Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13.08.2009 по делу n А74-1010/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворенияТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
«07» августа 2009 года Дело № А74-1010/2009-03АП-2475/2009 г. Красноярск Резолютивная часть постановления объявлена «07» августа 2009 года. Полный текст постановления изготовлен «05» августа 2009 года. Третий арбитражный апелляционный суд в составе: Председательствующего: Дунаевой Л.А., судей: Борисова Г.Н., Первухиной Л.Ф., при ведении протокола судебного заседания секретарем Скрипниковой И.П., при участии: от заявителя: (открытого акционерного общества «Сибирская Угольная Энергетическая Компания») Килина Д.А. представителя по доверенности от 26.12.2008 № 19-01/151613; от ответчика (Хакасской таможни): Желудковой Е.В., представителя по доверенности от 11.01.2009 № 21-01/15, рассмотрев апелляционную жалобу Хакасской таможни на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от «12» мая 2009 года по делу № А74-1010/2009, принятое судьёй Сидельниковой Т.Н., установил: открытое акционерное общество «Сибирская Угольная Энергетическая Компания» (далее – заявитель, общество, ОАО «СУЭК») обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением, уточненным в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Хакасской таможне о признании незаконным решения, изложенного в письме от 12 февраля 2009 года № 05-19/1041, об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных сборов в размере 2 034 037,27 рублей и об обязании Хакасской таможни возвратить 2 034 037,27 рублей таможенных сборов, излишне уплаченных при подаче полных таможенных деклараций. Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 12 мая 2009 года заявленные требования удовлетворены. Не согласившись с решением суда первой инстанции, таможенный орган обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой. В апелляционной жалобе ответчик указывает: - исходя из анализа статьей 60, 63.1, 124, 357.1, 357.6, 357.7 Таможенного кодекса Российской Федерации и Постановления Правительства России от 28.12.2004 № 863 (далее - Постановление № 863), следует, что таможенное оформление и уплата таможенных платежей производиться в каждом случае подачи таможенной декларации (включая временную и полную); - ссылка арбитражного суда в качестве подтверждающего обстоятельств на письмо Федеральной Таможенной Службы России (далее – ФТС) от 25.08.2008 № 01-11/34707 «О таможенных сборах за таможенное оформление» не может быть принята во внимание, поскольку письмом ФТС России от 08.10.2008 № 01-11/41807 в дополнении к указанному письму информировало таможенные органы Российской Федерации о взимании таможенных сборов за таможенное оформление, как при подаче временных таможенных деклараций, так и при подаче полных таможенных деклараций. Представитель ответчика в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал. Заявитель представил отзыв, в котором не согласен с доводами апелляционной жалобой и просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Представитель заявителя в судебном заседании доводы, изложенные в отзыве, поддержал. Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для дела. Открытое акционерное общество «Сибирская Угольная Энергетическая Компания» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1027700151380. В период с 24.06.2008 по 05.11.2008 общество осуществляло вывоз с таможенной территории Российской Федерации в режиме экспорта товаров (уголь), при оформлении которых представило в таможенный орган временные таможенные декларации и уплатило таможенные сборы в сумме 2 168 000 рублей. При подаче полных таможенных деклараций в отношении этих же товаров Общество также уплатило таможенные сборы в сумме 2.034.037,27 рублей. 05.02.2009 ОАО «СУЭК» обратилось в таможенный орган с заявлением о возврате в соответствии со статьей 355 Таможенного кодекса Российской Федерации излишне уплаченных таможенных сборов в сумме 2 034 037,27 рублей Письмом от 12.02.2009 № 05-19/1041 таможенный орган отказал обществу в возврате излишне уплаченных таможенных платежей, сославшись на подпункт 31 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), определяющего, что при периодическом временном декларировании декларанту оказываются публично-правовые услуги, связанные с таможенным оформлением товаров, сборы за таможенное оформление должны уплачиваться при подаче как временной, так и полной декларации. Общество, посчитав, что отказ таможенного органа нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения, изложенного в письме от 12 февраля 2009 года № 05-19/1041. Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам. Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта. В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений. В соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно пункту 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным необходимо наличие одновременно двух условий – несоответствие его закону или иным нормативным правовым актам и нарушение им прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о незаконности отказа таможенного органа в возврате обществу таможенных сборов, уплаченных за таможенное оформление при подаче полных таможенных деклараций в сумме 2 034 037,27 рублей, исходя из следующего. В соответствии со статьей 357.5 Кодекса плательщиками таможенных сборов являются декларанты и иные лица, на которых настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать таможенные сборы. Статьей 357.10 Кодекса предусмотрено, что ставки таможенных сборов за таможенное оформление устанавливаются Правительством Российской Федерации. В соответствии с названной статьей Кодекса Постановлением от 28.12.2004 № 863 определены ставки таможенных сборов. Пункт 7 указанного Постановления содержит положение о том, что в случае повторной подачи таможенной декларации на одни и те же товары при заявлении одного и того же таможенного режима (за исключением подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании) таможенные сборы за таможенное оформление уплачиваются в размере 500 рублей. По делу о признании