Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2007 по делу n А78-5578/2006. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить решение суда без изменения, жалобу без удовлетворения

 

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

672000, г. Чита, ул. Ленина, 100-б

        www.4aas.arbitr.ru; E-mail: [email protected]

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

г. Чита 

дело № А78-5578/2006 С1-6/190

04АП-1156/2007

24 апреля 2007 года

                                                     

Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Куклина О.А., судей Шарковой К.Ж. и Бурковой О.Н.  при секретаре судебного заседания Маркевич Е.В. рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении Четвертого арбитражного апелляционного суда по адресу: г. Чита, ул. Ленина, 100-б, апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Читинской области на решение Арбитражного суда Читинской области от 13 февраля 2007 года по делу № А78-5578/2006 С1-6/190 по иску Комитета по управлению государственным имуществом Читинской области к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Читинской области об обязании передать имущество; третьи лица – Главное управление МЧС России по Читинской области, государственное учреждение «Противопожарная служба Читинской области», главное учреждение «1 отряд федеральной противопожарной службы по Читинской области» (судья Попова И.П.)

при участии в заседании:

от истца – Дылгыржаповой Д.М., представителя по доверенности от 13.03.2007 года;

от ответчика – Серохвостовой А.А., представителя по доверенности от 21.07.2006 года;

от третьего лица 1 – Кривеня В.М., представителя по доверенности от 11.10.2006 года;

от третьего лица 2 –  Митрофановой Е.А., представителя по доверенности от 15.05.2006 года;

от третьего лица 3 - начальника Белых Н.Б..

В судебном заседании суд

У С Т А Н О В И Л:

С 1.01.2005 года решение вопросов организации тушения пожаров (за исключением лесных и особо сложных пожаров при чрезвычайных ситуациях) отнесено Федеральным законом от 6.10.1999 года №184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Для реализации переданных полномочий Администрацией Читинской области постановлением от 2.11.2004 года создано Государственное учреждение «Противопожарная служба Читинской области». С целью наделения учреждения имуществом был подготовлен и согласован с Территориальным управлением Росимущества и Главным управлением МЧС России по Читинской области перечень имущества, который утвержден распоряжением Росимущества от 6.06.2006 года №1701-р «О передаче объектов федеральной собственности в государственную собственность Читинской области». Пунктом 4 указанного распоряжения ответчику предписано оформить передачу имущества, указанного в приложении к распоряжению, в государственную собственность Читинской области. Однако ТУ Росимущества отказывается осуществить передачу спорного имущества. Истец обратился в суд с иском.

Ответчик исковые требования не признал, ссылаясь на то, что спорное имущество на основании распоряжения ТУ Росимущества от 23.03.2006 года №329 изъято из оперативного управления ГУ УГПС УВД Читинской области и передано на баланс ГУ МЧС России по Читинской области. 15.05.2006 года подписаны акты приема-передачи имущества. В связи с чем, ответчик не имеет возможности исполнить распоряжение Росимущества от 6.06.2006 года №1701-р об изъятии спорного имущества из оперативного управления ГУ УГПС УВД Читинской области и передаче его в собственность Читинской области.

Третье лицо-1 исковые требования признало частично, ссылается на готовность передать спорное имущество в государственную собственность Читинской области, за исключением недвижимого имущества и техники по городу Краснокаменску, так как данное имущество находится в фактическом владении ГУ «1 отряд федеральной противопожарной службы по Читинской области».

Третье лицо-2 исковые требования признало, ссылаясь на то, что спорное имущество находится в фактическом владении ГУ ПС на основании договора безвозмездного пользования.

Третье лицо-3 исковые требования признало частично, ссылаясь на то, распоряжение Росимущества от 6.06.2006 года №1701-р было принято без учета изменения структуры федеральной противопожарной службы, поэтому имущество, находящееся в г.Краснокаменске не может быть передано в собственность Читинской области.

Решением Арбитражного суда Читинской области от 13 февраля 2007 года исковые требования удовлетворены полностью.

Не согласившись с решением, ответчик обратился в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт, в удовлетворении требований отказать. В апелляционной жалобе ссылается на то, что распоряжение Росимущества от 6.06.2006 года №1701-р не соответствует требованиям Федерального закона от 22.08.2004 года №122-ФЗ.

Изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы. В соответствии с п.5 ст.214 ГК РФ отнесение государственного имущества к федеральной собственности и собственности субъекта РФ осуществляется в порядке, установленном законом.

Согласно подпункту «п» п.2 и п.4 ст.26.11 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» для осуществления полномочий, указанных в п.2 ст.26.3 настоящего Федерального закона, в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться пожарные объекты, а также пожарное оборудование и снаряжение, необходимые для тушения пожаров. Особенности возникновения, осуществления и прекращения права собственности субъекта Российской Федерации устанавливаются федеральным законом.

В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ №8-П от 30.06.2006 года разграничение государственной собственности и регламентация передачи имущества в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляются посредством специальных норм, содержащихся в федеральных законах и принимаемых в соответствии с ними в рамках данного предмета совместного ведения законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации.

Частью 11 ст.154 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон  «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определена компетенция органов власти и управления относительно принятия решений о передаче имущества, а также установлены сроки передачи (принятия) имущества, в том числе в государственную собственность субъектов Российской Федерации. В соответствии с данной нормой находящееся в федеральной собственности имущество, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации, в том числе в результате разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в собственность субъектов Российской Федерации.

