Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 27.04.2010 по делу n А74-70/2010. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворенияТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е 28 апреля 2010 года Дело № А74-70/2010 г. Красноярск Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2010 года. Полный текст постановления изготовлен 28 апреля 2010 года. Третий арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Магда О.В., судей: Кирилловой Н.А., Споткай Л.Е., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ахметшиной Г.Н., в отсутствие лиц, участвующих в деле, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы Российской Федерации на определение Арбитражного суда Республики Хакасия от 27 февраля 2010 года по делу № А74-70/2010, принятое судьей Коршуновой Т.Г., установил:
Федеральная налоговая служба Российской Федерации (далее – уполномоченный орган) обратилась в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о признании муниципального унитарного предприятия «Жилищно-эксплуатационное управление» (далее – МУП «ЖЭУ») несостоятельным (банкротом) в связи с неспособностью должника исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в размере 1 777 334 рубля 71 копейка, и о включении в реестр требований кредиторов МУП «ЖЭУ» задолженности по обязательным платежам в сумме 253 625 рублей 86 копеек. Уполномоченный орган при рассмотрении дела судом первой инстанции уточнил заявление, увеличил сумму, подлежащую включению в реестр требований кредиторов, просил включить в реестр требований кредиторов МУП «ЖЭУ» 585 820 рублей 87 копеек, в том числе 253 625 рублей 86 копеек задолженность по обязательным платежам, 332 195 рублей 01 копейка задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Определением Арбитражного суда Республики Хакасия от 27 февраля 2010 года Федеральной налоговой службе отказано в удовлетворении заявления о введении наблюдения в отношении муниципального унитарного предприятия «Жилищно-эксплуатационное управление», производство по делу № А74-70/2010 прекращено. Не согласившись с указанным судебным актом, уполномоченный орган обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить определение Арбитражного суда Республики Хакасия от 27.02.2010, указав, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального и процессуального права, также разъяснения Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, необоснованно отклонив требование Федеральной налоговой службы Российской Федерации на сумму 611 898 рублей 72 копейки недоимки по НДФЛ. В судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы не явились и не направили своих представителей лица, участвующие в деле, надлежащим образом, в соответствии с положениями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, что подтверждается материалами дела. От уполномоченного органа поступило заявление о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие. Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства. Федеральная налоговая служба Российской Федерации (далее – уполномоченный орган) обратилась в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением о признании муниципального унитарного предприятия «Жилищно-эксплуатационное управление» (далее – МУП «ЖЭУ») несостоятельным (банкротом) в связи с неспособностью должника исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в размере 1 777 334 рубля 71 копейка, и о включении в реестр требований кредиторов МУП «ЖЭУ» задолженности по обязательным платежам в сумме 253 625 рублей 86 копеек. Уполномоченный орган при рассмотрении дела судом первой инстанции уточнил заявление, увеличил сумму, подлежащую включению в реестр требований кредиторов, просил включить в реестр требований кредиторов МУП «ЖЭУ» 585 820 рублей 87 копеек, в том числе 253 625 рублей 86 копеек задолженность по обязательным платежам, 332 195 рублей 01 копейка задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Заявление о признании должника банкротом принято к производству арбитражного суда определением от 23 декабря 2009 года, судебное заседание по рассмотрению обоснованности требований заявителя к должнику назначено на 20 января 2010 года. В ходе судебного разбирательства судом первой инстанции установлено, что налоговым органом был произведен зачет переплаты по обязательным платежам, в результате которого у МУП «ЖЭУ» осталась задолженность: - по транспортному налогу в сумме 671 рубль 39 копеек; - по налогу на имущество в сумме 536 рублей 10 копеек; - по налогу на доходы физических лиц в сумме 611 898 рублей 72 коп. (т.2, л.д. 110-112). Исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи со следующим. В соответствии со статьей 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства). В соответствии с абзацем 5 пункта 3 статьи 48 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее Закон о банкротстве) определение об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу о банкротстве выносится арбитражным судом при отсутствии заявлений иных кредиторов о признании должника банкротом в случае, если на дату заседания арбитражного суда по проверке обоснованности заявления о признании должника банкротом требование лица, обратившегося с этим заявлением, удовлетворено или требование кредитора признано необоснованным либо установлено отсутствие на дату подачи этого заявления хотя бы одного из условий, предусмотренных статьями 8, 9 или пунктом 2 статьи 33 настоящего Федерального закона. Для возбуждения производства по делу о банкротстве по заявлению конкурсного кредитора, а также по заявлению уполномоченного органа по денежным обязательствам в соответствии с пунктом 3 статьи 6 Закона о банкротстве принимаются во внимание требования, подтвержденные вступившим в законную силу решением суда, арбитражного суда, третейского суда. На основании пункта 2 статьи 7 указанного Закона право на обращение в арбитражный суд возникает у