Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 02.08.2009 по делу n А33-1190/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения

 

ТРЕТИЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

 

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 

«03» августа 2009 года

Дело №

А33-1190/2009-03АП-2498/2009

г. Красноярск

Резолютивная часть постановления объявлена «31» июля 2009 года.

Полный текст постановления изготовлен          «03» августа 2009 года.

Третий арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствующего Дунаевой Л.А.,

судей: Колесниковой Г.А., Первухиной Л.Ф.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Скрипниковой И.П.,

при участии в судебном заседании представителей сторон:

от заявителя (открытого акционерного общества «Красноярский машиностроительный завод в лице филиала «Химзавод»): Карамышева Н.В., представителя по доверенности от 04.05.2008;

от ответчика (Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Железногорску Красноярского края): Куновой Л.С., представителя по доверенности от 06.04.2009,

рассмотрев апелляционную жалобу открытого акционерного общества «Красноярский машиностроительный завод в лице филиала «Химзавод»

на решение Арбитражного суда Красноярского края

от «26» мая 2009 года по делу № А33-1190/2009,

принятое судьей Бескровной Н.С.,

установил:

открытое акционерное общество «Красноярский машиностроительный завод в лице филиала «Химзавод» (далее – заявитель, общество, ОАО «Красмаш») обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Железногорску Красноярского края (далее – ответчик, налоговый орган, инспекция) о признании налоговой задолженности в сумме 21 436 491,36 рублей (налоги и сборы – 2 545 917,45 рублей, пени – 18 779 100,66 рублей, налоговые санкции 111 473,25 рублей) безнадежной и списании указанной недоимки.

Решением от 26 мая 2009 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Не согласившись с данным решением, заявитель обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, на том оснований, что судебными актами по делу № А33-7753/2007-03АП-3706/2008 установлено, что спорная сумма задолженности отсутствует у общества, однако налоговым органом в нарушение положений статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации задолженность не списана.

Представитель заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал.

Ответчик в отзыве с доводами апелляционной жалобой не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.

В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 12 час. 40 мин. до 15 час. 30 мин. 31.07.2009.

Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Законность и обоснованность решения суда проверяется в пределах доводов апелляционной жалобы и отзыва на апелляционную жалобу в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.

Налоговый орган по состоянию на 21.05.2007 составил справку № 53700 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам открытого акционерного общества «Красноярский машиностроительный завод» в лице филиала Химзавод, в которую включил в качестве задолженности налогоплательщика перед бюджетами 2 545 917,45 рублей налогов и сборов, 18 809 369,19 рублей пени, 179 670,72 рублей налоговых санкций.

Наличие и размер названной задолженности общество оспорило в рамках дела № А33-7753/2007. Решением арбитражного суда от 21.10.2008 по делу № А33-7753/2007 требования общества удовлетворены частично. Судом признаны незаконными действия инспекции Федеральной налоговой службы по г. Железногорску Красноярского края, выразившиеся в незаконном включении в справку № 53700 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 21.05.2007 в качестве задолженности налогоплательщика перед бюджетами  17 484 773,01 руб. пени, 111 473,25 руб. налоговых санкций, как не соответствующие Налоговому кодексу Российской Федерации. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Постановлением суда апелляционной инстанции от 30.04.2009 по делу А33-7753/2007-03АП-3706/2008 решение суда первой инстанции от 21.10.2008 по делу № А33-7753/2008 отменено в части отказа в удовлетворении заявления о признании незаконными действий Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Железногорску выразившихся во включении в справку № 53700 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 21.05.2007 задолженности перед бюджетом в размере 293 418,08 рублей пени, начисленной на недоимку по единому социальному налогу, подлежащему уплате в федеральный бюджет, в указанной части принять новое решение.

Признаны незаконными действия Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Железногорску, выразившиеся во включении в справку № 53700 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 21.05.2007 в качестве задолженности перед бюджетом в размере 293 418,08 рублей пени, начисленной на недоимку по единому социальному налогу, как не соответствующие Налоговому кодексу Российской Федерации.

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 21 октября 2008 года в части устранения допущенных нарушений прав и законных интересов изменено. Суд обязал Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Железногорску выдать справку открытому акционерному обществу «Красноярский машиностроительный завод» о состоянии расчетов по налогам и сборам, взносам по состоянию на 21.05.2007 с учетом того, что в справку не подлежат включению 17 778 191,09 рублей пени, 111 473,25 рублей налоговых санкций.

В остальной обжалуемой части решение Арбитражного суда Красноярского края от 21 октября 2008 года по делу № А33-7753/2007 оставлено без изменения.

Общество, ссылаясь на статью 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой защита гражданских прав осуществляется иными способами, предусмотренными законом, а также на постановление от 19.03.2008 по делу № А33-7753/2007, в котором суд кассационной инстанции указал, что требование о признании задолженности безнадежной предприятием не заявлялось, обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании налоговой  задолженности в сумме 21 436 491,36 рублей (налоги и сборы – 2 545 917,45 рублей, пени – 18 779 100,66 рублей, налоговые санкции – 111 473,25 рублей.) безнадежной и списании указанной недоимки.

Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.

В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается, как на основания своих требований и возражений.

Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции не установил оснований для отмены судебного акта.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии у налогового органа правовых оснований для списания задолженности в силу следующего.