В случае передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации предложения о передаче имущества должны направляться органами государственной власти субъекта Российской Федерации федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему полномочия собственника имущества. Решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации принимаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, если иное не установлено Правительством Российской Федерации.

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать решения о передаче имущества из федеральной собственности в государственную собственность субъектов в соответствии с ч.11 ст.154 Федерального закона от 22.08.2004 года №122-ФЗ, п. 2 Постановления Правительства РФ от 27.11.2004 года №691 и п.5.10 утвержденного им Положения, является Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом.

Как следует из материалов дела, в марте-апреле 2005 года Администрацией Читинской области и МЧС России был утвержден перечень федерального имущества, передаваемого в государственную собственность Читинской области. Перечень был согласован ТУ Росимущества, Сибирским региональным центром по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, ГУ МЧС России по Читинской области (т.1 л.д.55-87), и направлен в Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом для принятия решения о передаче в государственную собственности Читинской области имущества, находящегося в федеральной собственности (т.1 л.д.54).

6.06.2006 Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом принято распоряжение №1701-р «О передаче объектов федеральной собственности в государственную собственность Читинской области» (т.2 л.д.32-41).

Названным распоряжением утвержден перечень передаваемого в государственную собственность Читинской области имущества, принято решение о его передаче, территориальному управлению предписано в срок до 1.07.2006 года оформить передачу имущества в государственную собственность Читинской области.

В соответствии с абзацами 23-27 ч.11 с.154 Федерального закона от 22.08.2004 года №122-ФЗ органы государственной власти, осуществляющие передачу имущества, обязаны передать, а органы государственной власти, осуществляющие принятие имущества, обязаны принять передаваемое имущество на основании указанных в настоящей части решений в соответствии с передаточным актом. Подписанный уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего передачу имущества, передаточный акт в трехдневный срок после принятия указанных в настоящей части решений направляется органу государственной власти, осуществляющему принятие имущества, заказным письмом с описью вложения. Передаточный акт должен быть подписан уполномоченным лицом органа государственной власти, осуществляющего принятие имущества, и представлен органу государственной власти, осуществляющему передачу имущества, в трехнедельный срок.

Подписанный передаточный акт в недельный срок с даты поступления органу государственной власти, осуществляющему передачу имущества, представляется им уполномоченным органам государственной власти для утверждения и внесения изменений в реестр государственного имущества. В случае, если в установленный срок передаточный акт не подписан и (или) не представлен органу государственной власти, осуществляющему передачу имущества, передаточный акт утверждается уполномоченным органом в одностороннем порядке.

Таким образом, обязанность безвозмездной передачи имущества в установленные сроки на основании распоряжения Росимущества возложена на ответчика в силу прямого указания закона.

В соответствии со ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии со ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

ТУ Росимущества в установленные законом и распоряжением сроки спорное имущество в государственную собственность Читинской области не передало, в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу: исковые требования об обязании ответчика передать имущество, указанное в приложении к распоряжению Росимущества от 06.06.2006 года №1701-р, подлежат удовлетворению.

Довод ответчика о том, что истцом был неверно оформлен передаточный акт (т.2 л.д. 15 и 16), не может служить основанием для отказа от передачи имущества, и подлежит отклонению, поскольку нормами Федерального закона от 22.08.2004 года №122-ФЗ установлено, что оформление передаточного акта является обязательством передающей стороны.

Довод ответчика о неясности механизма передачи спорного имущества в связи с его закреплением на праве оперативного управления за ГУ МЧС и отсутствием согласия последнего на передачу имущества по г. Краснокаменску, необоснован, так как согласие ГУ МЧС было получено при согласовании перечня имущества, подлежащего передаче в государственную собственность Читинской области (т.1 л.д.55-87).

В соответствии с п.3 ст.299 ГК РФ право оперативного управления имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренном Гражданским Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у учреждения по решению собственника.

В соответствии с положениями ч.11 ст.154 Федерального закона от 22.08.2004 года №122-ФЗ предусмотренный данной нормой порядок передачи имущества из федеральной собственности в собственность субъектов Российской Федерации применяется при передаче имущества, закрепленного за федеральными органами исполнительной власти, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им организаций, в собственность субъектов Российской Федерации в связи с передачей полномочий, осуществляемых реорганизуемыми территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Суд первой инстанции сделал верный вывод о том, что приказ начальника ГУ МЧС №486 от 29.12.2006 года о временном закреплении федерального имущества за ГУ «1 отряд федеральной противопожарной службы по Читинской области» (т.2 л.д.4-7), принятый в период судебного разбирательства, не соответствует требованиям ст.ст.298 и 299 ГК РФ, согласно которым учреждение не вправе распоряжаться закрепленным за ним имуществом, решение о закреплении имущества за учреждением принимается собственником.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ №8-П от 30.06.2006 года отношения по передаче имущества, находящегося в государственной собственности, обусловливаемые разграничением публично-властных полномочий, включая отношения, касающиеся оснований и порядка передачи имущества,

Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 23.04.2007 по делу n А19-14692/06-38. Постановление суда апелляционной инстанции: Оставить определение суда без изменения, жалобу без удовлетворения  »
Читайте также