Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13.10.2009 по делу n А33-7661/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
«7» октября 2009 года Дело № А33-7661/2009 г. Красноярск
Резолютивная часть постановления объявлена «01» октября 2009 года. Полный текст постановления изготовлен «07» октября 2009 года. Третий арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Борисова Г.Н., судей: Бычковой О.И., Дунаевой Л.А, при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Станько О.П., при участии представителя Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 22 по Красноярскому краю Кучумова М.В. по доверенности от 08.10.2008 №88, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 22 по Красноярскому краю на решение Арбитражного суда Красноярского края от «23» июля 2009 года по делу №А33-7661/2009, принятое судьей Смольниковой Е.Р., установил:
открытое акционерное общество «Сибирский научно-исследовательский институт строительного и дорожного машиностроения имени Суховского А.Б.» (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 22 по Красноярскому краю (далее - налоговый орган, инспекция) о признании недействительными решений о проведении зачетов от 11.02.2009 № 1623 на сумму 417 389 рублей и от 11.02.2009 № 1625 на сумму 93 356 рублей. Решением Арбитражного суда Красноярского края от 23 июля 2009 года заявленные требования удовлетворены, признаны незаконными решения инспекции от 11.02.2009 № 1623 и от 11.02.2009 № 1625. Налоговый орган обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Из апелляционной жалобы следует, что налоговый орган в соответствии с абзацем 3 пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 25 вправе осуществить зачет подлежащей возврату суммы налога в счет погашения обязательных платежей, требования в отношении которых являются текущими; возможность проведения зачета не ставится в зависимость от процедуры банкротства. Также инспекция указывает, что поскольку задолженность общества, в отношении которой проведен зачет, является текущей, налоговым органом правомерно применены положения статей 5, 134 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве), касающиеся особого режима учета внеочередных требований в ходе движения дела о банкротстве, нарушение прав и законных интересов других кредиторов не допущено. Общество о времени и месте судебного разбирательства извещено (почтовые уведомления от 16.09.2009 №48394, от 17.09.2009 №48395), не направило в судебное заседание своих представителей, отзыв на апелляционную жалобу не представило. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено в отсутствие представителя заявителя. В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 30 сентября 2009 года объявлен перерыв до 14 часов 15 минут 01 октября 2009 года. После перерыва судебное заседание продолжено без участия представителей сторон. Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства. Определением Арбитражного суда Красноярского края от 07 сентября 2005 года по делу № А33-17429/2005 в отношении общества введена процедура наблюдения. Решением Арбитражного суда Красноярского края от 16 марта 2006 года по делу № А33-17429/2005 заявитель признан банкротом. Обществом 20.04.2006 и 13.07.2006 представлены в инспекцию налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость за первый и второй кварталы 2006 года, в соответствии с которыми сумма налога, подлежащая возмещению из бюджета, составила 425 899 рублей за 1 квартал 2006 года и 545 613 рублей за 2 квартал 2006 года. Инспекцией 11.02.2009 года приняты решения № 1623, 1625, на основании которых суммы налога на добавленную стоимость за первый, второй кварталы 2006 года, заявленные к возмещению из бюджета, в размере 510 745 рублей были зачтены в счет погашения задолженности по единому социальному налогу за 9, 12 месяцев 2005 года, 1 квартал 2006 года, обязанность по уплате которых заявлена налогоплательщиком в поданных им налоговых декларациях по данному налогу. Сторонами не оспаривается тот факт, что указанная задолженность в соответствии с положениями Закона о банкротстве относится к текущим обязательствам. Общество, полагая, что решения налогового органа о проведении зачетов на общую сумму 510 745 рублей не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании данных решений недействительными. Исследовав представленные доказательства, заслушав представителя инспекции и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам. В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений. В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Признавая незаконными действия налогового органа, выразившиеся в проведении зачетов на сумму 510 745 рублей, суд первой инстанции исходил из того, что указанные действия инспекции по проведению зачета, то есть самостоятельному взысканию задолженности в рамках конкурсного производства не соответствуют положениям главы 7 Закона о банкротстве, так как зачет суммы налога, подлежащего возврату из бюджета, в счет имеющейся задолженности, может быть осуществлен в период после введения в отношении должника процедуры наблюдения и до открытия конкурсного производства. Суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы налогового органа несостоятельными в силу следующего. Согласно пунктам 1 и 2 статьи 5 Закона о банкротстве текущими платежами в деле о банкротстве и в процедурах банкротства являются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур банкротства не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве. После введения следующей процедуры банкротства платежи по исполнению обязательств, возникших до принятия заявления о признании должника банкротом, срок исполнения которых наступил до даты введения следующей процедуры, не являются текущими платежами. При этом платежи по обязательствам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом, независимо от смены процедуры банкротства, относятся к текущим платежам. Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 постановления от 15.12.2004 № 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» разъяснил, что требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве). В соответствии с пунктом 1 статьи 126 Закона о банкротстве с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности, а также текущие обязательства, указанные в пункте 1 статьи 134 данного Федерального закона, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства. Следовательно, в порядке, предусмотренном налоговым законодательством, подлежат взысканию обязательные платежи, являющиеся текущими и возникшие до открытия конкурсного производства. Обществом 20.04.2006 и 13.07.2006 представлены в инспекцию налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость за первый и второй кварталы 2006 года, в соответствии с которыми сумма налога, подлежащая возмещению из бюджета, составила 425 899 рублей за 1 квартал 2006 года и 545 613 рублей за 2 квартал 2006 года. При этом решением Арбитражного суда Красноярского края от 16 марта 2006 года общество признано банкротом и в отношении него введено конкурсное производство. На основании статьи 131 Закона о банкротстве все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу. Таким образом, сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая возмещению, выявлена инспекцией в ходе конкурсного производства и должна входить в конкурсную массу. Обосновывая правомерность проведенного в феврале 2009 года зачета, налоговый орган ссылается на пункты 17 и 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве». В соответствии с пунктом 17 указанного постановления при рассмотрении споров, связанных с возмещением налога на добавленную стоимость (статья 176 Налогового кодекса Российской Федерации), судам необходимо учитывать, что после вынесения определения о введении процедуры наблюдения налоговый орган вправе засчитывать подлежащую возмещению сумму налога только в счет погашения обязательных платежей, требования в отношении которых являются текущими. Согласно абзацу 3 пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 25 налоговый орган вправе осуществить зачет подлежащей возврату суммы налога в счет погашения обязательных платежей, требования в отношении которых являются текущими. Вместе с тем, приведенные разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации необходимо применять с учетом статей 126, 131 и 134 Закона о банкротстве, положений пункта 11 указанного постановления. Согласно абзацу четвертому пункта 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 25 с даты принятия судом решения о признании должника банкротом исполнительное производство по исполнению решения налогового органа о взыскании текущей задолженности по налогам (сборам) за счет иного имущества должника прекращается в силу положений, установленных абзацами шестым, девятым, десятым пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве. Иное регулирование, в силу которого допускалось бы принудительное исполнение службой судебных приставов-исполнителей решений налогового органа о взыскании текущей задолженности по налогам (сборам) в стадии конкурсного производства, Закон не устанавливает. Следовательно, после признания налогоплательщика банкротом текущие платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия в отношении него конкурсного производства, взыскание которых не было произведено в установленном налоговым законодательством порядке, подлежат исполнению конкурсным управляющим в порядке, установленном статьей 134 Закона о банкротстве. Взыскание таких платежей вне конкурсного производства противоречит статьям 126 и 134 Закона о банкротстве, нарушает установленную статьей 134 Закона о банкротстве очередность погашения внеочередных платежей. Таким же образом регулируется в конкурсном производстве прекращение текущих обязательств должника зачетом. Кроме того, в соответствии со статьями 126, 131 Закона о банкротстве инспекция не имеет права распоряжаться суммой налога на добавленную стоимость, подлежащей возмещению из бюджета налогоплательщику, признанному несостоятельным (банкротом); в данном случае инспекция неправомерно распорядилась денежными средствами заявителя путем проведения зачета. Доводы налогового органа о том, что проведением зачета не были нарушены права и законные интересы других кредиторов, что подтверждается отчетом конкурсного управляющего от 01.05.2009, не могут быть приняты, поскольку на момент принятия оспариваемых решений о проведении зачетов в феврале 2009 года у общества имелась задолженность по внеочередным платежам в размере 3 695 286 рублей 53 копеек, в том числе по платежам, очередность погашения которых предшествует уплате налогов. Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции не имеет оснований для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы. Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от «23» июля 2009 года по делу №А33-7661/2009 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение в первой инстанции. Председательствующий Г.Н. Борисов Судьи О.И. Бычкова Л.А. Дунаева Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13.10.2009 по делу n А33-763/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|