Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 25.05.2010 по делу n Г. КРАСНОЯРСК. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

«26» мая 2010 г.

Дело №

г. Красноярск

А69-3010/09-9

 

 

Резолютивная часть постановления принята «19» мая 2010 года.

Полный текст постановления изготовлен «26» мая 2010 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Белан Н.Н.,

судей: Кирилловой Н.А., Магда О.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ахметшиной Г.Н.,

без участия  представителей сторон,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Тувинского республиканского фонда обязательного медицинского страхования

на решение Арбитражного суда Республики Тыва

от 02 марта 2010 года по делу А69-3010/09-9, принятого судьей Ондар Ч.Ч.,

 

установил:

Тувинский республиканский фонд обязательного медицинского страхования обратился в Арбитражный суд Республики Тыва с исковым заявлением к государственному учреждению здравоохранения «Инфекционная больница» о возмещении средств неправомерной оплаты материальных ценностей в сумме 792 312 рублей.

Решением Арбитражного суда Республики Тыва  от  «02» марта 2010 года в удовлетворении искового заявления отказано.

Не согласившись с данным судебным актом, Тувинский республиканский фонд обязательного медицинского страхования обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, исковые требования удовлетворить.

        В апелляционной жалобе истец указал, что действующим законодательством не предусмотрено оказание фондом финансовой и материальной помощи лечебно-профилактическим учреждениям; передавая ответчику материальные ценности, истец действовал в соответствии с главой 50 Гражданского кодекса Российской Федерации  (действия в чужом интересе без поручения); обжалуемое решение не подписано судьей, а подписано секретарем судебного заседания;  в решении не указан порядок его обжалования. 

Государственное учреждение здравоохранения «Инфекционная больница» представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.

         В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей истца и ответчика, надлежащим образом извещенных о дате и времени проведения судебного разбирательства.

Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав представленные доказательства, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения спора.

 Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва проведена проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности Тувинского республиканского фонда  обязательного медицинского страхования за 2008 год и 1 полугодие 2009 года.  В ходе проверки установлено и  в акте проверки от 28.08.2009 №316 зафиксировано, в том числе, что в проверяемом периоде истец по заявкам ответчика приобрел (оплатил) у поставщиков индивидуального предпринимателя Бомберг Г.В., общества с ограниченной ответственностью «Лига», общества с ограниченной ответственностью «Созвездие»  мягкий инвентарь на общую сумму 792 312 рублей, минуя филиал ЗАО «Капитал Медицинское страхование» в г. Кызыле, не отражая оплату приобретенных материальных ценностей по взаиморасчетам с лечебным учреждением за оказанные медицинские услуги.

Факт оплаты истцом мягкого инвентаря подтвержден счетами-фактурами от 30.05.2007 №№ 80, 81, 82, 83,  84,  02.12.2008 №86, 02.12.2008 №29, 02.12.2008 №86,  платежными поручениями от 12.03.2008 №105, 20.03.2008 №133, 24.04.2008 №204, 20.05.2008 №240, 28.11.2008 №537, 09.12.2008 №561, 21.01.2009 №19, 13.02.2009 №52.

Предписанием от 15.09.2009 №177 ответчику предписано устранить выявленные нарушения, в том числе, принять меры по возмещению неправомерной оплаты мягкого инвентаря в доход бюджета Тувинского республиканского фонда обязательного медицинского страхования.

 Согласно справке встречной проверки от 27.08.2009 №316-3, составленной должностными лицами Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва,  оплаченный истцом мягкий инвентарь поступил ответчику в полном объеме и оприходован на счет 310505000.

        Считая, что сумма 792 312 рублей, неправомерно израсходованная истцом на нужды ответчика, подлежит взысканию с ответчика, истец обратился в арбитражный суд  с настоящим иском.

        Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.

В качестве материально-правового истец заявил требование о взыскании с ответчика 792 312 рублей, неправомерно израсходованных истцом на приобретение мягкого инвентаря для ответчика в целях оказания последним медицинских услуг населению в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования.

Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что истец не представил доказательств наличия договорных либо иных оснований для возникновения у ответчика обязательства по оплате истцу спорной суммы.

Суд апелляционной инстанции считает указанный вывод суда первой инстанции правомерным и обоснованным в силу следующего.

Правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в Российской Федерации определены  Законом  Российской Федерации от 28.06.1991 №1499-1  «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (в редакции от 29.12.2006, действующей в спорный период).

Согласно статье 1 указанного закона медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Цель медицинского страхования - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.

Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования.

В силу статьи 12  Закона  Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования создаются Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.

Фонды обязательного медицинского страхования предназначены для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обеспечения финансовой стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение.

Постановлением Верховного Совета Российской Федерации  от 24.02.1993 №4543-1 (в редакции федерального закона от 05.08.2000 №118-ФЗ (ред. 24.03.2001)) утверждено Положение о территориальном фонде обязательного медицинского страхования.

В соответствии с пунктом  2 Положения основными задачами территориального фонда являются, в том числе, обеспечение реализации Закона Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»; обеспечение предусмотренных законодательством Российской Федерации прав граждан в системе обязательного медицинского страхования.

