Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 07.02.2010 по делу n А33-18504/2009. Оставить определение без изменения, жалобу без удовлетворенияТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
«28» января 2010 года Дело № А33-18504/2009 г. Красноярск
Резолютивная часть постановления объявлена «27» января 2010 года. Полный текст постановления изготовлен «28» января 2010 года. Третий арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Колесниковой Г.А., судей: Бычковой О.И., Первухиной Л.Ф. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Станько О.П. при участии: от заявителя: Тимофеевой М.В., представителя по доверенности от 22.10.2009, от ответчика: Капсудина Е.В., представителя по доверенности от 11.01.2010, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Первая грузовая компания» на определение Арбитражного суда Красноярского края от «25» ноября 2009 года по делу №А33-18504/2009 о прекращении производства по делу, принятое судьей Раздобреевой И.А., установил:
открытое акционерное общество «Первая грузовая компания» (далее – общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (далее – антимонопольный орган, ответчик) о признании недействительным приказа от 23.10.2009 № 745. Определением Арбитражного суда Красноярского края от 25.11.2009 производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой с определением от 25.11.2009 не согласно, поскольку оспариваемый приказ является ненормативным правовым актом, влечет для общества как проверяемой организации юридически значимые последствия, затрагивающие его права и законные интересы; создает у должностных лиц антимонопольного органа дополнительные права; не соответствует статье 25.1 Закона о защите конкуренции. Антимонопольный орган представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором определение от 25.11.2009 считает законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы несостоятельными. Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам. В соответствии с частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Согласно статье 2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации задачами судопроизводства в арбитражных судах является, в том числе, защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, а также прав и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц в указанной сфере. В силу части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом. Прекращая производство по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что оспариваемый обществом приказ от 23.10.2009 № 745 не является ненормативным правовым актом, по следующим основаниям. В силу части 2 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к подведомственности арбитражных судов отнесены дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Заинтересованные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и незаконно возлагает на них какие-либо обязанности (часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 1 постановления от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснил, что к решениям относятся акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций. Применительно к налоговым правоотношениям понятие ненормативного правового акта, который может быть оспорен в арбитражном суде, дано в пункте 48 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 1 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации», в соответствии с которым под актом ненормативного характера, который может быть оспорен в арбитражном суде путем предъявления требования о признании акта недействительным, понимается документ любого наименования (требование, решение, постановление, письмо и др.), подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа и касающийся конкретного налогоплательщика. Как следует из теории права, с учетом процессуальных норм и разъяснений высших судебных инстанций, к признакам ненормативного правого акта, который может быть оспорен в арбитражном суде, в том числе относятся: - документальная форма акта; - властный характер, выражающийся в возложении на конкретное лицо каких-либо обязанностей, создании каких-либо иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности; - обеспеченность мерами государственного принуждения (вытекающая из обязательности его исполнения лицом, которому адресован соответствующий акт); - издание (в том числе подписание) уполномоченным должностным лицом. Как следует из объяснений заявителя, 23.10.2009 им получено уведомление о проведении внеплановой проверки от 23.10.2009 № 12931, в котором обществу предложено обеспечить осуществление работниками антимонопольного органа проведение внеплановой проверки и представить для изучения необходимые документы (л.д. 10-11), к которому приложен оспариваемый приказ от 23.10.2009 № 745 «О проведении внеплановой проверки» (л.д. 8-9). Оспариваемым приказом решено провести внеплановую проверку по выявлению нарушений требований антимонопольного законодательства в отношении общества и сформирована комиссия по проведению проверки. В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) антимонопольный орган обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства; выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения. Согласно статье 25.1 Закона о защите конкуренции (введена Федеральным законом от 17.07.2009 № 164-ФЗ, вступила в силу 21.07.2009) в целях осуществления контроля за соблюдением антимонопольного законодательства антимонопольный орган вправе проводить плановые и внеплановые проверки федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, коммерческих и некоммерческих организаций, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей. Предметом внеплановой проверки является соблюдение требований антимонопольного законодательства проверяемым лицом при осуществлении им своей деятельности или, если основанием проведения такой проверки является пункт 3 части 4 настоящей статьи, исполнение ранее выданного предписания. Проверка проводится в соответствии с приказом руководителя антимонопольного органа. Приказ руководителя антимонопольного органа о проведении проверки должен содержать сведения, предусмотренные в части 7 данной статьи. Типовая форма приказа о проведении проверки утверждается федеральным антимонопольным органом. Проверяемое лицо уведомляется о проведении внеплановой проверки не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом. Таким образом, при вынесении приказа о проведении внеплановой проверки не устанавливаются факт нарушения антимонопольного законодательства и конкретный нарушитель, не выносится обязательное для исполнения предписание. Наличие либо отсутствие нарушения антимонопольного законодательства устанавливается непосредственно в ходе рассмотрения дела, по итогам которого антимонопольным органом принимается соответствующее решение. При этом, судом апелляционной инстанции установлено, что Административный регламент проведения плановых и внеплановых проверок, а также Типовая форма приказа о проведении проверки до настоящего времени не утверждены. Оспариваемый приказ антимонопольного органа по проведению внеплановой проверки по выявлению нарушений требований антимонопольного законодательства в отношении общества и формированию комиссии по проведению проверки не устанавливает факта нарушения обществом антимонопольного законодательства и не предопределяет субъекта ответственности, а оформляет в предусмотренном законом порядке начало проведения процессуальных действий по проведению внеплановой проверки в целях установления наличия (отсутствия) нарушений антимонопольного законодательства и заявителю не адресован. Оспариваемый приказ также не содержит властного требования индивидуального характера, не влечет юридически значимых последствий, затрагивающих права и законные интересы заявителя, то есть не отвечает основным признакам ненормативного правового акта, в связи с чем, не может быть предметом самостоятельного судебного обжалования, поскольку он является процессуальным, внутриорганизационным документом, что не исключает возможности для заявителя впоследствии его оспаривать при обжаловании принятых по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства решения и предписания антимонопольного органа. С учетом изложенного, довод общества о том, что оспариваемый приказ влечет для общества как проверяемой организации юридически значимые последствия, затрагивающие его права и законные интересы; создает у должностных лиц антимонопольного органа дополнительные права, отклоняется судом апелляционной инстанции как несоответствующий содержанию оспариваемого приказа. Довод общества о том, что оспариваемый приказ не соответствует статье 25.1 Закона о защите конкуренции, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку данные обстоятельства не подлежат оценке при рассмотрении вопроса о подведомственности спора арбитражному суду, а относятся к рассмотрению спора о нарушении антимонопольного законодательства по существу. Поскольку оспариваемый приказ не является ненормативным правовым актом, то суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о неподведомственности настоящего спора арбитражному суду и прекратил производство по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Таким образом, определение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы. В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы общества по оплате государственной пошлины в сумме 1000 руб. согласно платежному поручению от 01.12.2009 № 1830 за рассмотрение апелляционной жалобы подлежат отнесению на общество. Руководствуясь статьями 268, 269, 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Красноярского края от «25» ноября 2009 года по делу №А33-18504/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение. Председательствующий Г.А. Колесникова Судьи О.И. Бычкова Л.Ф. Первухина Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 07.02.2010 по делу n А74-4904/2009. Отменить определение первой инстанции: Направить вопрос на новое рассмотрение (ст.272 АПК) »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Февраль
|