Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2007 по делу n А19-27369/06-52. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ
СУД
672000, г. Чита, ул. Ленина, 100 "б" Именем Российской Федерации
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е арбитражного суда апелляционной инстанции г. Чита Дело №А19-27369/06-52 "22" июня 2007 года -04АП-1203/2007(2) Резолютивная часть постановления объявлена 21 июня 2007 года. Полный текст постановления изготовлен 22 июня 2007 года. Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Доржиева Э.П., судей: Желтоухова Е.В., Рылова Д.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Черкашиной С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика по делу МРИ ФНС России №14 по Иркутской области и УОБАО (наименование лица, подавшего апелляционную жалобу и его процессуальное положение) на решение Арбитражного суда Иркутской области от 29.01.2007г. по делу №А19-27369/06-52, по заявлению ООО "Строительно-монтажное управление-1" к МРИ ФНС России №14 по Иркутской области и УОБАО о признании незаконным решения налогового органа, принятого судьей Т.Ю. Чемезовой (фамилии, инициалы судей, принявших решение) при участии в судебном заседании: от заявителя: не явился, извещен; от ответчика: не явился, извещен; установил: Общество с ограниченной ответственность "Строительно-монтажное управление-1" обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции ФНС России №14 по Иркутской области и УОБАО № 02-34/1909 от 15.09.2006 года "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения". Решением суда от 29 января 2007г. заявленные требования удовлетворены. В обоснование суд указал, что налоговым органом нарушена процедура принятия решения, налогоплательщик не был уведомлен об обнаруженных ошибках, о дате месте рассмотрения материалов проверки. Кроме того, установлены обстоятельства, освобождающие налогоплательщика от ответственности. Не согласившись с указанным решением, МРИ ФНС России №14 по Иркутской области и УОБАО обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. Считают, что налогоплательщиком не соблюден установленный порядок исправления допущенных ошибок, порядок проведения камеральной налоговой проверки не нарушен.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением от 04.06.2007г. Ходатайствует о рассмотрении апелляционной жалобы без участия их представителя. Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением от 06.06.2007г. Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле. Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам. 19.06.2006 года ООО «СМУ-1» представило в налоговый орган первичную налоговую декларацию по НДС за май 2006 года, согласно которой сумма налога к уплате составила 0 руб. 05.07.2006г. ООО «СМУ-1» представило в налоговый орган уточненную налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за май 2006 года, согласно которой сумма налога к уплате составила 142 191 руб. По результатам камеральной проверки представленной уточненной декларации инспекцией принято решение № 02-34/1909 от 15.09.2006 года о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 28 438 руб. В обоснование налоговый орган указал, что обществом не были выполнены условия, предусмотренные п.4 ст.81 Налогового Кодекса РФ. Не согласившись с указанным решением, налогоплательщик обратился в суд с заявлением о признании его незаконным. В соответствии со ст. 143 НК РФ ООО «СМУ-1» является плательщиком налога на добавленную стоимость. В соответствии с п. 5 ст. 174 НК РФ налогоплательщики (налоговые агенты), в том числе перечисленные в пункте 5 статьи 173 Настоящего Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено настоящей главой. В соответствии с п. 1 ст. 81 НК РФ при обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации неотражения или неполноты отражения сведений, а равно ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, налогоплательщик обязан внести необходимые дополнения и изменения в налоговую декларацию. Пунктом 4 ст. 81 НК РФ установлено, что если предусмотренное пунктом 1 настоящей статьи заявление о дополнении и изменении налоговой декларации делается после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если указанное заявление налогоплательщик сделал до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, либо о назначении выездной налоговой проверки. Налогоплательщик освобождается от ответственности в соответствии с настоящим пунктом при условии, что до подачи такого заявления налогоплательщик уплатил недостающую сумму налога и соответствующие ей пени. Пленум Высшего Арбитражного суда РФ в п. 26 постановления от 28.02.2001 года № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса РФ» разъяснил, что при применении положений пунктов 3 и 4 статьи 81 Кодекса, предусматривающих освобождение налогоплательщика от ответственности в случае самостоятельного обнаружения и исправления им в установленном указанными нормами порядке допущенных при составлении налоговой декларации ошибок, судам необходимо исходить из того, что в данном случае речь идет об ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 120 "Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения" и статьей 122 "Неуплата или неполная уплата сумм налога" Кодекса. Пунктом 1 ст. 122 НК РФ предусмотрена ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия). Из приведенных норм следует, что Налоговым кодексом РФ предусмотрена возможность освобождения от ответственности налогоплательщика, допустившего налоговое правонарушение в виде неуплаты (неполной уплаты) налога, если он самостоятельно выявит допущенное нарушение, произведет расчет (перерасчет) подлежавшей уплате за конкретный налоговый период суммы налога, исчислит пени за просрочку уплаты доначисленной в результате