конкурсного кредитора, уполномоченного органа по денежным обязательствам с даты вступления в законную силу решения суда, арбитражного суда или третейского суда о взыскании с должника денежных средств. Согласно абзацу 4 пункта 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № 25 от 22.06.2006 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве» взыскание задолженности по обязательным платежам за счет имущества должника является мерой принудительного исполнения, завершающей процесс данного исполнения, которой предшествуют процедуры выставления должнику требования об уплате обязательных платежей, содержащего данные о размере задолженности, основаниях и моменте ее возникновения (статья 69 Налогового кодекса Российской Федерации, статья 350 Таможенного кодекса Российской Федерации), и вынесения решения о взыскании задолженности за счет денежных средств (статья 46 НК РФ, статья 351 ТК РФ). С учетом изложенного приложение к заявлению о признании должника банкротом решения налогового (таможенного) органа о взыскании задолженности за счет имущества должника должно расцениваться как выполнение уполномоченным органом требований, установленных пунктом 2 статьи 39 и пунктом 1 статьи 40 Закона о банкротстве. При этом судам следует учитывать, что решение о взыскании задолженности за счет имущества должника, а также то обстоятельство, что указанное решение не было оспорено на момент подачи заявления о признании должника банкротом, не являются безусловными доказательствами, свидетельствующими об обоснованности предъявленных требований. При заявлении должником в отношении этих требований возражений по существу уполномоченный орган должен доказать задолженность по обязательным платежам путем представления доказательств, содержащих данные об основаниях, моменте возникновения и размере недоимки. В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации № 25 от 22.06.2006 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве» указано, что в силу пункта 10 статьи 16, а также пунктов 3 - 5 статьи 71, пунктов 3 - 5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов, не подтвержденных вступившим в законную силу решением суда, осуществляется арбитражным судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором, с другой стороны. При установлении не подтвержденных судебным решением требований уполномоченного органа по налогам в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности и возможность принудительного исполнения которых в установленном налоговым законодательством порядке на момент их предъявления уполномоченным органом в суд не утрачена. Судом первой инстанции правомерно установлена сумма задолженности МУП «ЖЭУ» по транспортному налогу и налогу на имущество - 1 207 рублей 49 копеек. Поскольку размер задолженности МУП «ЖЭУ» менее ста тысяч рублей, судом первой инстанции правомерно установлено, что данная сумма не может быть рассмотрена арбитражным судом как сумма удовлетворяющая требованиям статей 3, 6, пункта 2 статьи 33 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Довод апелляционной жалобы о необоснованном отклонении судом первой инстанции требования Федеральной налоговой службы Российской Федерации в сумме 611 898 рублей 72 копейки - недоимки по НДФЛ, отклоняется арбитражным апелляционным судом, исходя из следующего. Согласно статье 2 Закона о банкротстве под обязательными платежами понимаются налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы. В соответствии с пунктом 1 статьи 207 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации. Пунктами 4 и 6 статьи 226 НК РФ предусмотрено, что налоговые агенты обязаны удерживать начисленную сумму налога на доходы физических лиц непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате и перечислять суммы исчисленного и удержанного налога на доходы физических лиц не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках. В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, - для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, - для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды. Согласно пункту 9 статьи 226 НК РФ уплата налога на доходы физических лиц за счет средств налоговых агентов не допускается. МУП «ЖЭУ» не является плательщиком налога на доходы физических лиц, а исполняет обязанности налогового агента, в связи с чем должно перечислять в бюджет суммы налога на доходы физических лиц, удержанные с выплаченных им физическим лицам доходов. В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве», требование к налоговому агенту, не исполнившему обязанность по перечислению в бюджет удержанного налога, представляет собой имеющее особую правовую природу требование, которое не подпадает под определяемое положениями статей 2 и 4 Закона о банкротстве понятие обязательного платежа и не может быть квалифицировано как требование об уплате обязательных платежей. Данное требование, независимо от момента его возникновения, в реестр требований кредиторов не включается и удовлетворяется в установленном налоговым законодательством порядке. Споры, вытекающие из правоотношений, в которых должник выступает налоговым агентом, рассматриваются вне дела о банкротстве. Следовательно, требование налогового органа по недоимке и пеням к МУП «ЖЭУ», своевременно не исполнившему обязанность по перечислению в бюджет удержанного НДФЛ, имеет особую правовую природу и не подпадает под определяемое положениями статей 2 и 4 Закона о банкротстве понятие обязательного платежа. Судом первой инстанции установлено, что по данным уполномоченного органа у МУП «ЖЭУ» также имеется задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 332 195 рублей 01 копейка. Управлением Пенсионного фонда были выставлены требования об уплате недоимки по страховым Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 27.04.2010 по делу n А33-12784/2009. Изменить решение »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|