В соответствии со статьями 31 и 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) установлены права и обязанности налоговых органов. При этом согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 32 Кодекса налоговые органы обязаны соблюдать законодательство о налогах и сборах. В силу требований пункта 1 статьи 33 Кодекса должностные лица налоговых органов обязаны действовать в строгом соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Пунктом 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального или юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном:

- Правительством Российской Федерации - по федеральным налогам и сборам;

- исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями - по региональным и местным налогам.

В соответствии с пунктом 2 указанной статьи правила, предусмотренные пунктом 1, применяются также при списании безнадежной задолженности по пеням.

Правительство Российской Федерации в соответствии со статьей 59 Кодекса в пункте 1 Постановления № 100 от 12.02.2001 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам» установило, что признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка и задолженность по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженность по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам в случае:

а) ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» - в части задолженности, не погашенной по причине недостаточности имущества должника;

в) смерти или объявления судом умершим физического лица - по всем налогам и сборам, а в части поимущественных налогов - в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, либо в случае перехода наследства к государству.

Согласно пункту 2 указанного постановления решение о признании безнадежной к взысканию и списании задолженности принимается налоговым органом по месту нахождения налогоплательщика.

Администрация Красноярского края Постановлением № 507-П от 16.07.2001 «О порядке списания невозможных к взысканию долгов по региональным налогам, пеням и штрафам» утвердила Порядок списания невозможных к взысканию долгов по региональным налогам, пеням и штрафам, согласно которому долги по региональным налогам, а также задолженность по пеням и штрафам, взыскание которых оказалось невозможным в силу причин экономического, социального и юридического характера, признаются безнадежными. При этом признаются невозможными к взысканию только те долги, которые остались непогашенными после применения всех предусмотренных законодательством Российской Федерации и Красноярского края мер взыскания, включая субсидиарную ответственность учредителей. Пунктом 2 указанного порядка установлено, что списание невозможных к взысканию долгов производится в отношении юридических лиц в случаях ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Инициатором признания долгов по налогам безнадежными к взысканию выступают инспекции Федеральной налоговой службы по районам и городам Красноярского края. Для рассмотрения вопроса списания невозможных к взысканию долгов по региональным налогам, пеням и штрафам инспекции по налогам направляют в министерство финансов Красноярского края ходатайства о списании долгов (пункт 3 Порядка).

Таким образом, единственным основанием для списания недоимки по федеральным и региональным налогам и сборам, пеням, штрафам является ликвидации организаций соответствии с законодательством Российской Федерации. Иных оснований для списания недоимки юридических лиц действующим законодательством Российской Федерации  не предусмотрено.

Данный вывод соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 11.05.2005 № 16507/04.

Как следует из материалов дела, заявитель обратился с требованием о признании безнадежной и списании задолженности в общей сумме 21 436 491,36 рублей, в том числе, 2 545 917,45 рублей налогов и сборов, 18 779 100,66 рублей пени и 111 473,25 рублей налоговых санкций.

Материалами дела не подтверждается факт ликвидации общества.

При этом статья 59 Налогового кодекса Российской Федерации  не предусматривает расширительного толкования оснований признания долгов по налогам безнадежными к взысканию.

Следует отметить, что спорная сумма задолженности была включена налоговым органом в справку № 53700 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 21.05.2007, что было оспорено обществом в арбитражном суде.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 21.10.2008 по делу № А33-7753/2007, с учетом постановления Третьего Арбитражного апелляционного суда от 30.04.2009 установлено:

- документально подтвержденной является только часть спорной задолженности, а именно: по налогам и сборам в общей сумме 2 545 917,45 рублей и пени в сумме 1 000 909,57 рублей;

- сумма по пени 17 778 191,07 рублей признана неправомерно включенной в справку № 53700 по причинам документальной неподтвержденности; пропуска пресекательных сроков взыскания недоимки, на которую он начислены; отсутствие подтверждающих документов в связи с истечением срока хранения и начисление в период действия реструктуризации;

- задолженность по штрафу в размере 111 473,25 руб. признана недоказанной.

Принимая во внимание, что в данном деле участвуют те же лица, что и в деле № А33 - 7753/2007, суд апелляционной инстанции, соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что в силу пункта 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выше изложенные обстоятельства не требуют доказывания.

С учетом выше приведенного правового регулирования и принимая во внимание, что в рамках дела № А33 – 7753/2007 в качестве основания для обязания инспекции в выдаче справке ОАО «Красмаш» о состоянии расчетов по налогам и сборам, взносам по состоянию на 21.05.2007 без учета 17 778 191,09 рублей пени и 111 473,25 рублей налоговых санкций были определены иные основания, а не ликвидация юридического лица у налогового органа отсутствовали правовые основания для списания спорной суммы задолженности.

Следовательно, суд первой инстанции обоснованно отказал в признании спорной суммы безнадежной ко взысканию.

При изложенных обстоятельствах решение суда первой инстанции от 26 мая 2009 года по делу № А33-1190/2009 об отказе в удовлетворении требований общества является законным и обоснованным, оснований для его отмены в порядке статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд

ПОСТАНОВИЛ:

 

решение Арбитражного суда Красноярского края от «26» мая 2009 года по делу № А33-1190/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.

Председательствующий

Л.А. Дунаева

 

Судьи:

Г.А. Колесникова

Л.Ф. Первухина

Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 02.08.2009 по делу n А33-8330/2009. Оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения  »
Читайте также