Пунктом 3 Положения к функциям  территориального фонда отнесено, в том числе,  осуществление финансирования обязательного медицинского страхования, проводимого страховыми медицинскими организациями, имеющими соответствующие лицензии (страховщиками), заключившими договоры обязательного медицинского страхования по дифференцированным подушевым нормативам, устанавливаемым правлением территориального фонда; осуществление финансово - кредитной деятельности по обеспечению системы обязательного медицинского страхования.

В силу пункта 6 Временного порядка финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан, утвержденного Федеральным фондом обязательного медицинского страхования 05.04.2001 №1518/21-1,  в состав расходов бюджета территориального фонда включается финансирование территориальной программы ОМС, а также финансирование иных мероприятий, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации по обязательному медицинскому страхованию. При этом расходы на финансирование территориальной программы включают расходы на ведение дела страховых медицинских организаций, выполнение управленческих функций территориальными фондами (филиалами), а также на формирование нормированного страхового запаса.

Согласно статье 14  Закона  Российской Федерации «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» медицинское страхование граждан осуществляют страховые медицинские организации, обладающие необходимым для осуществления медицинского страхования уставным фондом и организующие свою деятельность в соответствии с законодательством, действующим на территории Российской Федерации.

Пунктами 3, 10 Положения о страховых медицинских организациях, осуществляющих обязательное медицинское страхование, утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11.10.1993 №1018, установлено, что основной задачей страховой медицинской организации, осуществляющей обязательное медицинское страхование, является проведение обязательного медицинского страхования путем оплаты медицинской помощи, предоставляемой в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования и договорами обязательного медицинского страхования, осуществления контроля за объемом и качеством медицинских услуг.

К расходам по обязательному медицинскому страхованию относятся, в том числе, оплата медицинских услуг на основании предъявленных медицинским учреждением документов; отчисления в резерв оплаты медицинских услуг и запасной резерв; отчисления в резерв финансирования предупредительных мероприятий по обязательному медицинскому страхованию.

Анализ приведенных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что прямое обеспечение лечебно-профилактических учреждений необходимым финансированием для осуществления мероприятий по оказанию медицинской помощи, предоставляемой в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования, возложено на страховые медицинские организации. Основной задачей территориального фонда обязательного медицинского страхования является обеспечение страховых медицинских организаций финансированием, достаточным для исполнения ими обязанностей перед лечебно-профилактическими учреждениями.

Как следует из материалов дела, в течение 2008 года и первого квартала 2009 года истец по заявкам ответчика приобрел (оплатил) у поставщиков индивидуального предпринимателя Бомберг Г.В., общества с ограниченной ответственностью «Лига», общества с ограниченной ответственностью «Созвездие»  мягкий инвентарь на общую сумму 792 312 рублей.

Данный факт подтвержден счетами-фактурами от 30.05.2007 №№ 80, 81, 82, 83,  84,  02.12.2008 №86, 02.12.2008 №29, 02.12.2008 №86,  платежными поручениями от 12.03.2008 №105, 20.03.2008 №133, 24.04.2008 №204, 20.05.2008 №240, 28.11.2008 №537, 09.12.2008 №561, 21.01.2009 №19, 13.02.2009 №52.

 Согласно справке встречной проверки от 27.08.2009 №316-3, составленной должностными лицами Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Тыва,  оплаченный истцом мягкий инвентарь поступил ответчику в полном объеме и оприходован на счет 310505000.  Таким образом, истец за счет средств на реализацию территориальной программы обязательного медицинского страхования, минуя страховую компанию «Капитал Медицинское страхование»,  приобретал материальные ценности для ответчика.

Истец заявил требование о взыскании с ответчика спорной суммы в порядке искового производства.

В соответствии со статьей 28 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.

Спорные правоотношения, возникшие между истцом и ответчиком, по своей правовой природе не являются гражданско-правовыми.

В данной конкретной ситуации между истцом и ответчиком возникли публичные правоотношения в сфере реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования. Ответчик заказывал и получал мягкий инвентарь в целях оказания гражданам качественной медицинской помощи, предоставляемой в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования.

То обстоятельство, что истец самостоятельно, без правовых оснований на то оснований приобретал для ответчика мягкий инвентарь минуя страховую медицинскую организацию, не свидетельствует о возникновении у ответчика гражданско-правового обязательства по возврату спорной суммы.

Довод апелляционной жалобы о том, что передавая ответчику материальные ценности, истец действовал в соответствии с главой 50 Гражданского кодекса Российской Федерации  (действия в чужом интересе без поручения), является несостоятельным, поскольку спорные правоотношения не являются гражданско-правовыми.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истец не доказал наличие договорных либо иных оснований для возникновения у ответчика обязательства по оплате истцу спорной суммы.

Доводы апелляционной жалобы о том, что обжалуемое решение не подписано судьей, а подписано секретарем судебного заседания;  в решении не указан порядок его обжалования, рассмотрены судом апелляционной инстанции и

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 25.05.2010 по делу n Г. КРАСНОЯРСК. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также