Постановление третьего арбитражного апелляционного суда от 24.12.2010 по делу n а33-13111/2010 по делу о взыскании штрафа за задержку железнодорожных вагонов.суд первой инстанции арбитражный суд красноярского края
ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ
СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 24 декабря 2010 г. по делу N А33-13111/2010 Резолютивная часть постановления объявлена "17" декабря 2010 года. Полный текст постановления изготовлен "24" декабря 2010 года. Третий арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Гуровой Т.С.. судей: Петровской О.В., Хасановой И.А.. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щекотуровой Я.С., при участии: от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Красноярская железная дорога (истца) - Ситниковой Е.В., представителя по доверенности от 21.10.2009; от открытого акционерного общества "РУСАЛ Ачинский Глиноземный Комбинат" (ответчика) - Брагуца А.В., представителя по доверенности от 14.01.2010 N 24-01/000592, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "РУСАЛ Ачинский Глиноземный Комбинат" на решение Арбитражного суда Красноярского края от "06" октября 2010 года по делу N А33-13111/2010, принятое судьей Егоровым А.Л., установил: открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) в лице филиала Красноярская железная дорога (далее также истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к открытому акционерному обществу "РУСАЛ Ачинский Глиноземный Комбинат" (ОГРН 1022401155325, далее также ответчик) о взыскании 134 000 рублей штрафа за задержку вагонов. В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "В-Сибпромтранс". Решением Арбитражного суда Красноярского края от 6 октября 2010 года исковые требования удовлетворены частично. С открытого акционерного общества "РУСАЛ Ачинский Глиноземный Комбинат" в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Красноярская железная дорога взыскано 93 800 рублей штрафа и 5 020 рублей расходов по уплате государственной пошлины. В остальной части исковых требований отказано. При принятии решения суд первой инстанции пришел к выводу о доказанности факта задержки вагонов, принадлежащих перевозчику с момента их приема от перевозчика до момента возвращения на выставочные пути и сдачи их перевозчику и обоснованности начисления штрафа в связи с этим, применил статью 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, уменьшив подлежащий взысканию штраф до 93 800 рублей. Открытое акционерное общество "РУСАЛ Ачинский Глиноземный Комбинат" не согласилось с решением Арбитражного суда Красноярского края, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции о взыскании 93 800 рублей штрафа за задержку вагонов и принять новый судебный акт, уменьшив размер штрафа до 50% предъявленной суммы. По мнению открытого акционерного общества "РУСАЛ Ачинский Глиноземный Комбинат" судом первой инстанции не установлена несоразмерность предъявленного штрафа за задержку каждого вагона, указанного в расчете к исковому заявлению. Суд не дал оценки тому обстоятельству, что часть вагонов после выгрузки подавалась перевозчиком в эти сутки с интервалом в несколько часов для погрузки грузов. При рассмотрении дел данной категории судом размер подлежащей уплате неустойки снижался до 50% от заявленной суммы штрафа. Одним из критериев для установления несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства может быть признано отсутствие доказательств каких-либо негативных последствий, наступивших у истца от ненадлежащего исполнения ответчиком обязательства по своевременной обработке вагонов. Перевозчик не понес убытки, связанные с задержкой вагонов, следовательно, основанием для уменьшения неустойки является недоказанность истцом значительного превышения суммы неустойки перед возможными убытками. Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 18 ноября 2010 года апелляционная жалоба принята к производству, рассмотрение дела назначено на 17 декабря 2010 года. Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала Красноярская железная дорога направило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда оставить без изменения. Уменьшение установленного законом штрафа не побуждает должника к исполнению обязательства по погрузке, выгрузке грузов в установленные законом и договором сроки, поскольку заведомо известно, что при взыскании штрафа в судебном порядке размер его будет значительно уменьшен. В судебном заседании представитель открытого акционерного общества "РУСАЛ Ачинский Глиноземный Комбинат" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, пояснил, что расчет начисленного и предъявленного ко взысканию штрафа за задержку вагонов не оспаривает. Представитель открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала Красноярская железная дорога поддержал возражения на апелляционную жалобу. Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поскольку доводы апелляционной жалобы касаются лишь выводов суда первой инстанции в части применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, а от сторон возражения не поступили, суд апелляционной инстанции в силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции только в обжалуемой части. При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства. Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (перевозчик), открытое акционерное общество "В-Сибпромтранс" (владелец) и открытое акционерное общество "Русал Ачинский Глиноземный Комбинат" (комбинат) подписали договор N Д2006/0060/Т2/127 от 01.02.2006, связанный с подачей и уборкой вагонов на железнодорожные выставочные пути необщего пользования, принадлежащие владельцу (ст. Заводская и ст. Предзаводская). Согласно пункту 1.2. договора открытое акционерное общество "Русал Ачинский Глиноземный Комбинат" осуществляет оплату открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" сбора за подачу, уборку вагонов и плату за пользование вагонами, принадлежащими перевозчику. Подача вагонов на выставочные пути производится по уведомлению, переданному за 2 часа до подачи вагонов уполномоченным лицам владельца и комбината. В соответствии с пунктом 2.1.3 договора локомотивом перевозчика подаются вагоны на выставочные пути станции Заводская и станции Предзаводская. С выставочных путей вагоны подаются комбинату на места погрузки выгрузки локомотивом владельца. Согласно пункту 5.3 договора комбинат несет ответственность перед перевозчиком в соответствии со статьями 62, 99 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации. Ответственность в виде уплаты штрафа за задержку вагонов, принадлежащих перевозчику, наступает при задержке вагонов более 24 часов по