ветеранам льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, понесенные истцом должны возмещаться за счет средств бюджета Российской федерации, как публично-правового образования не исполнившего свою обязанность по финансированию переданных на более низкий уровень власти полномочий. Нецелевое использование Ангарским муниципальным образованием полученных от Иркутской области в 2004 г. средств на реализацию Закона «О ветеранах» судом не установлено. Учитывая указанные обстоятельства, судом первой инстанции был сделан правильный вывод о том, что истец недополучил по вине Российской Федерации стоимость оказанных ветеранам услуг в сумме 632825руб. 43коп. Потери истца при льготном обеспечении граждан при отсутствии их компенсации являются убытками ( не полученные доходы), которые подлежат возмещению в силу ст. 15 ГК РФ. В соответствии с п.1 ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Законом «О ветеранах» возмещение предприятию расходов по предоставлению ветеранам услуг в меньшем размере, чем оно реально затратило, не предусмотрено. В соответствии со ст. 10 Бюджетного кодекса РФ, а также Положением о Министерстве финансов РФ, Минфин РФ является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Таким образом, заявленные истцом требования о взыскании с Российской Федерации (убытков) по компенсации затрат в сумме 632825руб. 43коп. являются обоснованными. Однако, при проверке департаментом социальной защиты населения Иркутской области списков лиц, в отношении которых установлены льготы в соответствии с законом «О ветеранах», не установил и не подтвердил абонентов (по списку ветеранов), получивших (по документам истца) услуги. Расходы истца в данной части составляют 212 415 руб. (во взыскании которых судом первой инстанции было отказано). Доводы заявителя в данной части судом апелляционной инстанции приняты быть не могут, т.к. они сводятся к требованию о проведении повторной сверки. Доводы истца, положенные в обоснование апелляционной жалобы, не подтверждаются ни списком лиц, получившим услуги, но не включенным в список признанных ДСЗН ИО, ни иными доказательствами, опровергающими данные ДСЗН ИО, который является специализированным учреждением, ведущим учет данной категории жителей, получающих услуги истца. Учитывая изложенное, судом апелляционной инстанции не установлено оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда Иркутской области от 12.04.2007г. Расходы по госпошлине подлежат распределению по правилам, установленным ст. 110 АПК РФ. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 258, 268-271 АПК РФ, Арбитражный суд П О С Т А Н О В И Л: Решение арбитражного суда Иркутской области от 12.04.2007г. по делу №А19-21461/06-13 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Постановление апелляционной инстанции может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в двухмесячный срок. Председательствующий Стасюк Т.В. Судьи: Шаркова К.Ж. Юдин С.И. Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2007 по делу n А19-1862/07-46. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|