выявленной ошибки суммы налога, уплатить доначисленные суммы налога и пеней в бюджет, и внесет исправления в ранее представленную декларацию путем подачи дополнительной (уточненной) декларации. Из материалов дела следует, что 05.07.2006 года налогоплательщик представил в инспекцию уточненную налоговую декларацию по НДС за май 2006 года, в которой сумма налога к уплате составила 142 191 руб. Налогоплательщиком самостоятельно произведен расчет пени подлежавшей уплате в связи с представлением уточненной налоговой декларации по НДС за май 2006 года, со срока представления декларации -20.06.2006 года, по день фактической уплаты налога - 04.07.2006 года, в сумме 827,55 руб. Расчет пеней, произведенный налогоплательщиком, налоговым органом не оспаривается. Таким образом, общая сумма, подлежащая уплате в бюджет, с учетом пени составила 143018,55 руб., в том числе: 142191 руб. - налог на добавленную стоимость, 827,55 руб. - пени по налогу. Платежным поручением №65 от 04.07.2006 года налогоплательщиком перечислена сумма в размере 147 500 руб., что превышает сумму налога, указанную в уточненной налоговой декларации - 142 192 руб. и пени в сумме 827,55 руб. Довод налогового органа о том, что данная сумма была перечислена на КБК 18210301000011000110, а код бюджетной классификации пени по налогу 18210301000012000110, следовательно, соответствующие пени уплачены не были, суд не принимает. Согласно статьям 21 и 78 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат излишне уплаченных налогов и пеней. Налоговые органы в силу подпункта 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации обязаны осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации. Согласно пункту 4 указанной статьи зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. В соответствии с пунктом 5 статьи 78 Кодекса по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам. Пунктом 7 данной статьи предусмотрено, что в случае наличия у налогоплательщика недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, начисленным тому же бюджету, возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности). В силу пункта 11 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации правила данной статьи применяются также в отношении зачета или возврата излишне уплаченных сумм сбора и пеней и распространяются на налоговых агентов и плательщиков сборов. Из анализа статьи 78 Кодекса следует, что налоговые органы наделены полномочиями самостоятельно производить зачет излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по этому же налогу или другим налогам в тот же бюджет, а также пени и должны производить такой зачет. Поскольку уплаченной суммы было достаточно для погашения сумм налога на добавленную стоимость и пени, следовательно, инспекция вправе была зачесть указанную сумму в счет исполнения обязанности по уплате налога и пени по уточненной декларации. При таких обстоятельствах у налогового органа отсутствовали основания для привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности. В Определении Конституционного суда РФ от 12.07.2006 года № 267-О указано, что согласно части третьей статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, налоговые органы сообщают об этом налогоплательщику с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок. Частью четвертой той же статьи налоговые органы наделяются правом истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. Материалы налоговой проверки, согласно пункту 1 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа; в случае представления налогоплательщиком письменных объяснений или возражений по акту налоговой проверки материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей; о времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает налогоплательщика заблаговременно; если налогоплательщик, несмотря на извещен не явился, то материалы проверки, включая представленные налогоплательщик возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие. По смыслу положений статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган обязан информировать налогоплательщика об обнаруженных ошибках при заполнении документов и налоговых правонарушениях и требовать от него соответствующих объяснений до вынесения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа решения о привлечении к налоговой ответственности В материалах дела отсутствуют доказательства извещения налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки, что является существенным и не устранимым нарушением порядка привлечения к налоговой ответственности, установленным Налоговым Кодексом РФ. Указанное обстоятельство также является основанием для признания решения налогового органа недействительным. Иных доводов в апелляционной жалобе не приводилось. Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции. При подаче апелляционной жалобы налоговому органу была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины. На основании ст.110 Арбитражного процессуального Кодекса РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в размере 1000 руб. Руководствуясь статьей 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, П О С Т А Н О В И Л: 1.Оставить решение Арбитражного суда Иркутской области от 21.03.2007г., принятое по делу №А19-27369/06-52, без изменения, а апелляционную жалобу МРИ ФНС России №14 по Иркутской области и УОБАО без удовлетворения. 2.Взыскать с МРИ ФНС России №14 по Иркутской области и УОБАО в доходы федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 руб. Выдать исполнительный лист. 3.Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий Э.П. Доржиев
Судьи Е.В. Желтоухов
Д.Н. Рылов Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2007 по делу n А78-463/2007. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|