истечении технологического срока оборота вагонов, который составляет: при выгрузке грузов с рудой нефелиновой 9 часов, с углем 10 часов, с углем зимой 21 час, прочих грузов 19 часов; при погрузке грузов с глиноземом 52 - 80 вагонов 36 часов, с глиноземом до 52 вагонов 30 часов, прочих грузов на экспорт 30 часов, прочих грузов по России 30 часов. Технологический срок оборота вагонов увеличивается на время дополнительных операций: очистку порожних вагонов, поданных перевозчиком для погрузки - не более 6 часов, очистку, мойку, сушку порожних вагонов, поданных перевозчиком для погрузки - не более 48 часов, размораживание (разогрев) грузов в вагонах - 11 часов; очистка порожнего вагона после выгрузки - не более 1 часа; взвешивание вагона на весах владельца и комбината - не более 2 часов. Расчет платы за пользование вагонами и начисление штрафов производится по ведомостям подачи и уборки вагонов, составленными на основании памяток приемосдатчика, подписываемых уполномоченным лицом перевозчика и комбината или представителем владельца по доверенности, выданной ему комбинатом. Истец для ответчика подавал и убирал вагоны, указанные в памятках приемосдатчика NN 5379, 5292, 5219, 5115, 5157, 5229, 5196, 5374, 5116, 5212, 5323, 5211, 5197, 5328, 5096, 5198, 5307, 5145, 5096, 5290, 5259, вагоны находились у ответчика свыше сроков, установленных соглашением и частью 2 статьи 99 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации. В ведомостях подачи и уборки вагонов NN 2589, 2571, 2573, 2605, 2593, 2595, 2597, 2598, 2599, 2600, составленных на основании указанных памяток приемосдатчика, начислена плата за пользование вагонами и штраф за задержку принадлежащих перевозчику вагонов в сумме 134 000 рублей, с требованием о взыскании которого истец обратился с иском, рассматриваемом в настоящем деле. Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам. Согласно статье 307 Гражданского кодекса Российской Федерации в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе. В соответствии с пунктом 1 статьи 329 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором. В соответствии с частью 6 статьи 62 Федерального закона от 10 января 2003 года N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее по тексту Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации) за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на местах общего и необщего пользования, в том числе на железнодорожных путях необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договорами на подачу и уборку вагонов технологических сроков оборота вагонов, контейнеров либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов под погрузку, выгрузку локомотивами, принадлежащими перевозчику, грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со статьей 99 Устава. Согласно статье 99 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчикам, под погрузкой, выгрузкой грузов в местах общего и необщего пользования, включая железнодорожные пути необщего пользования, более чем на двадцать четыре часа по истечении технологических сроков оборота вагонов, контейнеров, установленных договорами на подачу и уборку вагонов или договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, либо по истечении тридцати шести часов с момента подачи вагонов, контейнеров под погрузку, выгрузку грузов локомотивами перевозчика грузоотправители, грузополучатели, владельцы железнодорожных путей необщего пользования уплачивают перевозчику в десятикратном размере штрафы, установленные статьями 100 и 101 настоящего Устава, без внесения при этом платы за пользование вагонами, контейнерами. При этом задержка вагонов менее чем на пятнадцать минут в расчет не принимается, задержка вагонов от пятнадцати минут до одного часа принимается за полный час. Статьей 100 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации предусмотрено, что за задержку вагонов в случаях, предусмотренных статьями 47 и 99 настоящего Устава, с грузоотправителя, грузополучателя перевозчиком за каждый час простоя каждого вагона взыскивается штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда. За задержку цистерн, цементовозов, бункерных полувагонов, минераловозов и других специализированных вагонов (к которым относятся также фитинговые платформы) размер штрафа, предусмотренный в настоящей статье, увеличивается в два раза, за задержку рефрижераторных вагонов и транспортеров - в три раза. Как установлено судом первой инстанции и не оспорено ответчиком в суде апелляционной инстанции, между сторонами был заключен договор перевозки. Сложившееся в связи с этим между ними правоотношение регламентируется главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации и Уставом железнодорожного транспорта Российской Федерации. Ответчиком также не оспаривается в суде апелляционной инстанции факт задержки вагонов под разгрузкой и погрузкой грузов и обоснованность произведенного истцом расчета штрафа согласно ведомостям подачи и уборки вагонов NN 2589, 2571, 2573, 2605, 2593, 2595, 2597, 2598, 2599, 2600, составленных на основании указанных памяток приемосдатчика в сумме 134 000 рублей. Арифметику расчета ответчик в суде апелляционной инстанции не оспорил. При рассмотрении дела судом первой инстанции, ответчик, также, не оспорил произведенный истцом расчет штрафа, указал на несоразмерность начисленных сумм последствиям нарушения обязательства, в связи с чем, на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации просил уменьшить размер штрафа. Оценив представленные в материалы дела документы и обстоятельства дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в части применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации ввиду следующего. Согласно пункту 36 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 6 октября 2005 года N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" арбитражный суд, установив при рассмотрении конкретного спора явную несоразмерность подлежащего уплате штрафа последствиям нарушения обязательства, вправе уменьшить его размер в соответствии с частью первой статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации. В силу пункта 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить неустойку. Как следует из положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данных в пункте 42 Постановления от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского Постановление третьего арбитражного апелляционного суда от 24.12.2010 по делу n а33-10844/2010 по делу об обязании произвести демонтаж двухсторонних наземных рекламных конструкций.суд первой инстанции арбитражный суд красноярского края »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2024 Декабрь
|