Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2007 по делу n А19-2696/07-27. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, г. Чита, ул. Ленина, 100 "б"

Именем Российской Федерации

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

арбитражного суда апелляционной инстанции

г. Чита                                                                                                                  Дело №А19-2696/07-27

"15" июня 2007 года                                                                                                          -04АП-1960/2007

Резолютивная часть постановления объявлена   14 июня 2007 года.

Полный текст постановления изготовлен     15 июня 2007 года.

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего судьи Доржиева Э.П.,

судей: Лешуковой Т.О., Желтоухова Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Черкашиной С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу   ответчика по делу МРИ ФНС России №12 по Иркутской области и УОБАО

(наименование лица, подавшего апелляционную жалобу и его процессуальное положение)

на решение Арбитражного суда Иркутской области от 05.03.2007г. по делу №А19-2696/07-27, по заявлению индивидуального предпринимателя Солынина П.Д. к МРИ ФНС России №12 по Иркутской области и УОБАО о признании незаконным отказа в возврате излишне уплаченных страховых взносов, принятое судьей  В.И. Колосовым

                                                                                                     (фамилии, инициалы судей, принявших решение)

при участии в судебном заседании:

от заявителя: не явился, извещен;

от ответчика: не явился, извещен;

установил:

            Индивидуальный предприниматель Солынин П.Д. обратился в Арбитражный суд Иркутской области с   заявлением,   уточненным   в   порядке   статьи   49 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №12 по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу о признании незаконным отказа Инспекции в возврате излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 5790 руб. и обязании Инспекции возвратить страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 5790 руб. и проценты в размере 607 руб. 95 коп.

Решением Арбитражного суда Иркутской области от 05 марта 2007г. требования  индивидуального предпринимателя Солынина П.Д. удовлетворены. В обоснование решения суд указал, что требования заявителя правомерны и обоснованы, доказаны материалами дела.

Не согласившись с указанным решением,  МРИ ФНС России №12 по Иркутской области и УОБАО обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Полагают, что страховые взносы имеют отличную от налогов правовую природу и нормы Налогового Кодекса РФ не применимы. У налогового органа отсутствуют полномочия на проведение  возврата (зачета) излишне уплаченных страховых взносов.

  

Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением от 29.05.2007г.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением  от 29.05.2007г.

Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.

            ИП Солынин П.Д. осуществил 06.10.2005г. уплату единого налога за 3 квартал 2006 г. в сумме 5760 руб. на получателя МРИ ФНС России № 12 по Иркутской области, при этом в платежном поручении указал ошибочно КБК 18210202040061000160 (код фиксированного платежа на накопительную часть трудовой пенсии).

            В результате ошибки налогоплательщика образовалась переплата по платежам в Пенсионный фонд и недоплата единого налога в налоговый орган, что подтверждается актом сверки с налоговым органом №614 от 22.12.2005г.

            При устном обращении в декабре 2005г. в Пенсионный фонд Иркутского района, получил устное разъяснение, что Пенсионный фонд РФ письмом за № 08-27/12842 от 28.11.2005 г. на № НК-10/681 от 18.10.2005 г. в адрес отделения Пенсионного фонда РФ по Иркутской области и УОБАО «Об уплате фиксированного платежа лицами 1966 г.р. и старше» определил порядок возврата излишне уплаченных сумм фиксированного платежа в ОПФ в соответствии со ст.78 Налогового кодекса РФ за счет средств бюджета ПФР в течение одного месяца с момента подачи заявления в налоговые органы.

            12.01.2006г. ИП Солынин П.Д. обратился в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы в размере 5790 руб., с целью уплаты указанной суммы в виде единого налога за 3 квартал 2005г.

            На заявление о возврате налоговый орган 02.02.2006г. ответил, что проведение налоговыми органами возврата или зачета излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, не представляется возможным.

            23.08.2006г. вновь обратился в орган ПФР с заявлением о возврате излишне уплаченной суммы страховых взносов, получил устный отказ, мотивированный тем, что до момента урегулирования финансовых взаимоотношений между этими двумя учреждениями, Солынину П.Д. необходимо подождать неопределенное время.