недействующим пункта 7 Постановления от 28.12.2004 № 863 Верховный Суд Российской Федерации в решении от 24.05.2006 № ГКПИ06-495 и определении кассационной коллегии от 03.08.2006 № КАС06-267 отметил, что подача полной таможенной декларации по своей природе не может быть приравнена к подаче повторной таможенной декларации, и указал на отсутствие оснований для вывода о том, что оспариваемым пунктом регулируются условия и размер оплаты таможенного сбора при подаче полной таможенной декларации. С учетом данного вывода установленная пунктом 7 Постановления № 863 обязанность по повторной уплате таможенного сбора не может быть распространена на случаи подачи полной таможенной декларации при периодическом временном декларировании. Кроме того, согласно статье 357.6 Кодекса таможенные сборы за таможенное оформление должны быть уплачены до подачи таможенной декларации или одновременно с подачей таможенной декларации. В статье 357.7 Кодекса установлено, что при декларировании товаров за таможенное оформление уплачиваются таможенные сборы. Уплата таможенных сборов осуществляется по правилам и в формах, которые установлены Кодексом в отношении уплаты таможенных пошлин, налогов. Статьей 357.8 Кодекса предусмотрено, что взыскание и возврат таможенных сборов осуществляются в соответствии с порядком, предусмотренным Кодексом для взыскания (глава 32) и возврата (глава 33) таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 указанной статьи. Согласно статье 11 Кодекса таможенный сбор - это платеж, уплата которого является одним из условий совершения таможенными органами действий, связанных с таможенным оформлением, хранением, сопровождением товаров. Таможенная процедура - это совокупность положений, предусматривающих порядок совершения таможенных операций и определяющих статус товаров и транспортных средств для таможенных целей Таможенное оформление начинается при вывозе товаров - в момент представления таможенной декларации, а в случаях, предусмотренных Кодексом, - устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление. Таможенное оформление завершается совершением таможенных операций, необходимых в соответствии с Кодексом для применения к товарам таможенных процедур, для помещения товаров под таможенный режим или для завершения действия этого режима, если такой таможенный режим действует в течение определенного срока, а также для исчисления и взимания таможенных платежей (статья 60 Кодекса). Статья 138 Кодекса определяет особенности декларирования товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, в соответствии с обычным ведением внешней торговли необходимые для таможенного оформления. Из содержания и смысла приведенных норм следует, что периодическое временное декларирование как упрощенный порядок таможенного оформления вывозимых за рубеж российских товаров, в отношении которых не могут быть представлены точные сведения, необходимые для таможенного оформления, в соответствии с обычным ведением внешней торговли начинается по общему правилу в момент представления в таможенный орган временной таможенной декларации (в случаях, предусмотренных Кодексом, - в момент устного заявления либо совершения иных действий, свидетельствующих о намерении лица осуществить таможенное оформление), а завершается представлением в таможенный орган полной и надлежащим образом заполненной таможенной декларации. Представление временной таможенной декларации, хотя и требует уплаты таможенного сбора за таможенное оформление, не может рассматриваться как оконченный процесс таможенного оформления. Таким образом, представление декларантом в таможенный орган как временной, так и полной таможенной декларации производится в рамках единого комплекса отношений - процедуры периодического таможенного декларирования. В связи с этим уплата таможенного сбора за таможенное оформление товаров при подаче временной таможенной декларации является оплатой всех действий таможенных органов по таможенному оформлению товара в рамках периодического временного декларирования и исключает повторную уплату таможенных сборов при представлении полной таможенной декларации. Данный вывод подтверждается правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 08 июля 2008 года № 4574/08. Доводы таможенного органа о неправомерном применении арбитражным судом письма ФТС от 25.08.2008 № 01-11/34707 «О таможенных сборах за таможенное оформление» отклоняется судом апелляционной инстанции, так как ссылка на данное письмо не повлияла на правильность выводов, сделанных судом первой инстанции. Судом апелляционной инстанции не принимается ссылка таможенного органа на пункт 7.1 Постановления № 863 (в редакции Постановления от 10.03.2009 №220), поскольку в соответствии со статьей 4 Кодекса данная норма не распространяется на спорные правоотношения. В соответствии с пунктами 1, 2, 4, 8 статьи 355 Кодекса излишне уплаченной или излишне взысканной суммой таможенных пошлин является сумма фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и Кодексом. Таким образом, 2 034 037, 27 рублей, уплаченных обществом в отсутствии такой обязанности при подаче полной таможенной декларации, являются излишне уплаченными таможенными сборами. Из материалов дела усматривается, что таможенные сборы были уплачены в период с 01.11.2008 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13.08.2009 по делу n А74-1376/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения »Читайте также
Изменен протокол лечения ковида23 февраля 2022 г. МедицинаГермания может полностью остановить «Северный поток – 2»23 февраля 2022 г. ЭкономикаБогатые уже не такие богатые23 февраля 2022 г. ОбществоОтныне иностранцы смогут найти на портале госуслуг полезную для себя информацию23 февраля 2022 г. ОбществоВакцина «Спутник М» прошла регистрацию в Казахстане22 февраля 2022 г. МедицинаМТС попала в переплет в связи с повышением тарифов22 февраля 2022 г. ГосударствоРегулятор откорректировал прогноз по инфляции22 февраля 2022 г. ЭкономикаСтоимость нефти Brent взяла курс на повышение22 февраля 2022 г. ЭкономикаКурсы иностранных валют снова выросли21 февраля 2022 г. Финансовые рынки |
Архив статей
2025 Январь
|