            Тем временем, пока Солынин П.Д. пытался вернуть деньги, налоговый орган в октябре 2006г. взыскал через судебного исполнителя сумму, недоплаченного единого налога за 3 квартал 2005г. в размере 5850 руб., и к ней начисленные пени в размере 370 руб.

            Не согласившись с отказом налогового органа по возврату излишне уплаченных страховых взносов, заявитель обратился в суд с требованием о признании его незаконным и обязать возвратить указанную сумму.

            Статьей 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" под страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование понимаются индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

            Следовательно, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по своей природе не являются налогами или сборами, понятие которых определено в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации. Поэтому полномочия государственных внебюджетных фондов, предусмотренные пунктом 13 статьи 78 названного Кодекса, не распространяются на правоотношения, связанные с возвратом или зачетом уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

            Вместе с тем, из статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" следует, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

            Согласно пункту 1 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

            В соответствии с приложением №11.1 к Федеральному закону от 15.08.96 N 115-ФЗ (в редакции изменений от 23.12.2004 Ш74-ФЗ) "О бюджетной классификации Российской Федерации" главным распорядителем средств федерального бюджета - администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации относительно страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.

            Приказом Минфина России от 16.12.2004 №116н утвержден Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределение между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, пунктом 4 которого предусмотрено, что учет и распределение поступлений между бюджетами осуществляется органами Федерального казначейства на основании заключений налоговых органов о зачете излишне уплаченных (взысканных) налогов (сборов), платежных поручений налоговых органов и распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений, уведомлений налоговых органов и администраторов поступлений в бюджет об уточнении вида и принадлежности платежа (поступлений).

            С учетом изложенного, довод ответчика о том, что у налогового органа отсутствуют полномочия для принятия решения о возврате плательщику уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, суд считает несостоятельным.

            В силу пунктов 7 и 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. Пунктом 13 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что правила, предусмотренные названной статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

            Учитывая изложенное, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о незаконности действий налогового органа по отказу в возврате заявителю излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

            Кроме того, учитывая возраст налогоплательщика (57 лет), Солынин П.Д. не уплачивает фиксированные платежи в ПФР, соответственно переплата не могла быть в дальнейшем зачтена в счет будущих платежей в ПФР.

            Согласно п.10 ст.78 Налогового Кодекса РФ в случае, если возврат суммы излишне уплаченного налога осуществляется с нарушением срока, установленного пунктом 6 настоящей статьи, налоговым органом на сумму излишне уплаченного налога, которая не возвращена в установленный срок, начисляются проценты, подлежащие уплате налогоплательщику, за каждый календарный день нарушения срока возврата.

            Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в дни нарушения срока возврата.

            Таким образом, требование заявителя о взыскании процентов за несвоевременный возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 607 руб. 95 коп., начисленных за период с 12.02.2006г. по 12.02.2007г., является обоснованным.

            Взыскание процентов в данном случае является средством соблюдения баланса публичных и частных интересов, т.к. налоговый орган, как было указано выше, принудительно взыскал недоимку по единому налогу за 3 квартал 2006г. вместе с процентами. В случае своевременного удовлетворения требования заявителя о возврате (зачете) излишне (ошибочно) уплаченных страховых взносов, оснований для взыскания процентов с предпринимателя не имелось бы.   

Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.

            На основании ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с налогового органа в доходы федерального бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 1000 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьей 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации,

 

П О С Т А Н О В И Л:

1.Оставить решение Арбитражного суда Иркутской области от 05.03.2007г., принятое по делу №А19-2696/07-27, без изменения, а апелляционную жалобу МРИ ФНС России №12 по Иркутской области и УОБАО без удовлетворения.

2.Взыскать с МРИ ФНС России №12 по Иркутской области и УОБАО в доходы федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 руб. Выдать исполнительный лист.

3.Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.

 

 

Председательствующий                                                                 Э.П. Доржиев

 

Судьи                                                                                                 Е.В. Желтоухов

                                   

                                                                                                            Т.О. Лешукова 

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2007 по делу n А58-1432/07. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также